Текстологический практикум. Теоретический минимум

ПОЛИТИКА, СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ

Теоретический минимум

1. Власть и пути ее обретения:

а) признаки власти (по М. Фуко);

б) этапы и механизмы политогенеза;

в) государство, его определение, признаки, разновидности и функции в общественной жизни.

2. Право, его источники, нормы и порядок применения.

3. Политика, её цивилизованные и террористические механизмы. Принципы демократии.

4. Тоталитаризм и его особенности в СССР, Италии, Германии, Испании, странах «третьего мира». Замыслы и трагедия социализма. Либерализм и консерватизм, их соотношение в политической истории.

5. Правовое государство и гражданское общество. Свобода и ответственность как ценности общественной жизни.

6. Глобализация и международный терроризм в современном мире.

Литература

Лекция 22.

Учебник по политологии (любое издание).

Учебник по теории государства и права (любое издание последних лет).

Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. М., 1994.

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Конституция Российской Федерации. М., 1994.

Антология мировой политической мысли. Тт. I–V. М., 1997.

Арендт Х. Происхождение тоталитаризма / Пер. с нем. М., 1998.

Арендт Х. О революции / Пер. с англ. М., 2011.

Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч. М., 2010.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. М., 1993.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Березкина О.С. Очерки истории и теории политической наук. М., 2012.

Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5.

Большая книга гимнов, флагов и гербов стран мира / Сост. Ю.А. Ивановский. М., 2012.

Валицкий А. Философия права русского либерализма / Пер. с англ. М., 2012.

Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2012.

Деларю Ж. История гестапо / Пер. с франц. М., 1993.

Дриё Ла Рошель П. Фашистский социализм / Пер. с франц. СПб., 2001.

Ильин М.В., Мельвилль А.Ю. Власть // Полис. 1997. № 6.

Кагарлицкий Б.Ю. От империй — к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. М., 2010 (Политическая теория).

Каррер д’Анкосс Э. Ленин / Пер. с франц. М., 2002.

Кимлика У. Современная политическая философия / Пер. с англ. М., 2010.

Кола Д. Политическая социология / Пер. с франц. М., 2001.

Коммунизм и фашизм: братья или враги? Сб. / С. Кара-Мурза и др. М., 2008.

Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей. Лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний / Пер. с франц. М., 2003.

Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве. М., 2012.

Кукатас Ч. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы / Пер. с англ. М., 2011.

Искусство власти. Сб. статей в честь Н.А. Хачатурян / Под ред. О.В. Дмитриевой. СПб., 2007.

Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2001.

Либер В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. М., 1992.

Макиавелли Н. Государь / Пер. с итал. М., 2009.

Макферсон К.Б. Жизнь и времена либеральной демократии / Пер. с англ. М., 2011.

Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции / Пер. с франц. М., 2008.

Млечин Л. Брежнев. М., 2008 («Жизнь замечательных людей»).

Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия / Пер. с итал. СПб., 2008.

Макиавелли Н. Государь. История Флоренции / Пер. с итал. М., 2011.

Оруэл Дж. 1984 / Пер. с англ. М., 1989.

Павлюченков С.А. «Орден меченосцев». Партия и власть после революции 1917 г. – 1929 г. М., 2008.

Подорога В.А. Апология политического. М., 2010 (Политическая теория).

Поппер К.Р. Нищета историцизма / Пер. с англ. М., 1993.

Печатнов В.О. От Джефферсона до Клинтона. Демократическая партия США в борьбе за избирателя. М., 2008.

Пэйн Р. Ленин: жизнь и смерть / Пер. с англ. 3-е изд. М., 2008 («Жизнь замечательных людей»).

Рапелли П. Символы власти и великие династии / Пер. с итал. М., 2008.

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л., Филатов В.П. Феномен свободы в условиях глобализации. М., 2008.

Сорокин П.А. Социология революции. М., 2010(Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века).

Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира / Пер. с англ. 3-е изд. М., 2012.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с англ. М., 1992.

Хрусталёв А.М. Методология прикладного политического анализа. М.. 2010.

Эвола Л. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа / Пер. с итал. М., 2007.

Элиты и лидеры: традиционализм и новаторство / Под ред. Е.Ю. Сергеева. М., 2007.

Ясин Е.Г. Приживётся ли демократия в России? 2-е изд., расш. и доп. М., 2012.

Тематика рефератов

Науки о политике: разделение аспектов и взаимосвязь (политология, теория государства и права, история, политическая антропология, др.).

Концепции власти в современной философии.

Символика и вещественная атрибутика власти.

Символы российской государственности.

Зоологические основы неравенства, сотрудничества, иерархии в социуме.

Агрессия и предпосылки этики в животном мире (по работам К. Лоренца).

Социобиология, значение ее выводов для социально-политической философии.

Неравенство между полами и гендерные проблемы в современном мире.

Возрастное неравенство и традиции геронтократии.

Феномен дарообмена в традиционном обществе и проблема коррупции в современной политологии.

Родо-племенные отношения и феномен трайбаллизма в современной политике.

Лидерство и лидеры в традиционном и современном обществах.

Учение М. Вебера о харизматическом лидере.

Понятие вождества и его типы.

Сущность государства (интегративные и конфликтные концепции).

Пути и формы становления государственности

Древняя Русь: от конгломерата конунгов к державе Рюриковичей.

Родовой сюзеренитет князей-Рюриковичей над Русью.

Татаро-монгольская Орда и влияние восточной деспотии на российскую госу-дарственность.

Бюрократия и ее роли в истории.

Дискуссия о политической природе античного полиса. Обычай остракизма.

Феодализм в Западной Европе: социально-политическая структура.

Кочевые империи Евразии.

Философия евразийства о российской политической традиции.

Российская империя и СССР: сходство и различия.

Тоталитаризм и его особенности в СССР.

Номенклатура: общие принципы, политические судьбы.

Языки политической власти.

Конфессиональный фактор современной политики.

Демократические и имперские тенденции в современной России.

Организованная преступность или силовое предпринимательство (Криминальные факторы российской политики 1990-х гг.)?

Ценности западной цивилизации и отечественные традиции политической жизни.

Текстологический практикум

Никколо Макиавелли

Государь (1532)

1. Н. Макиавелли (1469–1527) — основоположник реалистической политологии. Его жизнь и деятельность.

2. Трактат «Государь» (Il principe,1532) о соотношении величия государства, морали и гражданских свобод.

3 Макиавеллизм как определение откровенной политики.

Литература

Макьявелли Н. История Флоренции. Л., 1973.

Конспект

Ключевое понятие политической философии — власть. Без неё немыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседства, рабочей бригады, спортивной команды и т.п. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государственно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как минимум, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей. Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социума. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти.

Для понимания общественной жизни категория власти столь же важна, как понятие энергии для естествознания или денег для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь блага в будущем. И добавил: «Власть — это не что иное, как превосходство могущества одного над могуществом другого». Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза, прежде всего, принудительная, карательная сторона власти, а в особенности недостатки, злоупотребления, практически неизбежные при ее осуществлении. Британский политик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Поэтому «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила».

Однако сводить власть к вульгарному насилию сильного над слабым (скажем, родителя над малым ребёнком или же государя над рядовым подданным) будет не философским выводом, а обыденным упрощением. Власть, никогда не будучи идеальной гарантией людского благополучия, тем не менее совершенна необходима для совместного проживания людей в любом социуме.

Стратегии властвования обычно сочетаются в той или иной пропорции в рамках той или иной модели общественной жизни. Среди этих стратегий различаются:

·насилие — простое подавление сильным слабого;

·«получение согласия» (согласно Пьеру Бурдье), соглашение носителей и объектов властвования — разумная договорённость сторон, основанная на понимании взаимной выгоды политической иерархии; либо полученная путем целенаправленного идеологического «зомбирования»;

·«воздействие на действие», действие в ответ на действие(по Мишелю Фуко), т.е. тонкая смесь обмана и самообмана; в этой точке зрения учтены первые две (действие требует энергии и организации, т.е. силы с обeих сторон; участники политической игры наделены сознанием и могут оценивать плюсы и минусы политики; однако акцент тут ставится на интерактивном характере власти, которая представляет собой особый механизм или стратегию объединения людей в общество).

Признаки власти (как их выделил всё тот же М. Фуко):

·власть не есть нечто вещественное, что можно получить в готовом виде или потерять; она осуществляется в зависимости от множества факторов и пересечения массы человеческих отношений;

· отношения власти не сводятся к другим отношениям (экономическим, культурным, сексуальным и т.д.); роль власти в отношении к ним всем — продуктивная;

· отношения власти существуют внутри отдельных групп и институтов, которые являются основой общества (семья, предприятия, профессиональные корпорации и т.д.);

· отношения власти осознанные, преднамеренные, но не субъективные (порождены не просто желанием кого-то властвовать, а кого-то подчиняться); власть становится необходимой при сочетании многих массовых стратегий развития социума, отдельных его групп, а значит, и членов; авторов этих стратегий невозможно установить (хотя авторство и приписывается отдельных лицам или группировкам);

· там, где есть власть, есть и сопротивление ей (как пассивное, так и активное в виде контрстратегии).

Рычаги властвования, достаточно типичные для разных мест и времён, стоит перечислить более подробно:

·насилие(угроза, изгнание, физическое принуждение, лишение свободы, показательная казнь и т.п. методы) и страх перед ним; причём насилие порождает власть как изнутри социума, так и извне — чтобы защититься от уничтожения врагами, люди подчиняются своим лидерам;

·поощрения (выдачи материальных благ, денежные выплаты, подарки, ордена и др. награды, пожалования, титулы, звания и т.п.) и наказания (разжалования, штрафы, выставление на позор, вплоть до отставки, суда и казни), материальные и символические (их диалектика);

·идеал — совокупность потребностей и желаний социума, иллюзия коллективного счастья;

·авторитет — иллюзия всемогущества тех или иных субъектов — носителей власти.

Легальность и легитимность как характеристики власти звучат похоже, но это не одно и то же. Легальность — соответствие существующим в данный момент законам (или обычаям, правилам). Легитимность — нечто большее, а именно, соответствие существующего порядка или института требованиям более высокого порядка (справедливости для большинства населения, национальным интересам и т.п.). Время от времени легитимность может противопоставляться легальности, что является классическим обоснованием революций и переворотов по смене политического режима. Для деспотических режимов легитимность выше законности (гениальный лидер лучше знает истинные цели и интересы общества, чем любые другие законодатели). Для демократических стран высшая легитимность сводится к легальности (соответствие политических решений нормам права). Либералы и демократы сближают легитимность и легальность, а правые и левые радикалы разводят эти понятия.

Основания легитимности: божественное право; древняя традиция; экстраординарные заслуги перед народом; выдающиеся способности лидера, особые качества элиты; коренные права человека и гражданина, гарантии их соблюдения.

Процедуры легитимизации и символы власти:

·клятва-присяга; инаугурация (лат. «посвящение в…»); коронация (возведение на престол монарха (помазанника Божия)) в европейской традиции, поднятие на ковре хана в тюркской традиции и т.п.);

· облик носителей высшей власти (регалии, форма, индивидуальный стиль одежды и поведения; эскорт, охрана и т.д.);

· символы-заместители (знамена, гербы, портреты лидеров на деньгах, фото вождей в кабинетах чиновников и прочих верноподанных, династические цвета и т.п.);

· монументы и т.п. памятники.

Символика власти уходит своими смысловыми корнями к атрибутам древних вождей — посох, на который старцы опирались при ходьбе, которым пастухи подгоняли стадо, превратился в скипетр — атрибут «пастуха человеческих стад», покровителя «паствы»; лавровые или оливковые венки победителей Олимпийских игр — в корону, символ успеха и превосходства; шкура самого удачливого охотника — в горностаевые и прочие мантии (символ достоинства, чести, правосудия); меч выразил соединение земли и неба, сакральной и мирской властей; .

Лидеры и лидерство, их основные уровни. Теории человеческого лидерства:

· теория характерологических черт;

· ситуационная теория;

Теория последователей.

Наши рекомендации