Правовые основы совершенствования государственных органов власти и управления

Во второй половине 80 - начале 90-х гг. за исторически ко­роткий промежуток времени в СССР произошли крупные перемены в политической, экономической, правовой, нравственной и идеологической сферах. Эти перемены, планировавшиеся изначально как управляемые, быстро вышли из-под контроля своих организаторов и привели к распаду СССР, коренным образом из­менив облик всех бывших республик Советского Союза, в том числе и России.

Реформы начинались и проводились сверху. Их инициатором выступил М. Горбачев, избранный 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.

К основным объективным причинам обращения М. Горбачева к реформам следует отнести:

1) замедление темпов экономического развития общества, что не обеспечивало нашей стране как лидеру социалистического лагеря более высокого уровня жизни по сравнению с наиболее развитыми капиталистическими странами;

2) углубление кризиса в партии, выразившееся в снижения при­влекательности и притягательности основных партийных идей, в ча­стностиидей коммунизма; в идейном перерождении значительной части партийных работников, отдалившихся от народа;

3) усиление коррумпированности чиновничества, которое было неотделимо от партийного аппарата;

4) снижение политической активности советских людей;

5) продолжение войны в Афганистане, которая все больше считалась обществом как ошибочная, бесперспективная и несовместима со здравым смыслом;

6) обременительность гонки вооружений, которая при Ю. Ан­дропове внезапно получила новый импульс.

Став Генеральным секретарем, М. Горбачев начал формировать свою "команду" и вырабатывать концепцию реформ.

Основными элементами концепции реформ М. Горбачева стали: гласность, ускорение и перестройка.

Гласностьбыла задумана и вводилась М. Горбачевым для акти­визации человеческого фактора через расширение осведомленности людей и развитие взаимной конструктивной критики недостатков. Она должна была способствовать очищению общества и партии от накопившейся лжи, оживить творческую политическую и идеологи­ческую мысль. Именно в этих направлениях М. Горбачев стремился стимулировать гласность, заботясь о том, чтобы она не подрывала основ социализма и его ключевых ценностей.

По мере развития гласности управлять ею становилось все труд­нее. У гласности появилась своя собственная логика развития, не­подконтрольная официальным властям. Развитие гласности способствовало ограничению цензуры, кото­рая ас концу 1987 г. была сведена всего лишь к контролю над нераз­глашением государственной тайны.

Вторым элементом концепции реформ было ускорение, под ко­торым понималось увеличение темпов развития экономики.

Ускорение предполагалось обеспечить двумя стратегическими путями.

Путь первый - расширение самостоятельности предприятий с постепенным их переходом на самофинансирование и самоокупае­мость при неуклонном повышении роли трудовых коллективов

Для расширения самостоятельности предприятий 30 июня 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, который всту­пил в силу для всех предприятий с 1 января 1989 г.

В реализации возможностей, данных Законом были свои трудности:

а) отсутствием рынка сырья, что делало Госснаб монополистом и ставило все предприятия в жесткую зависимость от него;

б) наличием государственного плана развития народного хозяйства, который был стержнем управления экономикой до 1990 г.;

в) существованием госзаказа, госприемки и дотаций, введенных ; благими намерениями, но поддерживавших "на плаву" экономиче­ски нерентабельные предприятия;

г) сохранением в стране старой ценовой политики: долгое время, а именно до весны 1991 г., регулирование цен было прерогативой государства;

д) сопротивлением старых управленческих структур и государ­ственных чиновников в центре и на местах, которые всячески пре­пятствовали своему сокращению и передаче функций непосредст­венно предприятиям.

Все это сдерживало развитие самостоятельности предприятий.

Путь второй - расширение сферы частного предприниматель­ства.

19 ноября 1986 г. законодательно была легализована частная дея­тельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

Налог на доходы частников, ранее достигавший 65%, 26 мая 1988 г. был несколько снижен. Это привело к тому, что к весне 1991 г. около 7 млн. человек, т. е. около 5% активного населения, были за­няты в кооперации, еще около 1 млн. человек занимались индиви­дуальной трудовой деятельностью. К сожалению, первое время ка­чество их продукции было низкое, а цены несоизмеримо велики. Основной идеей большинства кооператоров было проведение разо­вых сделок, быстро приносящих большие деньги, но не развиваю­щих производство на перспективу.

В этот период ввиду отсутствия рынка сырья многие кооперативы работали на дешевом государственном сырье, что приносило им сверхприбыли. Это усиливало негативное отношение народа к коопе­рации, видевшего в кооператорах прежде всего хапуг и спекулянтов.

В марте 1988 г. было принято новое Положение о колхозах, ко­торое предусматривало передачу управления колхозами самим колхозникам; аренду земли на срок до 50 лет одной семьей или же не­сколькими семьями с правом полностью распоряжаться произве­денной продукцией.

Однако аренда земли не получила широкого распространения в силу ряда причин:

- дух предпринимательства у крестьянства был основательно подорван в годы социалистического хозяйствования;

- на практике земля крестьянам в аренду чиновниками давалась не на 50 лет, а на 5 - 10 лет, причем договор аренды мог быть рас­торгнут властями в одностороннем порядке;

- преступность душила аренду.

Третий элемент концепции реформ М. Горбачева - это перестройкаобщества и государства. Суть перестройки хорошо опреде­лил один из ее теневых архитекторов А.Н. Яковлев: "В течение 1000 лет Россия управлялась людьми, а не законами. Речь шла о том, чтобы заменить эту 1000-летнюю систему".

Наши рекомендации