Внешние признаки рукописных источников древней руси 4 страница

Известное значение в выявлении почерка имеют наблюдения над стилистическими и орфографическими особенностями письма. Необходимо также помнить, что почерк у одного и того же лица, сохранив в основе свою индивидуальность, может иметь варианты, особенности, которые зависят от возраста, состояния здоровья пи­шущего, условий написания (позы), характера записей (черновых, чистовых).

Наблюдения за особенностями отдельных почерков важны при подготовке публикаций авторских материалов и широко практику­ются историками и филологами.

Украшения рукописей. Распространившийся со второй поло­вины XVII в. орнамент «московское барокко» удерживался в руко­писях и в XVIII в. На его базе складывается так называемый «по­морский» стиль, который находит широкое применение в XVIII— XIX вв. в книгопнсании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризовался рельефным изображением трав и цветов, давае­мых на золотом фоне.

В середине XVIII в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент рококо. Для заста­вок этого стиля было характерным отсутствие рамы, наличие укра­шений в виде медальонов, раковин, виньеток.

Во второй половине XVIII в. появились украшения рукописей, выполненные в стиле Людовика XVI. Их содержание составляли цве­ты, преимущественно розы, вазы с цветами, корзины с фруктами, рога изобилия.

В первой половине XIX в. в рукописях встречается художествен­ный стиль ампир, в основу которого были положены символические изображения государственной и военной жизни поздней Римской империи. Заставки этого стиля наполнены изображениями симмет­рично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.

Художественные стили рококо, Людовика XVI и ампир на­шли воплощение в архитектуре дворцов, дворцовых интерьеров, мебели.

Миниатюра. Миниатюра XVIII в. отличалась большим разно­образием. Влияние станковой живописи сказалось в более реали­стическом изображении людей, пейзажей, зданий. Новые художе­ственные стили — рококо, Людовика XVI нашли отражение и в изо­бражении некоторых деталей на миниатюрах (например, мебели, зданий). Цветовая гамма миниатюр обогатилась новыми красками: ярко-лиловой и кармином. В XVIII в. появилась книжная гравюра, вытеснившая миниатюру. В XIX в. практика украшения рукописей миниатюрами сохранилась у старообрядцев.

В источниках светского характера большой интерес представля­ют рисунки, сделанные на полях авторских рукописей известными писателями и поэтами. Изучение манеры, стилевых особенностей этих рисунков помогает в определении подлинности и авторства ру­кописей, особенностей творческого процесса автора.

Формат рукописей. С начала XVIII в. столбцовая форма де­лопроизводства изживается. По указу Петра I делопроизводство пе­реходит к использованию больших листов бумаги, связанных в «дестевые» тетради. В целях экономии бумаги записи нередко делаются с обеих сторон документа. В XVIII — первой половине XIX в. наи­более распространенный формат рукописей был представлен книгами, тетрадями и полными (четырехстраничными) листами. Формат документов более позднего периода характеризовался еще большим разнообразием: от книг и тетрадей до отдельных листов различной величины. В конце XIX — начале XX в. особым разнооб­разием отличались форматы бланков государственных ведомств и учреждений, которые делались на заказ. В начале XX в. наиболее распространенным для нужд письма считался формат писчей бума­га размером 220 х 350 мм.

Орудия письма и чернила. До первой половины XIX в. глав­ным орудием письма было птичье перо. В 1830-х гг. в России появ­ляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перь­ев к металлическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало ут­верждаться только с 1880-х гг. Переход к стальным перьям имел ито­гом убыстрение и большую индивидуализацию письма. Кроме сталь­ных перьев, в XIX в. употреблялись карандаши.

В XVIII—XIX вв. изменился химический состав чернил. Уже в XVII в. для их изготовления вместо ржавых металлических пред­метов стали использовать купорос. Чернила имели коричневый и бурый оттенок. В 1880-х гг. появились ализариновые чернила фио­летового оттенка.

Краткие выводы. От XVIII—XIX вв. осталось громадное ко­личество источников. Палеографические наблюдения произво­дятся над деловыми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся государственных и политических деятелей науки к культуры.

В XVIII—XIX вв. палеографическими приметами бумаги, кроме водяных знаков, становятся гербовое клеймо, цвет, а также различные свидетельства машинного производства бумаги: машинный срез, штам­повка водяных знаков, штемпели. На протяжении XVIII в. графика проходит длительную эволюцию в сторону упрощения и стандарти­зации начерков большинства букв. В конце XVIII — начале XIX в. вы­рабатываются и получают распространение несколько почерковых ва­риантов скорописного письма. В XVIII и особенно начиная с XIX в. большое значение для палеографических выводов приобретают наблю­дения над отдельными почерками. Изучение скорописи со второй по­ловины XVIII в. необходимо проводить с учетом орфографических и синтаксических правил. В плане комплексного использования всех па­леографических примет для XIX в. особое значение приобретают на­блюдения за чернилами и орудиями письма.

Литература:

Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранно­го производства ХУП-ХХ вв. — М., 1959;

Арциховский А.В. Прикладное искусство Новгорода // История русского искусства. - М., 1954. - Т. II. - С. 284-304;

Каргер М.К. Живопись // История культуры Древней Руси. Домонгольский период. — М.; Л., 1951. — Т. II. - С. 341-395;

Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. — М., 1948;

Рыба­ков К.А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. Т. II. - С. 394-464.

Буслаев Ф.И. Русское искусство в оценке французского ученого; Славянскнй и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени /, Буслаев Ф.И. Соч. - Л., 1930. - Т. 111.

Щепкин В.Н. Русская палеография. — М., 1967. — С.

Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источ­ник. — М., 1944;

Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX века. — М., 1959;

Клепиков С.А. Фили­грани на бумаге русского производства XVIII — начала XX в. — М., 1978;

Сви­рин А.Н. Древнерусская миниатюра. — М., 1950;

Свирин А.Н. Искусство книг древней Руси XI XVII вв. М., 1965;

Подобедова О. А. Миниатюра русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. — М., 1965;

Орнаментика русских рукописей // Древнерусское искусство. Рукопис­ная книга. М., 1974 — Сб. второй.

Костюхина Л.М. Книжное письмо XVII в. — М., 197А;

Арциховский А. В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте. М., 1953; Янин В.Л. Я послал к тебе бересту... — М., 1965.

2 Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. — М., 1982.

3 Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. — М., 1970;

Ни­колаева А.Т. Палеография. — М„ 1980.

Срезневский И.И. Славяно-русская палеография XI—XIV вв. — СПб., 1885; Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. — СПб., 1908;

Карский Е.Ф. Очерк славянской кирилловской палеографии. — СПб., 1901;

Шляпкин И.А. Русская палеография. - СПб., 1913:

Щепкин В.Н. Учебник русской палеогра­фии. — М., 1920 (переиздан в 1967 г. под названием «Русская палеография»).

АРХЕОГРАФИЯ

Археография — прикладная историческая дисциплина, разрабатывающая правила и методы издания исторических источников. Задачей археографии является: выявление, отбор, транскрипция и приемы передачи текстов, исследование этих приемов в их сравнительно-историческом развитии, составление научно-справочного аппарата, организация публикаторской работы.

Из истории развития археографии

Первоначально археография развивалась как практическая дис­циплина. Уже в XII -XVII вв. составители летописей и актовых ма­териалов использовали другие источники или их фрагменты. В цар­ских грамотах нередко давались выдержки из воеводских отписок, а также челобитных, в летописных сводах - материал предшествую­щих летописей.

Возникновение археографии как научной дисциплины было свя­зано с деятельностью В.Н.Татищева, подготовившего в 30-х гг. XVIII в. первые публикации «Русской правды» и «Судебника 1550 г.». В «Истории Российской с самых древнейших времен» В.Н.Татищев широко цитировал русские летописи, фактически опубликовав некоторые из них. Ко второй половине XVIII в. отно­сится публикация духовных и договорных грамот князей, материа­лов посольств, сделанная Н.И.Новиковым'. Н.И.Новиков сформу­лировал научные требования к публикации источников: точную передачу текста, комментирование неясных мест, перевод старого летосчисления на новое, обозначение отточием (многоточием) про­пусков в тексте, редакционные заголовки к публикуемому тексту, указание на место хранения источника и т. д.

Н.И.Новиков не смог реализовать все предложенные им требо­вания к публикации источников, но они были учтены в последую­щем развитии археографии, в частности в издательской деятельно­сти Общества истории и древностей Российских при Московском императорском университете, Комиссии печатания государствен­ных грамот и договоров, Археографической экспедиции и Русского исторического общества и др.

Огромный вклад в развитие археографии в XIX — начале XX в. был внесен историками и археографами П.М.Строевым, Я.И.Бередиковым, Н.В.Калачовым, А.А.Шахматовым, Д.Я.Самоквасовым, Н.Оглоблиным, С.Б.Веселовским, А.З.Мышлаевским и др. Ими было выявлено и введено в научный оборот громадное количество источников, намечены основные методы передачи текста в зависимости от времени его происхождения, выдвинуты требования составления заголовков и указателей к публикациям. Особенно много было сделано в развитии приемов издания летописей: порядок классификации летописных списков на разряды, выбор для публикации основного текста, соотношение с ним вариантов из других списков, составление примечаний и т. д. Опыт издания исторических источников до революции наиболее полно был обобщен А.С.Лаппо-Данилевским в «Пра­вилах издания сборника грамот Коллегии экономии».

Однако, несмотря на большие достижения в области издания ис­точников, вплоть до 20-х гг. XX в., в области археографии отсутст­вовали как теоретические работы, так и специально разработанные методики публикации. Это привело к тому, что приемы издания даже однородных документов отличались разнобоем и отсутствием научного подхода.

Послереволюционная археография начала свое развитие с пуб­ликаций советских документов, секретных материалов царского и временного правительства, произведений классиков марксизма-ле­нинизма. Выявлением, сбором и публикацией источников занима­лись Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (образована в 1920 г.), Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ИМЛ).

Продолжали издаваться и исторические источники более ранне­го периода. Большую работу в этом направлении проделали Историко-археографическая комиссия и Институт истории АН СССР, которыми были изданы многотомные сборники «Крепостная мануфактура в России», «Материалы по истории народов СССР» и др. и продолжены дореволюционные выпуски «Полного собрания рус­ских летописей», «Писем и бумаг Петра Великого» и др.

В археографической работе АН СССР крупную роль сыграли Б. Д. Греков, Д. С. Лихачев, А. И. Андреев, В. В. Максаков, М. Н. Тихомиров, Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин.

Важное место в выявлении и публикации источников имели ар­хивы и архивные органы. Ими были изданы многотомные серии до­кументов о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пу­гачева, «Восстание декабристов», «Международные отношения в эпоху империализма» и др.

Публикаторская деятельность осуществлялась параллельно с вы­работкой и совершенствованием единых научных правил издания источников. Начало этой работы было положено выходом в свет «Сборника декретов, циркуляров, инструкций и распоряжений ш архивному делу» (М., 1921). В составлении сборника приняли учас­тие известные историки ВТ. Дружинин, С.Ф. Платонов, А.А. Шах­матов, которые предложили методики передачи фонетической г письменной особенностей публикуемых источников в зависимости от времени их составления.

Опыт издания документов 20-х — середины 30-х гг. получил обобщение в опубликованном в 1935 г. проекте «Правил издания документов Центрального архивного управления СССР», в котором со держались требования более критического подхода к публикациям и их классовой оценке. Тогда же подготовка издания источников русского средневековья потребовала дальнейшего совершенствова­ния публикаторских приемов. В 1936 г. Б.Д.Греков, К.Н.Сербин и др. разработали «Правила издания документов XVI—XVII вв.». Новым в них было более усовершенствованная методика орфогра­фической передачи текста и введение особого раздела о способах сокращенной передачи публикаций путем обобщения содержания источников в документальные таблицы и регесты.

В 1936 г. архивистом и историком А.А.Шиловым было составле­но и издано «Руководство по публикации документов XIX — начала XX в.». В нем определялись требования публикации, выявления и отбора источников данного периода.

Последующие правила издания исторических источников в значительной степени перерабатывали и существенно дополняли разработки предшествующего периода. В них уделялось большое внимание научному и методологическому подходу к отбору источни­ков для публикации, большему единообразию их археографической обработки и строгому подходу к передаче текста.

В настоящее время наиболее современными и полно отражаю­щими приемы публикации исторических источников разных эпох являются «Правила издания исторических документов в СССР» (М., 1990), разработанные и изданные Главным Архивным управлением, Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, Центральными государственными архивами СССР, Археографической комиссией АН СССР.

В Правилах содержится расширенное и конкретизированное оп­ределение изданий научного, научно-популярного и учебного характера. Особое внимание уделяется вопросам методики подготовки документальных изданий и отбора документов для публикации. Расширена информация о выявлении статистических материалов, документации, документов, опубликованных в периодической печати, и т. д.

Показаны приемы передачи особенностей текста исторических источников до конца XVIII в., а также нового и новейшего времени с ютом современной археографической практики. Уделено должное внимание правилам составления регестов, определен вид и тип документов, подлежащих регестированию, и материал о сокращенной передаче содержания документов табличным способом. Обращается внимание на особенности научно-справочного аппарата. Правила нацелены на максимально точную передачу текстов публикуемых источников.

АРХЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕКСТОВ ИСТОЧНИКОВ XII-КОНЦА XVIII вв.

Историку необходимо овладеть элементарными правилами транскрипции и передачи текстов источников. Как правило, моло­дой исследователь имеет дело с публикациями. В этом случае знание археографических приемов расширяет его представление об ориги­налах публикаций. Вместе с тем, многие студенты для написания дипломных работ все чаще используют архивные материалы. Ци­тирование любого источника, извлеченного из архивного фонда, требует не только умения его прочтения и критики, но и соблюдения определенных археографических правил. Далее в общих чертах приводятся правила транскрипции и пуб­ликации источников XII — конца XVIII в. Основными принципами изданий источников этого периода является то, что требования, предъявляемые к их транскрипции и публикации, меняются в зависимости от датировки источников.

Наши рекомендации