Группы интересов как субъекты политического процесса 149
ные группы отличаются друг от друга формами связи между собой и с различными государственными органами, специфическими методами деятельности внутри страны и на международной арене, объемом выполняемых ими функций, особенностями политического спектра различных ассоциаций и выражаемых ими политических воззрений. -' ■ ■ Практически каждый союз и объединение, имеет хорошо развитую структуру. Она включаете себя руководящие органы данных союзов и объединений (советы, правления и др.), различные региональные отделения, отделы, компоненты. Например, в структуре Комитета экономического развития США, помимо правления организации (главы ведущих корпораций и банков страны, ведущие представители делового и научного мира ~ 200 человек) имеется также 12 различных комитетов и подкомитетов. Онизанимаютсявы-работкой рекомендаций правительственным органам и организациям по вопросам национальной обороны, развития ядерной энергетики, отношений с профсоюзами, борьбы с безработицей, бездомностью, инфляцией и т. д.
Наряду с предпринимательскими союзами и объединениями важные политические функции в политической системе общества выполняют и другие ассоциации крупного бизнеса. В их числе можно назвать, в частности, создаваемые совместными усилиями предпринимателей многочисленные исследовательские и пропагандистские организации. Например, Совет по рекламе, который осуществляет свою деятельность в США и имеет целью воздействие на общественное мнение в благоприятном для деловых кругов направлении.
Значительную социальную, политическую и идеологическую роль в политической системе общества выполняют различные благотворительные (филантропические) фонды. Они являются мошны-ми и весьма влиятельными организациями капитала. Наибольшее распространение и развитие эти формы организации получили в США. Число их превышает 40 тысяч с активом более 100 млрд. долларов и ежегодные расходы этих фондов достигают 2 млрд. долларов. Нарядус узкоклассовыми функциями существуют многие благотворительные фонды, выполняющие и общесоциальные функции, затрагивающие интересы всех слоев общества. Среди них следует выделить те, которые функционируют в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Деятельность многих из них направлена на финансовую и иную поддержку программ цо обучению кадров для национальных меньшинств, на изучение проблем народонаселения, на борьбу с наркоманией, на оказание помощи кооперативам фермеров и ремесленников.
Важные социальные и политические функции в политической системе современного общества выполняют частные клубы. Они объединяют в своих рядах ведущих предпринимателей и финансистов, наследников многомиллионных состояний, видных политических деятелей, влиятельных журналистов. Будучи закрытыми по своему ха-
рактеру, с выборочным и ограниченным членством, частные клубы
призваны способствовать консолидации высоких, привилегирован
ных слоев общества, формированию у них общих социально-политит
ческих взглядов и представлений, выработке и закреплению чувства
их элитарной исключительности, групповой сплоченности, совмеотгт
ному обсуждению и принятию важнейших для них политических и
иных решений. Их по праву называют «закрытыми центрами поли
тической власти», уникальными учреждениями, создающими благо*
даря своей негласной деятельности условия для обеспечения полити
ческого господства. :
Важную роль в обществе выполняют профсоюзы. Профессио
нальный союз — общественная организация, объединяющая людей
труда одной и той же профессии или занятых в одной и тойже отрас
ли производства. Профсоюзы призваны защищать экономические и
социальные интересы трудящихся, поднимать уровень культуры
как трудящихся, так и членов их семей. -г . ■
Профсоюзы — массовая организация трудящихся. Удельный вес членов профсоюзов в общей численности наемных работников в последние годы составил в Швеции — 78,4%, Австрии—64,0 %, Финляндии -^58,8 %,Италии— 56,8 %, Великобритании-г- 55,6 %, ФРГ— 40,4%, Японии ■—г 32,4 %, Франции—31Т7 %, США —*9,7 %.
В современных условиях все более тесное переплетение эко,-номических и социально-политических противоречий в национальных и международных масштабах усиливает стремление предпринимателей избегать крупных социально-трудовых конфликтов, изыскивать различные нормы «кооперации», «сотрудничества» с профсоюзами. Политика социального партнерства, как комплекс государственно-монополистических мероприятий, направлена на то, чтобы сгладить остроту трудовых конфликтов. .
Отработанный механизм регулирования трудовых отношений
в духе соглашательства существует в Австрии. Функционирование
этого механизма усиливается небольшими размерами страны и на
личием в ее экономике крупного государственного сектора. В качест
ве активных сторон политики социального партнерства в Австрии
выступают ассоциации предпринимателей и объединение австрий
ских профсоюзов. Создаваемые ими совместные комиссии нигде и
никем не избираются, их работа не предусмотрена законодательст
вом, они не подлежат контролю. Сотрудничество сторон в этих не
формальных органах социального партнерства не ограничивается
обсуждением отдельных вопросов. Комиссии координируют полити
ку в области бюджета, инвестиций, рабочей силы, налогов, заработ
ной платы, цен и конкуренции. ■
В профсоюзном движении существует и другая линия развития. Профсоюзы на нынешнем сложном этапе по возможности переходят в наступление, организуют массовые акции на национальном и международном уровнях.