Правовые основы совершенствования государственных органов власти и управления
Во второй половине 80 - начале 90-х гг. за исторически короткий промежуток времени в СССР произошли крупные перемены в политической, экономической, правовой, нравственной и идеологической сферах. Эти перемены, планировавшиеся изначально как управляемые, быстро вышли из-под контроля своих организаторов и привели к распаду СССР, коренным образом изменив облик всех бывших республик Советского Союза, в том числе и России.
Реформы начинались и проводились сверху. Их инициатором выступил М. Горбачев, избранный 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.
К основным объективным причинам обращения М. Горбачева к реформам следует отнести:
1) замедление темпов экономического развития общества, что не обеспечивало нашей стране как лидеру социалистического лагеря более высокого уровня жизни по сравнению с наиболее развитыми капиталистическими странами;
2) углубление кризиса в партии, выразившееся в снижения привлекательности и притягательности основных партийных идей, в частностиидей коммунизма; в идейном перерождении значительной части партийных работников, отдалившихся от народа;
3) усиление коррумпированности чиновничества, которое было неотделимо от партийного аппарата;
4) снижение политической активности советских людей;
5) продолжение войны в Афганистане, которая все больше считалась обществом как ошибочная, бесперспективная и несовместима со здравым смыслом;
6) обременительность гонки вооружений, которая при Ю. Андропове внезапно получила новый импульс.
Став Генеральным секретарем, М. Горбачев начал формировать свою "команду" и вырабатывать концепцию реформ.
Основными элементами концепции реформ М. Горбачева стали: гласность, ускорение и перестройка.
Гласностьбыла задумана и вводилась М. Горбачевым для активизации человеческого фактора через расширение осведомленности людей и развитие взаимной конструктивной критики недостатков. Она должна была способствовать очищению общества и партии от накопившейся лжи, оживить творческую политическую и идеологическую мысль. Именно в этих направлениях М. Горбачев стремился стимулировать гласность, заботясь о том, чтобы она не подрывала основ социализма и его ключевых ценностей.
По мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. У гласности появилась своя собственная логика развития, неподконтрольная официальным властям. Развитие гласности способствовало ограничению цензуры, которая ас концу 1987 г. была сведена всего лишь к контролю над неразглашением государственной тайны.
Вторым элементом концепции реформ было ускорение, под которым понималось увеличение темпов развития экономики.
Ускорение предполагалось обеспечить двумя стратегическими путями.
Путь первый - расширение самостоятельности предприятий с постепенным их переходом на самофинансирование и самоокупаемость при неуклонном повышении роли трудовых коллективов
Для расширения самостоятельности предприятий 30 июня 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, который вступил в силу для всех предприятий с 1 января 1989 г.
В реализации возможностей, данных Законом были свои трудности:
а) отсутствием рынка сырья, что делало Госснаб монополистом и ставило все предприятия в жесткую зависимость от него;
б) наличием государственного плана развития народного хозяйства, который был стержнем управления экономикой до 1990 г.;
в) существованием госзаказа, госприемки и дотаций, введенных ; благими намерениями, но поддерживавших "на плаву" экономически нерентабельные предприятия;
г) сохранением в стране старой ценовой политики: долгое время, а именно до весны 1991 г., регулирование цен было прерогативой государства;
д) сопротивлением старых управленческих структур и государственных чиновников в центре и на местах, которые всячески препятствовали своему сокращению и передаче функций непосредственно предприятиям.
Все это сдерживало развитие самостоятельности предприятий.
Путь второй - расширение сферы частного предпринимательства.
19 ноября 1986 г. законодательно была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг.
Налог на доходы частников, ранее достигавший 65%, 26 мая 1988 г. был несколько снижен. Это привело к тому, что к весне 1991 г. около 7 млн. человек, т. е. около 5% активного населения, были заняты в кооперации, еще около 1 млн. человек занимались индивидуальной трудовой деятельностью. К сожалению, первое время качество их продукции было низкое, а цены несоизмеримо велики. Основной идеей большинства кооператоров было проведение разовых сделок, быстро приносящих большие деньги, но не развивающих производство на перспективу.
В этот период ввиду отсутствия рынка сырья многие кооперативы работали на дешевом государственном сырье, что приносило им сверхприбыли. Это усиливало негативное отношение народа к кооперации, видевшего в кооператорах прежде всего хапуг и спекулянтов.
В марте 1988 г. было принято новое Положение о колхозах, которое предусматривало передачу управления колхозами самим колхозникам; аренду земли на срок до 50 лет одной семьей или же несколькими семьями с правом полностью распоряжаться произведенной продукцией.
Однако аренда земли не получила широкого распространения в силу ряда причин:
- дух предпринимательства у крестьянства был основательно подорван в годы социалистического хозяйствования;
- на практике земля крестьянам в аренду чиновниками давалась не на 50 лет, а на 5 - 10 лет, причем договор аренды мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке;
- преступность душила аренду.
Третий элемент концепции реформ М. Горбачева - это перестройкаобщества и государства. Суть перестройки хорошо определил один из ее теневых архитекторов А.Н. Яковлев: "В течение 1000 лет Россия управлялась людьми, а не законами. Речь шла о том, чтобы заменить эту 1000-летнюю систему".