Цифровое неравенство как социальная проблема
Многие исследователи сегодня подчеркивают, что мы живем в особую эпоху – эпоху перехода общества от индустриальной к информационной стадии его развития. Информационная революция, которая полностью меняет привычный порядок вещей, предположительно влечет за собой совершенно новое социальное устройства. Какие плюсы и минусы таит в себе новая эпоха, какие проблемы может принести человечеству такая глобальная трансформация – эти и другие вопросы, порожденные стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, стали в последние десятилетия постоянной темой общественных обсуждений и научных исследований. Вне зависимости от ответов на эти вопросы, исследователи считают, что «количественные изменения в сфере информации привели к возникновению качественно нового типа социального устройства – информационного общества»[492].
Согласно теории информационного общества, индустриальное общество эволюционно проходит следующие фазы развития: материального производства (ранее индустриальное общество), сферы услуг (постиндустриальное общество), информационных технологий (информационное общество). Отличающим информационное общество критерием является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Среди теоретиков, которые внесли наиболее значительный вклад в разработку и осмысление проблем информационного общества и информационного неравенства следует в первую очередь назвать Йонея Масуду, Элвина Тоффлера, Мануэля Кастельса, Фрэнка Уебстера[493]. Серьезному анализу это явление было подвергнуто Мануэлем Кастельсом в трилогии «Информационная эпоха» (The Information Age). Следует упомянуть также британского социолога Фрэнка Уэбстера, который в книге «Теории информационного общества» проанализировал различные видения информационного общества и представил теории, внесшие наиболее весомый вклад в понимание роли информации в современном мире - Д. Белла, М. Кастельса, Г. Шиллера, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Ж. Бодрийяра и 3. Баумана и других ученых[494].
Для того, чтобы понять, каким образом преобразования в информационной сфере повлияли на социальные трансформации, вспомним основные переломные моменты в истории человечества. В информационной сфере можно выделить несколько революционных изменений в информационной сфере. Это:
· изобретение письменности, позволившее фиксировать и передавать информацию;
· изобретение механического способа печати, позволившее тиражировать информацию и распространять среди большего количества людей;
· изобретение электричества, следствием которого было появление телеграфа, телефона и других технических средств, позволявших оперативно передавать информацию на большие расстояния; следствием этого изобретения стало также появление радио и телевидения;
· изобретение микропроцессоров, что создало условия для распространения информации без ограничения и существенно изменило роль информации в обществе. Это изобретение приходится на 1970 гг.¸ после чего исследователи и заговорили о новом этапе информационной революции.
Появление и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, опирающихся на достижения в области компьютерной техники и средств связи, выдвинуло в экономике на первый план информационные индустрии, связанные с производством технических средств для распространения информации, а также производящие значительные объемы самой информации. Значительное место в информационных индустриях заняли и СМИ как сектор, производящий и распространяющий журналисткое – новостное и аналитическое содержание, а также развлекательный контент – кинофильмы, сериалы, звукозаписи и дт.
Появление и развитие кабельного и спутникового телевидения, персональных компьютеров, Интернета и мобильной телефонии только усилило эффекты информационного общества, которое дало возможность распространять журналистский контент в невиданных прежде мапсштабах и с невиданной быстротой.
Важнейшим тезисом, лежащим в основе концепции информационного общества, является тезис о том, что не только объем, но также характер информации изменил образ жизни современного общества прежде всего потому, что в основе экономического роста лежит сегодня теоретическое знание, опирающееся на информацию в самом широком трактовании этого термина [495]. Именно это понимание информации и легло в основу концепции информационного общества.
Однако прошло довольно много времени, прежде чем исследователи поняли, что информационное общество приносит с собой не только новые преимущества и достижения. Оно также приводит к появлению новых социальных и культурных проблем, среди которых цифровое неравенство (digital divide)занимает едва ли не центральное место. Следует отметить, что в русском языке не сложилось единого эквивалента устоявшегося в английском языке термина digital divide –дословноцифровой барьер.Кроме этого варианта перевода также активноиспользуются словосочетания цифровое неравенство, цифровое разделение/цифровой раздел, цифровой разрыв, цифровая пропасть. В сущности, все эти понятия имеют схожее значение - ограничение возможностей в получении и использовании информации, передаваемой с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Термин digitаl divide был впервые публично использован бывшим президентом США Б.Клинтоном в 1999 г. для обозначения неравного доступа граждан США к национальной информационной инфраструктуре, лещавшей в основе тогдашней национальной стратегии перехода к информационному обществу. Впрочем, понятие «цифрового неравенства» и его значение в общих чертах сейчас известно каждому образованному человеку. Однако не все могут адекватно оценить то, какое значительное влияние оно оказывает на развитие человечества.
В сферу общественного внимания проблема цифрового неравенства попала в конце 1990-х годов, после обнародования доклада Министерства Торговли США «Провал в Сети» ("Falling Through the Net"). В нем утверждалось, что, несмотря на увеличение числа пользователей компьютеров, в стране продолжает существовать значительный «цифровой разрыв», основанный на различных демографических характеристиках.[496] Дальнейшие исследования зафиксировали ряд конкретных характеристик, на которых основывается цифровое неравенство: уровень дохода, пол, возраст, уровень образования, расовая и национальная принадлежность, регион проживания и т.п. По мнению аналитиков, цифровое неравенство способствует углублению социального неравенства, которое в свою очередь ведет к нестабильности в мире.
В 2000 году на Саммите G8 в Окинаве эта проблема была впервые артикулирована в глобальном контексте. В результате была принята Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества, в которой признавалось, что информационно-коммуникационные технологии (ICT) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века, в том числе в достижении международного мира и стабильности[497]. Тем не менее, в последние годы цифровой разрыв продолжает увеличиваться – не только между странами и регионами, но и внутри каждой из стран - между социальными группами.