Тема 13. Команда в сфере администрирования

Понятие команды, ее признаки. Преимущества команды как коллективного субъекта администрирования. Типология команд в администрировании: стратегические, функциональные, кросс-функциональные. Ограничения для образования команд в системе администрирования. Возможности создания «псевдокоманд». Уровни командообразования: сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда, эффективный организационный комплекс. Значение формулирования миссии команды. Структура и коммуникации как важные элементы команды. Факторы эффективности команды: состав, совместимость, распределение ролей, лидерство, мотивация, социально-психологическое самочувствие. Варианты распределения ролей в команде.

Тема 14. Административная культура

Субкультуры в сфере администрирования: административная, профессиональная, корпоративная, организационная, управленческая. Понятие административной культуры. Основные признаки административной культуры: политизированность, правовое измерение, монополизм, иерархичность, бюрократичность. Функции административной культуры, ее строительные блоки. Основные подходы к смене культур: изменение привычек, создание нового кодекса поведения, новых ментальных моделей. Методы реализации указанных подходов.

Тема 15.Социальные отклонения субъектов администрирования

Ценностно-нормативная система администрирования, искажения и деформации. Дисфункции института государственной гражданской службы: господство структуры над функцией, формализация правил поведения, бессубъектность, стагнация, коррупция. Пути дебюрократизации государственного аппарата. Этический кодекс гражданского служащего.

Тема 16. Социальный контроль административной системы

Внешний и внутренний государственный контроль в сфере администрирования. Счетная палата, ее полномочия. Аппарат уполномоченных по правам человека (омбудсмены). Администрирование как объект общественного контроля. Деятельность Общественной палаты. Роль средств массовой информации в обеспечении прозрачности государственного аппарата. Административная реформа и основные направления развития контроля. Подотчетность административной системы государству и обществу.

Тема 17. Социальные ресурсы административной реформы

Стратегия административной реформы. Алгоритм оптимизации структур администрирования. Передача полномочий. Самоуправление. Перераспределение функций между уровнями управления. Клиентоориентированная модель государственной организации. Традиционная и современная модель государственной организации. Управление человеческими ресурсами.

Тема 19. Методы и процедуры исследования

В социологии управления

Процедуры анализа проблемы. Методы диагностического исследования. Сопоставление методов объяснения и пони­мания. Методы выработки решения. Алгоритм внедрения.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1.

Публичное администрирование в системе

Самоорганизации общества

Вопросы для обсуждения

1. Роль и место администрирования в системе самоорганизации общества. Понятие публичного администрирования. Функциональная парадигма самоорганизации общества.

2. Социальное целеполагание и его типология. Соотношение целеполагания, управления и государственной службы.

3. Социокультурные основания функционирования государственной службы.

Доклад:Трансформация российского общества и эволюция публичного администрирования.

Литература

1. Зинченко Г.П. Социология управления. – Ростов н/Д., 2004.

2. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. Тексты. – М., 1996.

3. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. – М., 2009.

4. Чиркин В.Е. Публичное управление. – М., 2004.

Контрольные задания

1. Определите роль и место администрирования в системе самоорганизации общества.

2. Объясните систему AGIL Т. Парсонса.

3. Раскройте содержание социального целеполагания и его типологию.

4. В каком соотношении находятся целеполагание, управление и государственная служба?

5. В чем выражаются социокультурные основания функционирования госслужбы?

6. Назовите ментальные особенности россиян, препятствующие становлению в стране современной системы администрирования.

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Публичное администрирование – это:

а) процесс адаптации системы к окружающей среде;

б) осуществление законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства;

в) процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе;

г) деятельность, направленная на достижение определенной цели.

Вопрос 2

Суть целеполагания заключается:

а) в формировании общественного идеала;

б) в определении средств достижения цели;

в) в описании будущего состояния общества;

г) в выработке системы целей, средств, предмета и результата жизни общества.

Семинарское занятие 2.

Наши рекомендации