Политическая система общества 79


Политическая организация общества — это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих опреде­ленные функции. В результате их взаимодействияи осуществля­ется политическая власть в данномобществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массо­вой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими ор­ганизациями, т. е. они прямо и непосредственно осуществляют поли­тическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществле­ние власти или борьба за власть—это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществле­нием политической власти, но это лишь один из аспектов их функци­онирования {профсоюзы, молодежные политические организаций). ;

Организации неполитические почти не участвуют в осуществ­лении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации проис­ходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депута­тов вГосударственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им сред­ства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех поли­тических организаций и возможности государственных органов осу­ществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Такие элементы политической организации общества как го-сударствогпартии, общественные организации будут подробно рас­смотрены в последующих темах.

Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе социальных институтов, как средства массовой ин­формации и церковь, занимающих довольно специфическое место в политической системе.

Средства массовой информации (СМИ)— это сложный ин­ститут, который состоит из множества органов и элементов, пред­назначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими — законодательную, исполнительную и судеб­ную. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем; что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производ­ству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздейст­вие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Спе-

цифика определяется профессиональной ориентацией, возрастны­ми характеристиками, характером духовных запросов людей. Свое­образие их положения в политической системе общества'обусловле-но тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем другие сферы политического действия, реализуют свое предназначение. Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают по­следовательность, завершенность процесса социально-политичес­кого управления, участвуют в выработке и принятии законодатель­ных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры
всегда тщательно отбирали информацию.,Подача решений органов
политической власти контролируется последней прямыми и кос­
венными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэто^
му, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений.
Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы
информации. Существует и поток информации «снизу», через не­
формальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем
или иным вопросам. "

В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде обществен­ного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средст­ва массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. В демокра­тических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующий поли­тическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контро­ля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политиче­скими руководителями и партиями неоднозначный противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении наруше­ний законности, в защите граждан от произвола государства. Госу­дарственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и не­политическая система общества 81

6' Политология

зависимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж пере^-датчиков информации от правительства к общественности с прести­жем власти и авторитета правительства.

В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако, и у власти и у бизне­са сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образои, средства массовой информации являются важ­ной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Заметную (а в ряде государств — очень заметную) роль в поли­тической системе общества играет церковь —особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности;религи-озных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управле­ние, верующие и служители культа подчиняются определенной сис­теме норм религиозной морали.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характерис­тиками как религии, так и политики.

Религия неизменно опирается на довольно большие массы сво­их последователей, это—форма общественного сознания. В опреде­ленные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты — это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неиз­бежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются,

- Можно выделить традиционные каналы переплетения рели­гии итюлитики. Во-первых, религия вторгается в социально-полити­ческую жизнь путем влияния на общественные действия своих при­верженцев, использования их религиозных чувств.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную поли­тику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою по­литику осуществляют не только разветвленные церковные уч­реждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии» различные организации, включая детские, молодежные,

женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождениями стремятся осуще­ствлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви име­ют и всемерно используют подобные клерикальные системы воз­действия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различ­ный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организа­ций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и а мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим дви­жениям угодный им характер. Тут применяются разные средства — и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет «есто в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами ве­рующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам' массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-поли­тические дела, последствия их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных со-^ циальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интере­сами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих соци­альных порядков и институтов.

Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более совре­менных, утонченных форм связи религии и политики, позволяю­щих осуществлять либерально-демократическую политику господ­ствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Напри­мер, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и совре­менные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д.

Политическая система общества 83

Кроне политических организаций, в состав политической сис­темы общества входят политические отношения.А отношения оп­ределяют как взаимодействие социальных групп, личностей, соци­альных институтов по поводу устройстваи управления обществом.

В зависимости от субъектного состава их иожно разделить на три группы.

Первая группа — отношения между классами, крупными со­
циальными группами, нациями и государствами. Межклассовые,
межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения
составляют основу политической системы и отражаются в функцио­
нировании соответствующих политических организаций и их взаи­
моотношениях. ■;

Вторую группу составляют так называемые вертикальные от­ношения, которые складываются в процессе осуществления полити­ческой власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления яа социально-экономические, политические и куль­турные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими органи­зациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы,существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических тради­ций й процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга поли­тические режимы (например, тоталитаризм и политический плюра­лизм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в ос­нове функционирования соответствующих политических систем.

Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укреп­ления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официаль­ное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных инди­видов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руко­водствоваться все участники политической жизни, ■

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование ин­тересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие приданной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политиче- _ екого сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь от­ражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной соци­альной и политической практики, представления, ценностные ориен­тации и установки участников политической жизни, их эмоции и пред­рассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управле­ния обществом важно учитывать политические настроения масс.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Выделим сле­дующие из них: 1) определение целей и задач общества; 2) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правя­щих слоев общества; 3) мобилизация ресурсов общества в соответст­вии с данными интересами; 4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, опре­деляющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризи­сом; 5) интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоре­чия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуще­ствляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические при­вилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность раз­личных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность диффе­ренциации в степени доступности социальных благ для различных ка­тегорий граждан и социальных групп.

3.

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается большим многооб­разием, основана на значительном числе различных критериев. Рас­смотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, суще­ствующих в современном мире. Это англо-американская, континен-тально-европейская, доиндустриальная и частично индустриаль­ная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различ­ные политические культуры.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что полити­ческие цели и средства их достижения разделяют практически все.

Наши рекомендации