Сущность, структура и функции политической культуры
В современной политологии нет общепринятого определения понятия «политическая культура». Одно из определений следующее: политическая культура –это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений знаний, убеждений, представлений, установок и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.
Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. В структуре политической культуры прежде всего выделяют ее субъекти объект.
Субъектомможет выступать как индивид с его установками, ценностями и предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т. д. На каждом из этих уровней субъект является носителем и хранителем определенных политических ценностей.
Объектомполитической культуры является все то, на что эта культура направлена. Им может быть как сама политическая система общества, так и отдельные ее компоненты: политический режим, политические институты и т. д.
Одним из важнейших структурных элементов политической культуры можно считать политическое сознание. Оно представляет собой совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, политических ценностей, ориентаций и установок, которыми определяется отношение людей к политической системе, политическим явлениям и про-цессам. Данный элемент политической культуры теснейшим образом переплетается с политической идеологией,которая формирует и развивает политическое сознание людей, дает им необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции.
Следующий структурный элемент политической культуры – культура политических отношений.Он охватывает всю систему отношений, складывающихся между субъектами политики в ходе борьбы за завоевание политической власти, а также в процессе ее осуществления. При этом особое значение имеют взаимоотношения политических институтов с массами. От уровня этих отношений в решающей степени зависит тот факт, насколько успешно аккумулируется и направляется воля классов и других социальных групп на достижение поставленных политических целей.
Часто выделяют и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Государственный флаг, герб
и гимн считаются цементирующими элементами политической системы
и любой лежащей в ее основе политической культуры.
Особое место в структуре политической культуры занимает такой элемент, как политические традиции. Они представляют собой сформированные на основе исторического опыта и передающиеся из поколения
в поколение способы и нормы политического поведения. Именно политические традиции создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.
Политическая культура выполняет следующие основные функции:
– познавательную (усвоение гражданами необходимых общественно-политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов и убеждений);
– интегративную(помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых задач);
– коммуникативную(позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
– регулятивную(закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
– воспитательную(дает возможность сформировать гражданина как личность, полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
Политическое сознание
Политическое сознание представляет собой осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. В его структуре выделяют следующие компоненты:
– научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории;
– ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология;
– чувственные и эмоциональные элементы сознания, т. е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию.
Интегральным элементом политического сознания, возникающим при взаимодействии его трех важнейших составляющих, служит фенóмен политической воли, которая выражает активно действующее политическое сознание и формируется через убеждение. Воля «переводит» мотивы политического сознания в конкретные политические действия.
Формируется политическое сознание сложно и противоречиво. Как правило, это происходит путем критического осмысления социальной действительности, постепенного усовершенствования чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации. Большое значение при этом имеет целенаправленное воздействие на сознание людей идеологических органов, СМИ, использование в этих целях ресурсов власти.
По степени отраженности сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания усматривают два диалектически взаимосвязанных уровня: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровеньполитического сознания отличает ориентация на разъяснения законов, управляющих жизнью общества. Поэтому он сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. д. Теоретический уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного класса правящей элиты.
Эмпирический уровень складывается из повседневного опыта людей и учитывают особенности политической жизни общества. Он отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, иллюзий, переживаний, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. Вместе с теоретическими воззрениями в области политики они служат основой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, политической культуры.
С учетом субъекта политического сознания выделяют массовое, групповое, индивидуальное сознание. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Групповое политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание тех или иных определенных и организованных, чем массовое сознание, конкретных – больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, группа давления и т. д.) групп, связанных с политикой. В индивидуальном измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом отношении.