Источники, методы и система АП
Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:
- Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
- Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
- Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
- Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
- Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.
Система АП: Состоит из 3 частей:
1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.
2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:
2.1. межотраслевые сферы
2.2. социально-политическая
2.3. социально-культурная
2.4. хозяйственная деят-ть государства
3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)
Источники АП:
- Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
- Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
- Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
- КОАП
- Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
- Постановления Правительства
- НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
- Акты министерств и ведомств субъектов РФ
Понятие административно-правовых норм и их структура, виды
Норма АП, как и норма любой отрасли права представляет собой правила общего характера, определяющих меру должного поведения субъектов РФ.
Норма АП – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения в сфере гос управления.
АПН состоит из:
- Гипотеза - содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом
- Диспозиция - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
- Санкция - неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.
- Поощрение - предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения.
Виды АПН:
1. По предмету правового регулирования:
1.1. материальные
1.2. процессуальные
2. По методу воздействия на субъекты АП:
2.1. обязывающие
2.2. уполномочивающие
2.3. запрещающие
2.4. стимулирующие
3. По форме предписания:
3.1. категорические (императивные)
3.2. рекомендательные
3.3. диспозитивные
4. По способу действия:
4.1. в пространстве (общероссийские, региональные, местные)
4.2. во времени (срочные и бессрочные)
4.3. по субъектам (физ., юр и должностные лица)
Принципы и источники АП
Источники АП:
- Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
- Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
- Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
- КОАП
- Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
- Постановления Правительства
- НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
- Акты министерств и ведомств субъектов РФ
Принципы:
- Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
- Принцип демократии (народовластия).
- Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
- Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
- Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
- Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.