Политика как общественное явление 5 страница
Выборы в обществе выполняют следующие функции:
1. креативная (создавать) – благодаря выборам создаются представительные органы;
2. выражение воли избирателей – состав парламента отражает политические предпочтения и настроения избирателей;
3. легитимации власти – в результате выборов парламенты становятся и признаются законными;
4. контрольная – периодические выборы позволяют избирателям контролировать избранников и в случае необходимости, могут отказать им в доверии и избрать других.
10.2 Избирательное право: сущность, принципы и виды
Избирательное право – это совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение результатов голосования, порядок отзыва и т.п.).
Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает, что гражданин может избирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах («я выбираю»). Пассивное избирательное право предполагает, что гражданин может быть избран сам, может занять место в парламенте или каком-либо другом представительном органе («меня выбирают»). Участие в выборах – это гражданский долг каждого избирателя.
Всеобщность, равенство, тайна голосования, добровольность – это основные принципы, которые отличают выборы.
Всеобщность избирательного права означает, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения страны независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений. В соответствии с этим принципом избирать и быть избранными могут практически все за некоторыми исключениями. Эти исключения принято именовать цензами.
Избирательный ценз – это дополнительные требования, предъявляемые и к тем, кто избирает, и к тем, кого избирают. Наиболее распространены: возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, реже – имущественный, образовательный, ценз пола и ценз несовместимости.
Принцип равенства означает, во-первых, что каждый избиратель должен располагать равным числом голосов, чаще всего – одним. Во-вторых, все избиратели голосуют на равных условиях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть примерно одинаковыми. На каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом избиратель сам лично решает – участвовать ли ему в выборах, за кого отдать свой голос.
Принцип тайного голосования означает, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.
Голосование может быть очным (непосредственным) – избиратель реализует право избирать и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. При очной форме голосования избиратель заполняет бюллетени. В некоторых африканских и азиатских странах, где значительная часть населения неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетоны.
Принцип добровольности означает, что избиратель самостоятельно принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы власти не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах – это называется свободным вотумом избирателя. В то же время некоторые избиратели не являются на избирательные участки. Это явление получило название абсентеизм. Его причинами могут быть: конформизм, аполитичность, разочарование и неверие в результативность выборов, некоторые заранее согласны с любой из политических программ, их устраивает любая (только бы ничего не менялось радикально).
Способы преодоления абсентеизма предполагают введение обязательного вотума или обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия). Выборы квалифицируются как «общественная функция», не только право, но и обязанность граждан. Закон предусматривает санкции против не пришедших голосовать: в Италии – выносится порицание исполнительными органами, списки вывешиваются: в Австралии и Люксембурге – выплачивают денежный штраф: в Австрии и на Кипре – 4-х недельное тюремное заключение.
10.3 Понятие и типы избирательных систем, их достоинства и недостатки
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Принято разделять три типа избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (фр. majorite – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две ее разновидности: абсолютного и относительного большинства.
В первом случае (Франция Австралия) избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (50%+1 голос). Так как не всегда кандидату удается собрать более половины голосов в первом туре, то проводится второй. При этом избранным считается кандидат, набравший на один голос больше, чем его конкурент. Эти выборы способствуют формированию стабильных партийных блоков.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем любой из его конкурентов (США, Канада, Великобритания). Политическим следствием ее применения является наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политических партий. Победившей партии предоставляется полное управление, а проигравшая партия автоматически становится оппозицией.
Пропорциональная система предоставляет избирателям право выбора партийных списков и основывается на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами, которые распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов.
Существует три разновидности партийных списков. Часть стран (Испания, Греция, Португалия, Израиль) придерживается правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Италия) применяется – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некоторых странах (Швейцария, Люксембург) существует форма списка, называемая панаширование (смешивание) - избиратель имеет право голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.
Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для этого общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
Пропорциональная избирательная система позволяет учитывать симпатии населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.
Вместе с тем имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т.д.
Система, которая призвана соединить достоинства и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной (Германия, Россия). Избиратель имеет право на два голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за партийный список.
10.4 Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства при избрании депутатов парламента и Президента. Выборы в местные Советы – по мажоритарной системе относительного большинства.
Депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25% + 1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25% + 1 голос, пришедших на выборы граждан.
По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.
Тема 11. Политическая культура
11.1 Политическая культура: сущность, функции, типы
Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую действительность. Она отражает степень цивилизованности общества и личности, их способности руководствоваться определенными правилами политического действия и поведения.
Структурно политическая культура предполагает ряд уровней. На мировоззренческом уровне человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия. На гражданском уровне человек оценивает собственные возможности защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. На политическом уровне человек вырабатывает отношение к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы.
Составные элементы политической культуры: познавательный (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления); нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения); поведенческий (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно- политической деятельности, политическое поведение); ценностные отношения (общекультурные ориентации, отношение к власти и политическим явлениям и процессам).
Через функции политической культуры можно отследить, как она влияет на общество, граждан и на власть.
Познавательная функция: вооружает людей знаниями о политике (политических и правовых нормах, законодательстве, политических принципах, способах политического управления обществом, структуре и функциях политической системы и т.д.). Воспитательная функция: формирует политическое сознание и умение осмысливать политические знания; прививает навыки практического участия в политической жизни; формирует навыки грамотного политического анализа; вырабатывает способности объективного анализа политических деятелей, партий и т.п. Регулятивная функция: обеспечивает гражданам способность компетентного участия в политических ассоциациях и процессах. Коммуникативная функция: обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с политическими традициями и историей, стереотипами политического мышления, опытом и идеями других стран и народов. Нормативно-ценностная функция: закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых подтверждена действующим законодательством; трансформирует эти новообразования в ориентиры практического поведения, общественного мнения и морали. Интегративная функция: политическая культура – устойчивая основа для объединения народа страны на патриотической основе, для эффективной интеграции во всех сферах общественной жизни, укрепления политической системы и политического режима страны. Защитная (охранная) функция сохраняет политические традиции и ценности, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, стабильность политической системы. Прогностическая функция: способствует определению возможных путей развития общества и политической системы, помогает прогнозировать будущее.
Ученые выделяют три классических типа политической культуры: патриархальный, подданический и активистский.
Патриархальный тип: у граждан нет интереса к политике, их интересуют только местные проблемы, низкий уровень активности и участия в общественной жизни, нет политической идентификации граждан. Подданический тип: граждане имеют лишь общие представления о политике, но не стремятся участвовать в ней; воспринимают государство, власть и политику как вышестоящую данность по отношению к их частной жизни; склонны ожидать от власти наказания за непокорность или поощрения за подчинение и дисциплину. Активистский тип: граждане грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, способны воздействовать на власть с целью удовлетворения собственных интересов.
Современная версия типологизации политической культуры предполагает наличие следующих типов: гомогенный тип (в демократической стране мирно сосуществуют на плюралистической основе различные системы ценностей и установок); фрагментированный тип (в обществе несколько различных и конфликтующих систем ценностей, общего согласия о политическом устройстве и политическом поведении нет, вероятным является насильственное свержение политического строя, общество расколото на различные враждебные кланы по национальным или религиозным признакам); смешанный тип (по отдельным вопросам согласие есть, а по другим – оно невозможно); тоталитарный тип (в обществе преобладает коллективистская психология и система ценностей, общая нетерпимость к инакомыслию, унификация интересов, культ государственной власти, ставка на силу в разрешении конфликтов, поиск внутренних и внешних врагов и мобилизация общества для борьбы с ними).
11.2 Политическая социализация личности
Под политической социализацией понимается процесс включения индивида в политическую систему, результатом которого становится формирование политического сознания и поведения личности.
Политическая социализация личности осуществляется на трех уровнях: биологическом (внутриличностном), психологическом (социально-психологическом) и социальном. На биологическом уровне формируется сознание и политическое поведение человека под влиянием ряда факторов: наследственности, темперамента, пола, возраста, состояния здоровья и т.д. На психологическом уровне политическое сознание и поведение человека оказывается под воздействием следующих элементов: эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и т.д. Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями – которые усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.
Основные факторы политической социализации: усилия по политическому просвещению граждан и вовлечению их в политическую жизнь; стихийное влияние социальной и политической практики на макроуровне; влияние микросреды; личное участие индивида в общественно-политической жизни и его собственный социальный опыт.
Результатом политической социализации личности становится ее политическое участие (или неучастие) в политическом процессе, преодоление отчуждения личности от власти и политики (или сохранение политической инертности человека). Критерием политического участия выступает политическая активность граждан, проявляющаяся в голосовании на выборах представительных органов власти, выборных должностных лиц, референдумах и в местном самоуправлении; вовлеченность в различные формы политической активности (сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги, демонстрации, иные формы активности).
Типы политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. Гармонический тип: психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов, рациональное и уважительное отношение личности и политической системы (развивается в культурно-однородной среде, зрелых демократических традициях и гражданском обществе). Плюралистический тип: опосредованный характер взаимодействия личности с политической системой, когда решающим фактором воздействия на личность становится многообразие различных субкультур, что не препятствует, в конечном счете, достижению консенсуса между обществом и личностью на основе признания всеми сторонами политического процесса либерально-демократических ценностей как основы компромисса. Конфликтный тип: политическая социализация формируется на основе противостояния и межгрупповой борьбы; над индивидом довлеют групповые интересы, что затрудняет достижение консенсуса с властью и другими группами (в этих условиях высока угроза политического насилия и ожесточенной борьбы между носителями различных политических субкультур). Гегемонистский тип: индивид негативно относится к любым политическим и социальным системам, признавая ценности своей социальной группы, религиозной системы или политической идеологии единственно верной и совершенной; чужой опыт воспринимается откровенно враждебно, поэтому компромисс невозможен.
Стадии политической социализации: политизация, персонализация, идеализация, институализация. Политизация: у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей, которые к этой власти относятся с трепетом. Персонализация: информация о политике и власти, полученная от родителей, в силу естественного познавательного интереса, приобретает форму ассоциативных образов власти (президент, политический деятель, милиционер и т.п.). Идеализация: на основе сложившихся ассоциаций формируется устойчивое эмоциональное отношение к политической системе (патриотизм). Институализация: власть начинает восприниматься в форме обезличенных институтов (государство, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении политических представлений и зарождению способности человека самостоятельно участвовать в политике.
Тема12. Политические идеологии
12.1 Либерализм и неолиберализм.
Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.
Термин «либерализм» в переводе с лат. языка (Liberalis –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.
Либерализм– как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтер, Ш.Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А.Волана и Л.Сапеги.
Принципы либеральной идеологии:
- индивидуальная свобода человека;
- ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;
- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;
- деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;
- взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;
- верховенство закона и равенство всех перед законом;
- разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;
- частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;
- свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;
- развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.
Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и другие.
С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:
- зрелое гражданское общество и правовое государство;
- активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;
- использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;
- консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.
Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешивается, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.
12.2 Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм– (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII века в Англии как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э.Берк, Ж. де Местер, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С.Будного, жившего в эпоху Ренессанса.
Принципы консервативной идеологии:
- нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется;
- традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорового общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия;
- элитарность как продолжение аристократизма;
- свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;
- сильная власть, сильное государство, которое не должно злоупотреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству;
- сильная экономика, основанная на частной собственности, рыночных отношениях и свободном предпринимательстве
- приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям;
- закономерность социального неравенства, так как люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития.
Во второй половине XX века консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Неоконсерваторы предлагают: усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой помощи для проявления частной инициативы; предоставить возможность выбора, где учиться и учить детей, где лечиться; развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии.
Консервативная идеологи, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии.
12.3 Современная социал-демократия
Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889-1914). Родоначальниками по праву считаются Э.Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX века, с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х годов XX века одной из авторитетных идеологий современности.