Государство - ведущий институт политической системы 117
ляготся партии; причем одна их часть действует в рамках гражданского общества (так называемые классовые партии), а другая г—- в рамках государства (парламентские фракхщи).
В странах Запада сформировались и специфические институты представительства интересов— многочисленные конституционные комитеты и комиссии, в работе которых обычноучаствуют представители групп и набъединений по интересам. Число таких институтов обычно только при органах центральных правительств насчитывается сотнями, и они выполняют крайне важную функцию выработки рекомендаций и предварительной проработки ответственных государственных решений.
Указанная система, именуемая чаще всего функциональным представительством, превратилась в результате длительного исторического развития не только в один из каналов связи между государством и обществом, но и в необходимейшее звено управлений
. Однако само состояние гражданского общества в странах Запада не дает никаких оснований для утверждений, будто найдена идеальная модель общественного развития и западное общество застраховано от социальных кризисов. Так, в начале 30-х годов XX века выявилась необходимость более глубокого подключения государства к регулированию экономических и социальных процессов.
Вместе с тем сложившуюся там систему отношений гражданского общества и правового государства можно рассматривать как носящую преимущественно общецивилизационный характер.
Современные авторы признают также существенное изменение функций государства. Так КС. Гаджиев, подчеркивает,что на определенном этапе в «индустриальных странах в результате неуклонного расширения государственных социальных программ утвердилось «государства благосостояния» ■—по сути дела взявшее на себя функции ранее принадлежащие гражданскому обществу. Социальные программы стали неотъемлемой-частью правового.государства» (Гаджит К. Гражданское обгцестео и правовое государство //Мировая экономика и международные, отношения. 1992. М 1-2, С. 32)
Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тенденцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ограничивающую ее влияние.
На Западе и у нас различные условия формирования гражданского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиций, экономических и политических свобод. У нас же его формирование происходит в условиях, когда на предшествующих этапах развития страны утвердился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций (прежде всего относительно положения человека) и реальными общественными отнощениями.
Избавление целых поколений от внушенных им доги—процесс длительный. Механическое перенесение на нашу почву различных институтов гражданского общества, существующих в демократических странах Запада/не прюгесет ожидаемых результатов.
Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что
гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюро
кратической системы, находится в зачаточном, аморфном состоя
нии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных, институтов,
доминирование политической системы над гражданским обществом
продолжается. i
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:
-создание экономического фундамента на основе многообра
зия форм собственности и социально-ориентированной-рыночной
экономики; «
- формирование нового типа государственности, базирующе
гося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в
условиях реально сложившейся дифференциации интересов раз
личных групп и общностей;
- создание реального плюрализма в обществе. Этому способст
вует рождение новых форм массовой политической деятельности, а
также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, нефор
мальных гражданских движений; .
-преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Эти процессы, мак показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.
ЛИТЕРАТУРА ..'■■■■■■.''
Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и
международные отношения. 1991. № 2. ~
Гордее* К. С. Концепция граждане «ого обпдества; идейные лекаж в основные веки
формирования//Вопросы философии. 1991. №2- . ■
Изензк И. Государство //Вестник Московского университета. Серия 12. — Социаль
но-политические исследования. 1992. №6 *
Ильин М. В., Ковалев В, И Две стороны одной медали: гражданское общество и госу
дарство//Полис 19S2. J* 1-2, ...■■-.... ' . ,
Моллммеа А. Федерализм « национальное государство (К истории вопроса) //Поли
тические исследования. 1962. № 4
Национальное государство: теория, история, политическая практика //Политичес-
кие исследования. 1992. №8-6. " . .
Сахаров И. А. Институт президентспа в современном мире. Ы, 1994. Тарасов Е. Н. Государство как институт политической системы //Социально-политический журнал. 1994 №1-2. ^ ■'■ '' '■'.■' ■■■"■"; :" "■■ " "' ';■'■'■.■' '" ■'