Государство - ведущий институт политической системы 117


ляготся партии; причем одна их часть действует в рамках граждан­ского общества (так называемые классовые партии), а другая г—- в рамках государства (парламентские фракхщи).

В странах Запада сформировались и специфические институты представительства интересов— многочисленные конституционные комитеты и комиссии, в работе которых обычноучаствуют представи­тели групп и набъединений по интересам. Число таких институтов обычно только при органах центральных правительств насчитывает­ся сотнями, и они выполняют крайне важную функцию выработки ре­комендаций и предварительной проработки ответственных государ­ственных решений.

Указанная система, именуемая чаще всего функциональным представительством, превратилась в результате длительного исто­рического развития не только в один из каналов связи между госу­дарством и обществом, но и в необходимейшее звено управлений

. Однако само состояние гражданского общества в странах За­пада не дает никаких оснований для утверждений, будто найдена идеальная модель общественного развития и западное общество за­страховано от социальных кризисов. Так, в начале 30-х годов XX ве­ка выявилась необходимость более глубокого подключения государ­ства к регулированию экономических и социальных процессов.

Вместе с тем сложившуюся там систему отношений граждан­ского общества и правового государства можно рассматривать как носящую преимущественно общецивилизационный характер.

Современные авторы признают также существенное измене­ние функций государства. Так КС. Гаджиев, подчеркивает,что на оп­ределенном этапе в «индустриальных странах в результате неуклон­ного расширения государственных социальных программ утверди­лось «государства благосостояния» ■—по сути дела взявшее на себя функции ранее принадлежащие гражданскому обществу. Социаль­ные программы стали неотъемлемой-частью правового.государства» (Гаджит К. Гражданское обгцестео и правовое государство //Ми­ровая экономика и международные, отношения. 1992. М 1-2, С. 32)

Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тен­денцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ог­раничивающую ее влияние.

На Западе и у нас различные условия формирования граждан­ского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиций, экономических и политических свобод. У нас же его формирование происходит в ус­ловиях, когда на предшествующих этапах развития страны утвер­дился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций (прежде всего относитель­но положения человека) и реальными общественными отнощениями.




Избавление целых поколений от внушенных им доги—процесс дли­тельный. Механическое перенесение на нашу почву различных ин­ститутов гражданского общества, существующих в демократичес­ких странах Запада/не прюгесет ожидаемых результатов.

Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что
гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюро­
кратической системы, находится в зачаточном, аморфном состоя­
нии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных, институтов,
доминирование политической системы над гражданским обществом
продолжается. i

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:

-создание экономического фундамента на основе многообра­
зия форм собственности и социально-ориентированной-рыночной
экономики; «

- формирование нового типа государственности, базирующе­
гося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в
условиях реально сложившейся дифференциации интересов раз­
личных групп и общностей;

- создание реального плюрализма в обществе. Этому способст­
вует рождение новых форм массовой политической деятельности, а
также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, нефор­
мальных гражданских движений; .

-преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Эти процессы, мак показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием пра­вового государства. Правовое государство призвано обеспечить ус­ловия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.

ЛИТЕРАТУРА ..'■■■■■■.''

Государство - ведущий институт политической системы 117 - student2.ru Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и

международные отношения. 1991. № 2. ~

Гордее* К. С. Концепция граждане «ого обпдества; идейные лекаж в основные веки

формирования//Вопросы философии. 1991. №2- . ■

Изензк И. Государство //Вестник Московского университета. Серия 12. — Социаль­
но-политические исследования. 1992. №6 *

Ильин М. В., Ковалев В, И Две стороны одной медали: гражданское общество и госу­
дарство//Полис 19S2. J* 1-2, ...■■-.... ' . ,
Моллммеа А. Федерализм « национальное государство (К истории вопроса) //Поли­
тические исследования. 1962. № 4

Национальное государство: теория, история, политическая практика //Политичес-
кие исследования. 1992. №8-6. " . .

Сахаров И. А. Институт президентспа в современном мире. Ы, 1994. Тарасов Е. Н. Государство как институт политической системы //Социально-полити­ческий журнал. 1994 №1-2. ^ ■'■ '' '■'.■' ■■■"■"; :" "■■ " "' ';■'■'■.■' '" ■'

Наши рекомендации