Группы интересов как субъекты политического процесса 149


ные группы отличаются друг от друга формами связи между собой и с различными государственными органами, специфическими метода­ми деятельности внутри страны и на международной арене, объемом выполняемых ими функций, особенностями политического спектра различных ассоциаций и выражаемых ими политических воззрений. -' ■ ■ Практически каждый союз и объединение, имеет хорошо раз­витую структуру. Она включаете себя руководящие органы данных союзов и объединений (советы, правления и др.), различные регио­нальные отделения, отделы, компоненты. Например, в структуре Комитета экономического развития США, помимо правления орга­низации (главы ведущих корпораций и банков страны, ведущие представители делового и научного мира ~ 200 человек) имеется также 12 различных комитетов и подкомитетов. Онизанимаютсявы-работкой рекомендаций правительственным органам и организаци­ям по вопросам национальной обороны, развития ядерной энергети­ки, отношений с профсоюзами, борьбы с безработицей, бездомнос­тью, инфляцией и т. д.

Наряду с предпринимательскими союзами и объединениями важные политические функции в политической системе общества выполняют и другие ассоциации крупного бизнеса. В их числе можно назвать, в частности, создаваемые совместными усилиями предпри­нимателей многочисленные исследовательские и пропагандистские организации. Например, Совет по рекламе, который осуществляет свою деятельность в США и имеет целью воздействие на обществен­ное мнение в благоприятном для деловых кругов направлении.

Значительную социальную, политическую и идеологическую роль в политической системе общества выполняют различные бла­готворительные (филантропические) фонды. Они являются мошны-ми и весьма влиятельными организациями капитала. Наибольшее распространение и развитие эти формы организации получили в США. Число их превышает 40 тысяч с активом более 100 млрд. дол­ларов и ежегодные расходы этих фондов достигают 2 млрд. долларов. Нарядус узкоклассовыми функциями существуют многие благотво­рительные фонды, выполняющие и общесоциальные функции, за­трагивающие интересы всех слоев общества. Среди них следует вы­делить те, которые функционируют в сфере образования, здравоо­хранения, социального обеспечения. Деятельность многих из них направлена на финансовую и иную поддержку программ цо обуче­нию кадров для национальных меньшинств, на изучение проблем народонаселения, на борьбу с наркоманией, на оказание помощи ко­оперативам фермеров и ремесленников.

Важные социальные и политические функции в политической системе современного общества выполняют частные клубы. Они объ­единяют в своих рядах ведущих предпринимателей и финансистов, наследников многомиллионных состояний, видных политических де­ятелей, влиятельных журналистов. Будучи закрытыми по своему ха-

рактеру, с выборочным и ограниченным членством, частные клубы
призваны способствовать консолидации высоких, привилегирован­
ных слоев общества, формированию у них общих социально-политит
ческих взглядов и представлений, выработке и закреплению чувства
их элитарной исключительности, групповой сплоченности, совмеотгт
ному обсуждению и принятию важнейших для них политических и
иных решений. Их по праву называют «закрытыми центрами поли­
тической власти», уникальными учреждениями, создающими благо*
даря своей негласной деятельности условия для обеспечения полити­
ческого господства. :

Важную роль в обществе выполняют профсоюзы. Профессио­
нальный союз — общественная организация, объединяющая людей
труда одной и той же профессии или занятых в одной и тойже отрас­
ли производства. Профсоюзы призваны защищать экономические и
социальные интересы трудящихся, поднимать уровень культуры
как трудящихся, так и членов их семей. -г . ■

Профсоюзы — массовая организация трудящихся. Удельный вес членов профсоюзов в общей численности наемных работников в последние годы составил в Швеции — 78,4%, Австрии—64,0 %, Фин­ляндии -^58,8 %,Италии— 56,8 %, Великобритании-г- 55,6 %, ФРГ— 40,4%, Японии ■—г 32,4 %, Франции—31Т7 %, США —*9,7 %.

В современных условиях все более тесное переплетение эко,-номических и социально-политических противоречий в националь­ных и международных масштабах усиливает стремление предпри­нимателей избегать крупных социально-трудовых конфликтов, изыскивать различные нормы «кооперации», «сотрудничества» с профсоюзами. Политика социального партнерства, как комплекс го­сударственно-монополистических мероприятий, направлена на то, чтобы сгладить остроту трудовых конфликтов. .

Отработанный механизм регулирования трудовых отношений
в духе соглашательства существует в Австрии. Функционирование
этого механизма усиливается небольшими размерами страны и на­
личием в ее экономике крупного государственного сектора. В качест­
ве активных сторон политики социального партнерства в Австрии
выступают ассоциации предпринимателей и объединение австрий­
ских профсоюзов. Создаваемые ими совместные комиссии нигде и
никем не избираются, их работа не предусмотрена законодательст­
вом, они не подлежат контролю. Сотрудничество сторон в этих не­
формальных органах социального партнерства не ограничивается
обсуждением отдельных вопросов. Комиссии координируют полити­
ку в области бюджета, инвестиций, рабочей силы, налогов, заработ­
ной платы, цен и конкуренции. ■

В профсоюзном движении существует и другая линия разви­тия. Профсоюзы на нынешнем сложном этапе по возможности пере­ходят в наступление, организуют массовые акции на национальном и международном уровнях.

Наши рекомендации