Источники, методы и система АП

Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:

  1. Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
  2. Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
  3. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
  4. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  5. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Система АП: Состоит из 3 частей:

1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.

2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:

2.1. межотраслевые сферы

2.2. социально-политическая

2.3. социально-культурная

2.4. хозяйственная деят-ть государства

3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. КОАП
  5. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  6. Постановления Правительства
  7. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  8. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Понятие административно-правовых норм и их структура, виды

Норма АП, как и норма любой отрасли права представляет собой правила общего характера, определяющих меру должного поведения субъектов РФ.

Норма АП – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения в сфере гос управления.

АПН состоит из:

  1. Гипотеза - содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом
  2. Диспозиция - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
  3. Санкция - неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.
  4. Поощрение - предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения.

Виды АПН:

1. По предмету правового регулирования:

1.1. материальные

1.2. процессуальные

2. По методу воздействия на субъекты АП:

2.1. обязывающие

2.2. уполномочивающие

2.3. запрещающие

2.4. стимулирующие

3. По форме предписания:

3.1. категорические (императивные)

3.2. рекомендательные

3.3. диспозитивные

4. По способу действия:

4.1. в пространстве (общероссийские, региональные, местные)

4.2. во времени (срочные и бессрочные)

4.3. по субъектам (физ., юр и должностные лица)

Принципы и источники АП

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. КОАП
  5. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  6. Постановления Правительства
  7. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  8. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.


Наши рекомендации