Понятие, принципы, методы, система АП

Понятие, принципы, методы, система АП

АП – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ.

Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:

  1. Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
  2. Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
  3. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
  4. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  5. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

Система АП: Состоит из 3 частей:

1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.

2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:

2.1. межотраслевые сферы

2.2. социально-политическая

2.3. социально-культурная

2.4. хозяйственная деят-ть государства

3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)

Принципы и источники АП

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. КОАП
  5. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  6. Постановления Правительства
  7. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  8. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.


Гл.Общие положения: Ростовская область является равноправным субъектом Российской Федерации. на всю территорию Ростовской области распространяется суверенитет Российской Федерации.высшая ценность права граждан.

2гл.административно-территориальное устройство Р.о. Территория Ростовской области - 100,8 тысячи квадратных километров. Ростовская область имеет сухопутные и водные границы. Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-Дону. В состав Ростовской области входят 55 административно-территориальных образований. Город Воинской славы.

Гл 2.1.пространственное развитие Р.О. Пространственное развитие Ростовской области обеспечивается посредством осуществления проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкция объектов капитального строительства.

Гл. основы экономических отношений в Р.О. На территории Ростовской области гарантируются и обеспечиваются свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, а также равенство всех форм собственности и их защита.

Гл.основы гос. Устройства Р.О. Система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя. и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Гл.законодательная власть в Р.О.законодательное собрание явл.единственным органом законодательства. Законодательное Собрание Ростовской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Законодательное Собрание Ростовской области состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ростовской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательное Собрание Ростовской области осуществляет свои полномочия на заседаниях. Деятельность Законодательного Собрания Ростовской области возглавляет Председатель.

Гл.исполнительная власть в Р.О. Высшим должностным лицом Ростовской области является Губернатор Ростовской области. Правительство Ростовской области является высшим органом исполнительной власти Ростовской области. Структура органов исполнительной власти Ростовской области определяется Губернатором. по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Ростовской области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

8 гл.местное самоуправление: Местное самоуправление в Ростовской области – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – областными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Гл 9 казачество: казачество - исторически сложившаяся общность в составе многонационального населения Ростовской области, имеющая самобытные традиции, культуру. Деятельность казачьих обществ и общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по возрождению казачества не должна нарушать права и свободы неказачьего населения.

Гл.10порядок принятия Устава Р.о и внесения поправок в него; Устав Ростовской области принимается Законодательным Собранием Ростовской области. Поправки в Устав Ростовской области вносятся областным законом. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава Ростовской области могут вносить Губернатор Ростовской области, группа депутатов Законодательного Собрания, Ростовский областной суд, Арбитражный суд Ростовской области, Избирательная комиссия Ростовской области по вопросам их ведения….

23.правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ….

Мэр города Ростова на дону –Чернышов,губернатор-голубев.должностное лицо субъекта федерации избирается сроком на 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд.

Полномочия должностного лица:-представляет интересы субъекта РФ,-обнародует либо отклоняет законы,-формирует орган исполнительной власти субъекта РФ или принимает решения об его отставке,-имеет право участвовать на заседаниях законодательных исполнительных органов субъектоа РФ.полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращается в след.случаях:-смерть долж.лица;-вступление в силу обвинительного приговора суда;-пенсия;-признание судом недееспособным;-ограничение в дееспособности;-признание судом умершим или безвести пропавшим;-утраты доверия Президента РФ;-выезд за пределы РФ на постоянное место жительства и приобретение им иного гражданства..высшее долж.лицо руководствуетсясвоей деятельностью на основании законов и выносит указы ,постановления и распоряжения.

24. система Федеральных органов Исполнительной Власти. Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т. д.). Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции. Правительство соПредседатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.стоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые — индивидуальный. Акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам, в противном случае они отменяются Президентом. Министерства РФ — это центральные органы исполнительной власти. Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями экономики или сферами деятельности. осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями экономики или сферами деятельности. Считается, что государственные комитеты в отличие от министерств осуществляют межотраслевое управление. Поэтому четких критериев отграничения министерств от ведомств (в их число включаются помимо госкомитетов и другие органы исполнительной власти: комиссии, агентства, службы, надзоры), кроме названия, почти не осталось.Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр), Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют в масштабах всей Российской Федерации под непосредственным; руководством Правительства РФ (

Государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России. Это — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Понятие, принципы, методы, система АП

АП – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ.

Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:

  1. Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
  2. Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
  3. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
  4. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  5. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

Система АП: Состоит из 3 частей:

1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.

2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:

2.1. межотраслевые сферы

2.2. социально-политическая

2.3. социально-культурная

2.4. хозяйственная деят-ть государства

3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)

Наши рекомендации