Внешние признаки рукописных источников древней руси 4 страница
Известное значение в выявлении почерка имеют наблюдения над стилистическими и орфографическими особенностями письма. Необходимо также помнить, что почерк у одного и того же лица, сохранив в основе свою индивидуальность, может иметь варианты, особенности, которые зависят от возраста, состояния здоровья пишущего, условий написания (позы), характера записей (черновых, чистовых).
Наблюдения за особенностями отдельных почерков важны при подготовке публикаций авторских материалов и широко практикуются историками и филологами.
Украшения рукописей. Распространившийся со второй половины XVII в. орнамент «московское барокко» удерживался в рукописях и в XVIII в. На его базе складывается так называемый «поморский» стиль, который находит широкое применение в XVIII— XIX вв. в книгопнсании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризовался рельефным изображением трав и цветов, даваемых на золотом фоне.
В середине XVIII в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент рококо. Для заставок этого стиля было характерным отсутствие рамы, наличие украшений в виде медальонов, раковин, виньеток.
Во второй половине XVIII в. появились украшения рукописей, выполненные в стиле Людовика XVI. Их содержание составляли цветы, преимущественно розы, вазы с цветами, корзины с фруктами, рога изобилия.
В первой половине XIX в. в рукописях встречается художественный стиль ампир, в основу которого были положены символические изображения государственной и военной жизни поздней Римской империи. Заставки этого стиля наполнены изображениями симметрично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.
Художественные стили рококо, Людовика XVI и ампир нашли воплощение в архитектуре дворцов, дворцовых интерьеров, мебели.
Миниатюра. Миниатюра XVIII в. отличалась большим разнообразием. Влияние станковой живописи сказалось в более реалистическом изображении людей, пейзажей, зданий. Новые художественные стили — рококо, Людовика XVI нашли отражение и в изображении некоторых деталей на миниатюрах (например, мебели, зданий). Цветовая гамма миниатюр обогатилась новыми красками: ярко-лиловой и кармином. В XVIII в. появилась книжная гравюра, вытеснившая миниатюру. В XIX в. практика украшения рукописей миниатюрами сохранилась у старообрядцев.
В источниках светского характера большой интерес представляют рисунки, сделанные на полях авторских рукописей известными писателями и поэтами. Изучение манеры, стилевых особенностей этих рисунков помогает в определении подлинности и авторства рукописей, особенностей творческого процесса автора.
Формат рукописей. С начала XVIII в. столбцовая форма делопроизводства изживается. По указу Петра I делопроизводство переходит к использованию больших листов бумаги, связанных в «дестевые» тетради. В целях экономии бумаги записи нередко делаются с обеих сторон документа. В XVIII — первой половине XIX в. наиболее распространенный формат рукописей был представлен книгами, тетрадями и полными (четырехстраничными) листами. Формат документов более позднего периода характеризовался еще большим разнообразием: от книг и тетрадей до отдельных листов различной величины. В конце XIX — начале XX в. особым разнообразием отличались форматы бланков государственных ведомств и учреждений, которые делались на заказ. В начале XX в. наиболее распространенным для нужд письма считался формат писчей бумага размером 220 х 350 мм.
Орудия письма и чернила. До первой половины XIX в. главным орудием письма было птичье перо. В 1830-х гг. в России появляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перьев к металлическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало утверждаться только с 1880-х гг. Переход к стальным перьям имел итогом убыстрение и большую индивидуализацию письма. Кроме стальных перьев, в XIX в. употреблялись карандаши.
В XVIII—XIX вв. изменился химический состав чернил. Уже в XVII в. для их изготовления вместо ржавых металлических предметов стали использовать купорос. Чернила имели коричневый и бурый оттенок. В 1880-х гг. появились ализариновые чернила фиолетового оттенка.
Краткие выводы. От XVIII—XIX вв. осталось громадное количество источников. Палеографические наблюдения производятся над деловыми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся государственных и политических деятелей науки к культуры.
В XVIII—XIX вв. палеографическими приметами бумаги, кроме водяных знаков, становятся гербовое клеймо, цвет, а также различные свидетельства машинного производства бумаги: машинный срез, штамповка водяных знаков, штемпели. На протяжении XVIII в. графика проходит длительную эволюцию в сторону упрощения и стандартизации начерков большинства букв. В конце XVIII — начале XIX в. вырабатываются и получают распространение несколько почерковых вариантов скорописного письма. В XVIII и особенно начиная с XIX в. большое значение для палеографических выводов приобретают наблюдения над отдельными почерками. Изучение скорописи со второй половины XVIII в. необходимо проводить с учетом орфографических и синтаксических правил. В плане комплексного использования всех палеографических примет для XIX в. особое значение приобретают наблюдения за чернилами и орудиями письма.
Литература:
Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства ХУП-ХХ вв. — М., 1959;
Арциховский А.В. Прикладное искусство Новгорода // История русского искусства. - М., 1954. - Т. II. - С. 284-304;
Каргер М.К. Живопись // История культуры Древней Руси. Домонгольский период. — М.; Л., 1951. — Т. II. - С. 341-395;
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. — М., 1948;
Рыбаков К.А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. Т. II. - С. 394-464.
Буслаев Ф.И. Русское искусство в оценке французского ученого; Славянскнй и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени /, Буслаев Ф.И. Соч. - Л., 1930. - Т. 111.
Щепкин В.Н. Русская палеография. — М., 1967. — С.
Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. — М., 1944;
Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX века. — М., 1959;
Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала XX в. — М., 1978;
Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. — М., 1950;
Свирин А.Н. Искусство книг древней Руси XI XVII вв. М., 1965;
Подобедова О. А. Миниатюра русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. — М., 1965;
Орнаментика русских рукописей // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974 — Сб. второй.
Костюхина Л.М. Книжное письмо XVII в. — М., 197А;
Арциховский А. В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте. М., 1953; Янин В.Л. Я послал к тебе бересту... — М., 1965.
2 Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. — М., 1982.
3 Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. — М., 1970;
Николаева А.Т. Палеография. — М„ 1980.
Срезневский И.И. Славяно-русская палеография XI—XIV вв. — СПб., 1885; Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. — СПб., 1908;
Карский Е.Ф. Очерк славянской кирилловской палеографии. — СПб., 1901;
Шляпкин И.А. Русская палеография. - СПб., 1913:
Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. — М., 1920 (переиздан в 1967 г. под названием «Русская палеография»).
АРХЕОГРАФИЯ
Археография — прикладная историческая дисциплина, разрабатывающая правила и методы издания исторических источников. Задачей археографии является: выявление, отбор, транскрипция и приемы передачи текстов, исследование этих приемов в их сравнительно-историческом развитии, составление научно-справочного аппарата, организация публикаторской работы.
Из истории развития археографии
Первоначально археография развивалась как практическая дисциплина. Уже в XII -XVII вв. составители летописей и актовых материалов использовали другие источники или их фрагменты. В царских грамотах нередко давались выдержки из воеводских отписок, а также челобитных, в летописных сводах - материал предшествующих летописей.
Возникновение археографии как научной дисциплины было связано с деятельностью В.Н.Татищева, подготовившего в 30-х гг. XVIII в. первые публикации «Русской правды» и «Судебника 1550 г.». В «Истории Российской с самых древнейших времен» В.Н.Татищев широко цитировал русские летописи, фактически опубликовав некоторые из них. Ко второй половине XVIII в. относится публикация духовных и договорных грамот князей, материалов посольств, сделанная Н.И.Новиковым'. Н.И.Новиков сформулировал научные требования к публикации источников: точную передачу текста, комментирование неясных мест, перевод старого летосчисления на новое, обозначение отточием (многоточием) пропусков в тексте, редакционные заголовки к публикуемому тексту, указание на место хранения источника и т. д.
Н.И.Новиков не смог реализовать все предложенные им требования к публикации источников, но они были учтены в последующем развитии археографии, в частности в издательской деятельности Общества истории и древностей Российских при Московском императорском университете, Комиссии печатания государственных грамот и договоров, Археографической экспедиции и Русского исторического общества и др.
Огромный вклад в развитие археографии в XIX — начале XX в. был внесен историками и археографами П.М.Строевым, Я.И.Бередиковым, Н.В.Калачовым, А.А.Шахматовым, Д.Я.Самоквасовым, Н.Оглоблиным, С.Б.Веселовским, А.З.Мышлаевским и др. Ими было выявлено и введено в научный оборот громадное количество источников, намечены основные методы передачи текста в зависимости от времени его происхождения, выдвинуты требования составления заголовков и указателей к публикациям. Особенно много было сделано в развитии приемов издания летописей: порядок классификации летописных списков на разряды, выбор для публикации основного текста, соотношение с ним вариантов из других списков, составление примечаний и т. д. Опыт издания исторических источников до революции наиболее полно был обобщен А.С.Лаппо-Данилевским в «Правилах издания сборника грамот Коллегии экономии».
Однако, несмотря на большие достижения в области издания источников, вплоть до 20-х гг. XX в., в области археографии отсутствовали как теоретические работы, так и специально разработанные методики публикации. Это привело к тому, что приемы издания даже однородных документов отличались разнобоем и отсутствием научного подхода.
Послереволюционная археография начала свое развитие с публикаций советских документов, секретных материалов царского и временного правительства, произведений классиков марксизма-ленинизма. Выявлением, сбором и публикацией источников занимались Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (образована в 1920 г.), Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ИМЛ).
Продолжали издаваться и исторические источники более раннего периода. Большую работу в этом направлении проделали Историко-археографическая комиссия и Институт истории АН СССР, которыми были изданы многотомные сборники «Крепостная мануфактура в России», «Материалы по истории народов СССР» и др. и продолжены дореволюционные выпуски «Полного собрания русских летописей», «Писем и бумаг Петра Великого» и др.
В археографической работе АН СССР крупную роль сыграли Б. Д. Греков, Д. С. Лихачев, А. И. Андреев, В. В. Максаков, М. Н. Тихомиров, Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин.
Важное место в выявлении и публикации источников имели архивы и архивные органы. Ими были изданы многотомные серии документов о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева, «Восстание декабристов», «Международные отношения в эпоху империализма» и др.
Публикаторская деятельность осуществлялась параллельно с выработкой и совершенствованием единых научных правил издания источников. Начало этой работы было положено выходом в свет «Сборника декретов, циркуляров, инструкций и распоряжений ш архивному делу» (М., 1921). В составлении сборника приняли участие известные историки ВТ. Дружинин, С.Ф. Платонов, А.А. Шахматов, которые предложили методики передачи фонетической г письменной особенностей публикуемых источников в зависимости от времени их составления.
Опыт издания документов 20-х — середины 30-х гг. получил обобщение в опубликованном в 1935 г. проекте «Правил издания документов Центрального архивного управления СССР», в котором со держались требования более критического подхода к публикациям и их классовой оценке. Тогда же подготовка издания источников русского средневековья потребовала дальнейшего совершенствования публикаторских приемов. В 1936 г. Б.Д.Греков, К.Н.Сербин и др. разработали «Правила издания документов XVI—XVII вв.». Новым в них было более усовершенствованная методика орфографической передачи текста и введение особого раздела о способах сокращенной передачи публикаций путем обобщения содержания источников в документальные таблицы и регесты.
В 1936 г. архивистом и историком А.А.Шиловым было составлено и издано «Руководство по публикации документов XIX — начала XX в.». В нем определялись требования публикации, выявления и отбора источников данного периода.
Последующие правила издания исторических источников в значительной степени перерабатывали и существенно дополняли разработки предшествующего периода. В них уделялось большое внимание научному и методологическому подходу к отбору источников для публикации, большему единообразию их археографической обработки и строгому подходу к передаче текста.
В настоящее время наиболее современными и полно отражающими приемы публикации исторических источников разных эпох являются «Правила издания исторических документов в СССР» (М., 1990), разработанные и изданные Главным Архивным управлением, Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, Центральными государственными архивами СССР, Археографической комиссией АН СССР.
В Правилах содержится расширенное и конкретизированное определение изданий научного, научно-популярного и учебного характера. Особое внимание уделяется вопросам методики подготовки документальных изданий и отбора документов для публикации. Расширена информация о выявлении статистических материалов, документации, документов, опубликованных в периодической печати, и т. д.
Показаны приемы передачи особенностей текста исторических источников до конца XVIII в., а также нового и новейшего времени с ютом современной археографической практики. Уделено должное внимание правилам составления регестов, определен вид и тип документов, подлежащих регестированию, и материал о сокращенной передаче содержания документов табличным способом. Обращается внимание на особенности научно-справочного аппарата. Правила нацелены на максимально точную передачу текстов публикуемых источников.
АРХЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕКСТОВ ИСТОЧНИКОВ XII-КОНЦА XVIII вв.
Историку необходимо овладеть элементарными правилами транскрипции и передачи текстов источников. Как правило, молодой исследователь имеет дело с публикациями. В этом случае знание археографических приемов расширяет его представление об оригиналах публикаций. Вместе с тем, многие студенты для написания дипломных работ все чаще используют архивные материалы. Цитирование любого источника, извлеченного из архивного фонда, требует не только умения его прочтения и критики, но и соблюдения определенных археографических правил. Далее в общих чертах приводятся правила транскрипции и публикации источников XII — конца XVIII в. Основными принципами изданий источников этого периода является то, что требования, предъявляемые к их транскрипции и публикации, меняются в зависимости от датировки источников.