Гоеударство - ведущий институт политической системы 111


ние правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества. Его суть мы рассмотрим ниже.

Социальное государствососредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и преду­преждению социальных конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливае­мое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Государство, обла­дая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основ­ные функции по управлению делами общества, поддержанию обще­ственного порядка.

■ ■ ■■ 2.

Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность

Демократическое реформирование общества идет по пути к право­вому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотно­шение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие сво­бодных членов общества, а не просто множество живущих рядом лю­дей, подчиняющихся единым для всех правилам.

Философское обоснование идеи правового государства наибо­лее полно представлено в трудах И. Канта. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источни­ком законов в правовом государстве. Обладая правом участия в об­щем решении, каждый в то же время обязан неукоснительно ему подчиняться. Неотчуждаемой принадлежностью гражданина явля­ется равенство перед законом. Это значит, что любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама не­укоснительно соблюдает те же законы, что и он.

Большая часть положений Канта, а также Д. Локка и Ш. Мон­тескье вошла в Конституцию США 1787 г. и во французскую Декла­рацию прав человека и гражданина 1789 г. Последняя прямо про­возглашала, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конститу­ции» (ст. 16), а также, что «закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» (Ст. 5).

Концепция правового государства в работах русских социоло­гов, юристов конца XIX — начала XX вв., прежде всего А. И. Петра- жидкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, М. Я. Острогорско­го исходила из теории естественного права, что означало в реальной общественной жизни проведение социальных реформ только при




деятельных организаций, признавая их самостоятельность в реше­нии внутренних организационных вопросов и отправления функци­ональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юри­дической регистрации общественных объединении, получения ими прав юридического лица.

Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъ­ектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкции, как правило, обусловливается антиконститу­ционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения.

В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) го­сударства и другие законы. В условиях демократически организо­ванного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парла­менту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.

В-четвертых, потребности общественного согласия, скоорди­нированного развития общества как цельного организма требуют со­действия государственной политике со стороны всех субъектов по­литической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы, как отстаивание своей позиции через средства массовой информации; предание гласности своих платформу заявлений; проведение митингов, борьбы за избирателей и т, д. Но до изменения государственной политики, пересмотра ее ко­ренных положений каждый представитель партии, движения в силу гражданского права обязан осуществлять (если он работает в госу­дарственном учреждении) государственные решения.

Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета ре­алий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.

С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества; Понятие гражданское общество появилось в XVII в., сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получи­ло свое развитие в XVIII в. в работах Ж.-Ж. Руссо, ГИтЛ. Монтескье, Д. Вико и других ученых.

Эти мыслители отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, ониотмеча ли, что в действительности дело обстоит да­леко не так, что реальное государство чаще всего подавляет граж-

дамское общество. Итак, понятие гражданского общества, уже тогда
включало в себя такие важные элементы как договор, учет и реали­
зация интересов граждан. ■ -,:■■

Более подробное изложение взглядов на гражданское общест­во встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловлен­ность возникновения гражданского общества, которое, как он отме­чал, создано «лишь в современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т. е.з!ичной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости .членов-общества друг от друга я^Яег&й» Г. Философия права. М~, 1992. С. 228).

В качестве основополагающих принципов, на которых функ­
ционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную соб-
ственность! «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно
формирующееся общественное мнение, справедливые и строго со­
блюдаемые закоаы. ■'

^Государство и гражданское общество, по Гегелю^>-*—это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослежи­вается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых воз­никло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат —могильщика буржуазного общества, породившего гражданское об­щество; Уделяя главное внимание проблеме влияния экономик» на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество со­ставляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.

У основоположников марксизма речь шла о построении ком­мунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчи­нение его разделению труда.

Поэтому с их точки зрения применительно к будущему отно­
шения между государством и гражданским обществом теряли вся­
кий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и пра­
вовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свобо­
ды вы не вправе поднимать вопросы о свободах. Считалось, что в
коммунистическом обществе, где никто не ограничен исключитель­
ным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в
любой отрасли, общество регулирует все производство, и именно по­
этому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра
другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером зани­
маться скотоводством, после ужина предаваться критике, — как мо­
ей душе угодно, не делая меня, в силу этого, охотником, рыбаком, па­
стухом или критиком. ■ ■■ ■ :

Наши рекомендации