Свобода и ответственность СМИ в информационном обществе
Информационное общество меняет не только традиционное понимание власти, экономических реалий, национального государства и культуры. На уровне отдельного индивида также происходит столкновение с рядом новых коммуникационных и информационных возможностей, что актуализирует вопрос об ответственности и способах ее реализации.
В результате ИТ-революции современный человек уже не может быть уверен как в своей информационной свободе, так и в своей информационной безопасности. Сложные информационные системы, предоставляя ему удобный и быстрый досуп к цифровым коммуникационным сетям, одновременно создают существенные угрозы безопасности личности. Сегодня диалектически неразрывны понятия информационной свободы и информационной безопасности, причем число последних только растет. Неслучайно, что информационная безопасность индивидуума в современных сетях становится одной из критических проблем информационного общества.
Эта проблема, несомненно, комплексная, что не всегда очевидно для рядового гражданина и пользователя, но по мере развития информационного общества последствия в сфере СМИ становятся все более очевидными: «старые» СМИ «уходят» в интернет, увеличивается число каналов цифрового ТВ, развивается мобильный контент, что уменьшает значение прежней регулятивной функции государства. В результате это существнно меняет роль журналистов и медиапрофессионалов, перенося значительный акцент на аудиторию и ее важнейший элемент – индивидуального пользователя. Рождение активных аудиторий, депрофессиоанализация журналистики и ослабление влияния национальных государств на деятельность СМИ становятся ключевыми характеристиками современного медиапространства. В условиях изменения характера массовой коммуникации проблема информационной безопасности аудитории приобретает все большую актуальность.
По словам М. Кастельса, «пользователи (технологии) являются ее главными творцами, приспосабливая ее к своим собственным нуждам и системе ценностей, что в конечном итоге приводит к трансформации самой технологии» (Кастельс, 2004: 16). Мысль Кастельса о новаторстве пользователей, повторенная им неоднократно, необычайно актуальна для информационной эпохи (Кастельс, 2002: 72 – 73). Несмотря на важную роль, сохраняющуюся за государством и частным бизнесом в развитии информационного общества, именно гражданское общество приобретает несравнимо большую, чем прежде свободу слова, получая при этом новую долю ответственности за реальное применение технологий. Будущее информационного общества все в большей степени становится зависимым от доверия, которое люди испытвают к цифровым интерактивным технологиям, интернет-индустрии, провайдерам доступа и содержания.
Для медиасферы, в которой отношения между журналистами и аудиторией демократизируются, это положение имеет огромное значение. Оно признает, что возросшее влияние аудитории на создание контента, стимулированное развитием ИКТ, возлагает на нее значительные обязательства. С другой стороны, прежняя концепция свободы журналистской деятельности нуждается корректировке, поскольку для журналистов аудитория перестает быть пассивным и молчаливым сообществом. Напротив, пользователи, имея огромный выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важнейших функций журналиста – формирование информационное повестки дня. Используя интерактивные технологии, они все больше превращаются в своего рода соучастников процесса создания медиаконтента. Это, с одной стороны, ведет к усилению депрофессионализации журналистики, а с другой – снижает уровень информационной зависимости аудитории от медиапрофессионалов.
Еще одним существенным последствием формирования сетевого общества становится уход государства из тех областей, где оно традиционно присутствовало и определяло «правила игры». Это положение все более актуально и для сферы регулирования СМИ. Как отмечает А. Маттелар, «свобода коммуникации не допускает никаких сомнений. Любое возражение в адрес этой концепции будет названо попыткой восстановить цензуру. И только санкции, предлагаемые потребителями свободного рынка, могут регулировать циркуляцию произведений культуры и информационных потоков. Принцип саморегулирования используется для того, чтобы делегитимизировать любую попытку формулирования национальной или региональной публичной политики в этой сфере» (Mattelart, 2005: 146).
Однако ослабление роли государства в формировании законодательных рамок для деятельности новых медиа может привести к возникновению напряженностей в реализации традиционных принципов свободы слова, в результате чего возникают и новые информационные угрозы для аудитории.