Управление в социальной сфере

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

Управление в социальной сфере

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль) подготовки

Современные технологии государственного и муниципального управления

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Москва 2016

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Рабочая программа дисциплины

Составитель:

доктор филос. наук, проф. А.В. Герасимов

Ответственный редактор

доктор социол. наук, профессор Ю.Е. Зиятдинова

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО

№_____ от_________________ _____________________

(название)

__________

(подпись, ф.и.о.) Герасимов А.В.

___сентября 2015

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой В. Серегин

__сентября 201

Составитель А. Герасимов

__сентября 2015

Директор Научной библиотеки _____________ Л. Батова

«____»____________2015

© Российский государственный гуманитарный университет, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация………………………………………………………………………………………...

Рабочая программа дисциплины

1. Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи дисциплины

1.2.Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (знания, умения, владения), сформулированные в компетентностном формате

1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

2. Структура дисциплины

3. Содержание дисциплины

4. Информационные и образовательные технологии

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Список источников и литературы

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)

7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

7.1. Планы практических (семинарских) занятий. Методические указания по их организации и проведению. Задания для самостоятельной работы

7.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

7.3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Управление в социальной сфере» является дисциплиной базовой части блока Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры). Дисциплина реализуется на факультете управления Института экономики, управления и права кафедрой государственного и муниципального управления.

Цель дисциплины: приобретение студентами современных знаний, умений и навыков в области управления социальными системами и процессами, овладение механизмами и технологиями социального управления.

Задачи:

овладение систематизированными знаниями о значении, структуре и особенностях социальной сферы как объекта исследования и управления, о базовых концепциях, механизмах функционирования и развития социальной сферы в целом и ее отдельных отраслей;

овладение знаниями в области управления социальной сферой в широком контексте деятельности органов государственного и муниципального управления;

формирование представлений в области управления социальными программами;

выработка широкого диапазона когнитивных и практических умений применять полученные знания для решения задач управления в социальной сфере.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью управлять процессами стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий, обеспечивать их качество и эффективность (ПК-1);

способностью самостоятельно принимать управленческие решения и нести за них ответственность (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

структуру социальной сферы и ее особенности как объекта управления;

тенденции, факторы и механизмы развития социальной сферы;

основные подходы к идентификации социальных проблем и систему показателей социального развития;

особенности современной практики социального управления и процесса реформирования социальной сферы.

нормативные основы и организацию прогнозирования, стратегического планирования в учреждениях социальной сферы;

отечественный и зарубежный опыт управления в социальной сфере.

Уметь:

дифференцировать стратегии, методы и технологии управления социальной сферой;

анализировать проблемные ситуации в социальной сфере и разрабатывать стратегию решения социальных проблем;

осуществлять научное обоснование и информационное обеспечение управленческой деятельности в социальной сфере;

применять научные знания о специфике развития социальных процессов, объектов и явлений при разработке социальных программ, проектов и их экспертизе.

Владеть:

совокупностью методов диагностики социальных проблем, проектирования социальных объектов, экспертизы управленческих решений в социальной сфере;

навыками применения социальных технологий в управлении социальной сферой.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме экспресс-опроса, выполнение творческих работ (реферат, эссе, анализ статей научных журналов), контрольной работы (тестирования), участие в групповых дискуссиях на практических занятиях по заданным проблемам; промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: приобретение студентами современных знаний, умений и навыков в области управления социальными системами и процессами, овладение механизмами и технологиями социального управления.

Задачи:

овладение систематизированными знаниями о значении, структуре и особенностях социальной сферы как объекта исследования и управления, о базовых концепциях, механизмах функционирования и развития социальной сферы в целом и ее отдельных отраслей;

овладение знаниями в области управления социальной сферой в широком контексте деятельности органов государственного и муниципального управления;

формирование представлений в области управления социальными программами;

выработка широкого диапазона когнитивных и практических умений применять полученные знания для решения задач управления в социальной сфере.

1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способности управлять процессами стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий, обеспечивать их качество и эффективность (ПК-1);

способности самостоятельно принимать управленческие решения и нести за них ответственность (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала   Знать: структуру социальной сферы и ее особенности как объекта управления; тенденции, факторы и механизмы развития социальной сферы; Уметь: дифференцировать стратегии, методы и технологии управления социальной сферой; анализировать проблемные ситуации в социальной сфере и разрабатывать стратегию решения социальных проблем; Владеть: совокупностью методов диагностики социальных проблем, проектирования социальных объектов, экспертизы управленческих решений в социальной сфере; навыками применения социальных технологий в управлении социальной сферой.
ПК-1 способность управлять процессами стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий, обеспечивать их качество и эффективность Знать: основные проблемы и задачи развития социальной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; нормативно-правовые основы деятельности исполнительной власти и органов муниципального управления по реализации государственной политики в социальной сфере. Уметь: формулировать задачи развития социальной сферы на муниципальном уровне и обеспечивать работы по их решению; разрабатывать и организовывать выполнение программ социального развития. Владеть: современными подходами к совершенствованию отдельных отраслей социальной сферы; методикой разработки и реализации программно-целевого управления по всем уровням управления социальной сферы, методами оценки эффективности программ развития социальной сферы.
ПК-6 способность самостоятельно принимать управленческие решения и нести за них ответственность Знать: основные подходы к идентификации социальных проблем и систему показателей социального развития; особенности современной практики социального управления и процесса реформирования социальной сферы. Уметь: осуществлять научное обоснование и информационное обеспечение управленческой деятельности в социальной сфере; применять научные знания о специфике развития социальных процессов, объектов и явлений при разработке социальных программ, проектов и их экспертизе. Владеть: совокупностью методов диагностики социальных проблем, проектирования социальных объектов, экспертизы управленческих решений в социальной сфере; навыками применения социальных технологий в управлении социальной сферой.

1.2. Место дисциплины в структуре программы магистратуры

Дисциплина «Управление в социальной сфере» является дисциплиной базовой части Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения на уровне бакалавриата следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Основы теории государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Государственное регулирование экономики», а также умениями и навыками аналитической, исследовательской и проектной работы, сформированными при подготовке выпускных квалификационных работ на предыдущей ступени профессиональной подготовки.

В результате освоения дисциплины формируются компетенции, необходимые для последующего изучения дисциплин «Государственное управление и инновационное развитие», «Государственное стратегическое управление», «Государственный и муниципальный контроль» и прохождения производственной и преддипломной практик, в том числе научно-исследовательской работы.

2. Структура дисциплины

2.1. Структура дисциплины для очной и очно-заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 36 ч., самостоятельная работа обучающихся 72 ч.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ПЗ СРС
Социальная сфера как объект управления 1-4 Опрос Реферат монографических работ и статей
Регулирование государством основных направлений деятельности в социальной сфере 5-16 Опрос Написание эссе Разбор проблемных вопросов
Промежуточная аттестация       Зачет с оценкой
  Всего часов      

2.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 18 ч., самостоятельная работа обучающихся 90 ч.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ПЗ СРС
Социальная сфера как объект управления   Опрос Реферат монографических работ и статей
Регулирование государством основных направлений деятельности в социальной сфере   Опрос Написание эссе Разбор проблемных вопросов
Промежуточная аттестация         Зачет с оценкой
  Всего часов      

3. Содержание дисциплины

Некоммерческие организации, их основные признаки. Функции некоммерческого сектора. Основные виды некоммерческих организаций: организации, обслуживающие внешних потребителей, в основном за счет благотворительности; защита отдельных групп населения путем воздействия на государственную политику; организации, обслуживающие внутренние интересы, в основном за счет взносов.

Тематика докладов

  1. Социальная политика трансформирующегося общества.
  2. Модели социального государства в современном мире.
  3. Этические аспекты управления в социальной сфере.
  4. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием региона.
  5. Проектирование в системе управления социальным развитием региона.
  6. Трансформация региональной системы социальной защиты.
  7. Адресная социальная защита: теория и практика.
  8. Организация адресной социальной поддержки: региональный аспект.
  9. Развитие страховой системы социальной защиты в регионе.
  10. Организация работы территориальных пенсионных фондов.
  11. Организация услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
  12. Организация услуг по обязательному и добровольному пенсионному страхованию.
  13. Развитие сети учреждений социального обслуживания населения в регионе.
  14. Взаимодействие органов государственной власти и управления с организациями гражданского общества в реализации социальной политики.
  15. Приоритеты в системе управления социальным развитием тюменского Севера.
  16. Реформа системы пенсионного обеспечения в современной России.
  17. Управление развитием региональных образовательных систем.
  18. Управление развитием муниципальных образовательных систем.
  19. Модернизация системы общего образования в регионе.
  20. Управление развитием профессионального образования в регионе.
  21. Стратегия развития сферы образования в современной России.
  22. Технологии социальной работы в решении национально-этнических проблем.
  23. Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения.
  24. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в регионе.
  25. Управление развитием муниципальной системы здравоохранения.
  26. Стратегия реформы здравоохранения в России.
  27. Федеральный и субфедеральный аспекты социальной политики: мировой и российский опыт.
  28. Социально-экономические проблемы коренных малочисленных народов Севера и пути их решения.
  29. Социальная структура безработных в регионе и разработка региональной политики занятости.
  30. Региональные особенности уровня жизни: компаративный анализ.
  31. Роль внебюджетных фондов в обеспечении социальной политики.
  32. Информационно-аналитические технологии в управлении социальным развитием региона.
  33. Показатели социального развития общества и региона.
  34. Роль социальной политики в устойчивом развитии региона.
  35. Проблема бедности и пути ее решения: региональный аспект.
  36. Миграционная политика как фактор стабильности региона.
  37. Гендерный аспект социальной политики: отечественный и зарубежный опыт.
  38. Проблема социальной защиты северян.
  39. Социальная поддержка семьи как инструмент демографической политики.
  40. Оптимизация межбюджетных отношений в социальной сфере.
  41. Социальная защита детей-сирот в современной России.
  42. Социальная работа с семьей и детьми: региональные аспекты.
  43. Институт социальной защиты в контексте реформы замены льгот денежными компенсациями: региональный аспект.
  44. Управление сферой культуры в регионе.
  45. Регион как социальная система.
  46. Современные подходы к изучению региональных особенностей российского социума.
  47. Благотворительность как форма социальной поддержки населения.
  48. Социальное государство в России: противоречия и перспективы формирования.
  49. Социальная политика в отношении молодых специалистов.
  50. Системы пенсионного обеспечения: мировой опыт.
  51. Проблема дифференциации уровней экономического и социального развития российских регионов и пути ее разрешения
  52. Роль государства в развитии отношений социального партнерства.
  53. Формы социального партнерства государства и НКО в социальной политике.
  54. Роль градообразующих предприятий в развитии социальной сферы территорий.
  55. История развития социального страхования в России.
  56. История развития социальной работы в России.
  57. Предпринимательство и коммерческая деятельность в отраслях социальной сферы.
  58. Международное сотрудничество в отраслях социальной сферы.
  59. Роль и значение благотворительных международных организаций в развитии социальной сферы в России.
  60. Патерналистская модель социальной политики.
  61. Управление развитием сферой досуга в Тюменской области.
  62. Управление развитием спорта в регионе.
  63. Особенности рынка медицинских услуг в Тюмени.
  64. Проблемы совершенствования системы медицинского страхования.
  65. Региональная политика и бюджетный федерализм.
  66. Зарубежный опыт региональной социальной политики.
  67. Проблемы подготовки управленческих кадров для здравоохранения России
  68. Социальное содержание качества жизни.
  69. Решение проблем безработицы молодежи в Тюменской области.
  70. Новые технологии работы с пожилыми людьми.
  71. Семейная политика как составляющая демографического развития России.
  72. Социальная профилактика как основа предупреждения социального сиротства.
  73. Организация социальной работы с трудовыми мигрантами.
  74. Социальные проблемы миграции и технологии их решения.
  75. Управление учреждениями рекреационного сервиса.
  76. Формирование и развитие рынка туристских услуг.
  77. Модель социального рыночного хозяйства (на примере Германии).
  78. Факторы риска социальной эксклюзии в обществе позднего модерна.
  79. Внедрение новых технологий управления социальной сферой в России: проблемы и перспективы.
  80. Проблемы сохранения социально активной жизни населения старших возрастных групп.

Темы эссе

1. Проявления социальной эксклюзии в современной России и пути ее преодоления.

2. Какие могут быть ограничения для социальной политики?

3. Роль институтов гражданского общества в решении социальных проблем населения.

4. Социальная структура российского общества и ее трансформация.

5. Социальная политика как фактор экономического развития.

6. Оценка эффективности социальной политики.

7. Социальное обоснование экономических решений.

8. Социальная защита населения: экономические и гуманитарные критерии.

9. Региональные особенности социальной политики.

10. Социальный опыт экономически развитых стран и его возможности в России.

11. Эффективность социальной политики: подходы к измерению.

12. Внебюджетные фонды в схеме финансирования социальной политики в России.

13. Трудоустройство безработных: создание эффективного механизма.

14. Региональная дифференциация уровня безработицы: причины и последствия.

15. Латентные процессы на российском рынке труда и социально-экономическая политика.

16. Активная политика занятости и ее перспективы.

17. Молодежная политика: цели, задачи и механизмы реализации.

18. Принципы и этапы пенсионной реформы.

19. Расчет прожиточного минимума: мировая практика и российский опыт.

20. Жилищно-коммунальная реформа и доходы населения.

21. Система здравоохранения: поиск модели для России.

22. Миграционная политика и геополитические интересы России.

5.4.3. Тестовые задания

Вариант 1

1. Социальная политика – это…

А) совокупность (система) конкретных мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения

Б) система взаимоотношений и взаимодействий общества, бизнеса и государства по повышению благосостояния населения

В) способ поддержания социальной устойчивости общества

Г) комплексная характеристика жизнедеятельности населения

Д) деятельность по регулированию доходов населения

2. Государственная социальная политика – это деятельность органов власти во взаимосвязи с бизнесом, общественными объединениями…

А) по повышению благосостояния населения

Б) по улучшению социального положения населения

В) по улучшению положения трудящихся, занятых в общественном производстве

Г) по общественному вспомоществованию бедным и нетрудоспособным слоям населения

Д) по удовлетворению материальных и духовных потребностей населения

3. Субъектами социальной политики являются…

А) частная собственность Б) граждане В) государственные служащие

Г) государство Д) заработная плата

4. Объектом социальной политики являются…

А) население Б) социальная стабильность В) социальные потребности

Г) социальные группы, слои, общности Д) образование

5. Народ можно считать одновременно субъектом и объектом государственной социальной политики, поскольку….

А) это противоположные стороны властных отношений

Б) народ должен подчиняться государственной власти

В) народ является источником власти, но при этом берет на себя обязанность выполнять решения государственных органов власти

Г) государственная социальная политика должна выражать интересы народа

Д) в органах власти обеспечивается представительство многообразных социальных групп и слоев общества

6. Основными принципами государственной социальной политики являются…

А) солидарность Б) справедливость В) социальная ответственность

Г) убеждение Д) администрирование

7. Основными функциями социальной политики являются…

А) регулятивная Б) интегративная В) идеологическая

Г) административная Д) мотивационная

8. Главными целями государственной социальной политики в современной России являются…

А) повышение благосостояния населения

Б) удовлетворение потребностей населения на минимальном уровне

В) удовлетворение постоянно возрастающих потребностей населения

Г) укрепление вертикали власти

Д) искоренение бюрократизма

  1. К социальным правам граждан относятся…

А) охрана материнства, отцовства, детства Б) охрана здоровья

В) право участвовать в деятельности политических партий

Г) право на труд Д) право создавать общественные организации

10. Признание свободы индивида, личности в качестве важнейшей социальной ценности – это ядро…

А) консерватизма Б) либерализма В) коммунизма

Г) социал-демократизма Д) корпоративизма

11. Существование безработицы в обществе означает, что государство…

А) должно предоставить работу каждому гражданину

Б) обязано заботиться о создании условий для обеспечения занятости населения

В) обязано предоставить безработным пособие по безработице

Г) не выполняет своих функций по соблюдению прав человека

Д) стимулирует рост социальной напряженности

12. Государство в жилищной сфере…

А) гарантирует получение жилья

Б) формирует рынок жилья

В) разрабатывает жилищную политику

Г) полностью ответственно за происходящее в данной отрасли

Д) удовлетворяет максимальные потребности в жилье

13. Борьба с бедностью состоит в …

А) распределении социальной помощи нуждающимся

Б) снижении налогов и страховых взносов

В) проведении экономической и социальной политики, направленной на повышение общего уровня жизни в стране.

Г) проведении политики преодоления массовой бедности

Д) разгосударствлении собственности

Вариант 2

1. Человеческий и социальный капитал имеют невещественный характер?

Да Нет

2. Основоположником современного дискурса социального капитала является Джеймс Коулман.

Да Нет

3. Концепцию социального капитала как необходимого условия развития современной демократии разработал Роберт Патнэм.

Да Нет

4. К общественным экономическим ресурсам относятся ресурсы, созданные и используемые крупными сообществами.

Да Нет

5. Влияние социального капитала на экономическое развитие связано с выявлением качественных характеристик социально-экономического порядка?

Да Нет

6. В отличие от человеческого капитала социальный капитал создается и накапливается внутри социальных групп и организаций?

Да Нет

7. Социальный капитал не является источником экономического роста?

Да Нет

8. В отличие от социального капитала человеческий капитал воплощен в социальных связях?

Да Нет

9. Социальный капитал как метаиститут- это специфические ограничения и предпочтения формального и неформального характера, обеспечивающие взаимодействие хозяйственных агентов?

Да Нет

10. Основным методологическим принципом формирования социального капитала является принцип "доверие-обязательство без санкций"?

Да Нет

11. Количество социального капитала предопределяет экономические результаты деятельности?

Да Нет

12. Экономические результаты деятельности агентов предопределяют количество социального капитала?

Да Нет

13. Важнейшей функцией социального капитала является создание условий метасреды, на базе которой возможно формирование эффективной институциональной структуры?

Да Нет

14 Наличие высокой доли информированного и образованного населения повышает политическую активность.

Да Нет

14. Чем выше активность средств массовой информации, тем ниже избирательная ответственность населения на выборах.

Да Нет

15. Нужно ли в государстве большое количество свободной прессы?

Да Нет

16. Верно ли утверждение о том, что демократии, существующие в течение продолжительного периода времени оказывают большее влияние на общество, нежели кратковременные?

Да Нет

17. В постоянных демократиях согласно статистическим данным расходуется больше средств на здравоохранение?

Да Нет

18. В литературе до настоящего времени основное внимание уделялось политическим условиям увеличения продолжительности жизни, нежели образовательным и экономическим предпосылкам развития демократии.

Да Нет

Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой

  1. Особенности управления в социальной сфере.
  2. Основные подходы к определению социальной сферы и ее структуры.
  3. Классификация элементов социальной инфраструктуры.
  4. Субъекты и объекты управления социальной сферой.
  5. Социальная политика как технология социального развития: понятие, функции, принципы, критерии эффективности.
  6. Основные модели социальной политики: патерналистская, либеральная/монетаристская, корпоративная, солидарная.
  7. Социальное государство: его признаки и принципы. Российская Федерация как социальное государство.
  8. Особенности социальной политики в кризисном обществе. Приоритеты социального развития России на современном этапе.
  9. Комплексные целевые программы как инструмент управления отраслями социальной сферой.
  10. Новые технологии в управлении отраслями социальной сферы.
  11. Показатели развития социально-трудовой сферы и качественных характеристик населения.
  12. Система демографических показателей.
  13. Оценка уровня жизни и социальной дифференциации населения.
  14. Показатели качества жизни в регионах. «Кризисный» индекс качества жизни.
  15. Использование индекса развития человеческого потенциала в оценке качественного развития российских регионов.
  16. Финансирование, ориентированное на результат, в управлении отраслями социальной сферы.
  17. Место внебюджетных государственных и негосударственных социальных фондов в реализации социальной политики.
  18. Сущность социальной защиты и социального обеспечения населения.
  19. Социальное страхование: сущность, принципы, формы.
  20. Нормативно-правовое и организационное обеспечение системы социальной защиты населения.
  21. Социальная поддержка населения: программы, формы.
  22. Проблема эффективности льготного обеспечения в условиях рынка.
  23. Необходимость адресной социальной поддержки и основные проблемы ее организации.
  24. Прямые и косвенные методы оценки нуждаемости при организации адресной социальной поддержки.
  25. Система социальной работы и ее основные технологии.
  26. Профилактика, адаптации и реабилитация в социальной работе.
  27. Социальное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста.
  28. Формы социальной работы с бездомными.
  29. Бедность и социальная эксклюзия.
  30. Цели и задачи государственной политики в здравоохранении. Основные направления и принципы реформирования здравоохранения.
  31. Организационные и правовые основы управления здравоохранением.
  32. Инфраструктура системы здравоохранения на региональном и муниципальном уровне. Организационно-правовые формы медицинских организаций.
  33. Источники финансирования территориальной системы здравоохранения.
  34. Модели организации ОМС.
  35. Программно-целевой подход в управлении сферой здравоохранения.
  36. Система образования Российской Федерации. Основные проблемы российского образования.
  37. Приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной политики в сфере образования.
  38. Детерминанты развития региональной системы образования.
  39. Государственная политика в сфере общего образования.
  40. Государственная политика в сфере профессионального образования.
  41. Культурная политика: понятие, субъекты, принципы.
  42. Цели и приоритетные направления государственной политики в сфере культуры. Модели государственной культурной политики.
  43. Проблемы и основные направления развития сферы культуры в России.
  44. Туризм как отрасль рекреационной системы и сектор экономики. Туризм как инструмент экономического и социального развития региона.
  45. Стратегия государственной политики в сфере ФКС: приоритеты, механизмы реализации. Разграничение полномочий между уровнями власти в развитии сферы ФКС.
  46. Связь жилищной сферы с качеством жизни. Индикаторы состояния жилищной сферы.
  47. Советский и зарубежный опыт жилищной политики.
  48. Особенности жилищной политики в современной России, ее цели, направления и механизмы реализации.
  49. Целевые программы в жилищной сфере.
  50. Практика социальной жилищной политики в российских регионах.
  51. Организационно-правовой механизм социальной работы. Социальные услуги и социальные службы.
  52. Роль некоммерческих негосударственных организаций в социальном обслуживании населения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Источники

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 20.08.2010).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 10.12.2011).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) (ред. от 07.12.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 02.00.2012).

4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-Ф3 (ред. от 30.11.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.11.2011).

5. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ « (ред. от 28.07.2004).

6. О минимальном размере оплаты труда: федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 08.10.2011).

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № ІЗІ-ФЗ (ред. от 07.12.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 08.12.2011).

8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 02.12.2011).

9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 03.12.2011).

10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (ред. от 21.11.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 02.12.2011).

Наши рекомендации