Тема 3. Приемы оказания психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий.

Психологическое сопровождение лиц, находившихся в зоне террористических действий. Основным способом является рациональные техники преодоления стресса:

§ Принятие произошедшего.

§ Принятие своих реакций и чувств.

§ Извлечение урока из случившегося.

§ Перенаправление своих чувств на другой объект.

Групповые формы применения методов преодоления стресса. Дебрифинг – групповой метод неотложной психологической помощи людям, перенесшим травматический опыт. Представляет собой специально организованное обсуждение в группе людей, совместно переживших экстремальное стрессовое событие. Цель: минимизировать негативные последствия сильного стресса. Задачи:

1. Проработка переживаний и реакций.

2. Когнитивная организация опыта.

3. Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

4. Снятие ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

5. Мобилизация внутренних и внешних ресурсов.

6. Подготовка к переживанию отсроченных симптомов и реакций.

7. Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости (при проявлении признаков посттравматического стрессового расстройства).

Особенности групповых форм применения методов психологической саморегуляции с целью экстренной корекции неблагоприятных состояний у лиц, находящихся в зоне терористических действий.

Купирование панических состояний у населения как результата террористической агрессии. Своевременное информирование лиц, находящихся в зоне террористических действий. Информирование как контрприем по отношению к слухам и иным видам информационно-психологического оружия.

Организация мероприятий по своевременному оказанию психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий, и привлечение специалистов-психологов для реализации указанной профессиональной помощи как одна из основных функций спецслужб.

Темы курсовых и дипломных работ:

1. Терроризм как психологическое явление.

2. Особенности состояния лиц, находящихся в зоне террористических действий.

3. Приемы оказания экстренной психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий.

Основная литература:

1. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник для курсантов и студентов вузов. – М.: МГУ, 2007. – 172 с.

2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психотехнологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2007. – 311 с.

3. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М.: ГУК МВД России, 2003. – 154 с.

4. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. – М.: УВР ГУКиКП МВД России, 2001. – 308 с.

РАЗДЕЛ 12 ЖУРНАЛИСТИКА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Авторский коллектив факультета журналистики

Темы лекций

1. Журналистика и средства массовой информации в системе антитеррористической деятельности (Е.Л.Вартанова)

2. Функционирование средств массовой информации в условиях террористических конфликтов и информационных войн (С.Э.Некляев, С.С.Смирнов)

3. Правовые и этические аспекты деятельности средств массовой информации и журналиста в условиях террористической угрозы (С.Ю.Гладун)

4. Принципы и формы взаимодействия журналистов с силовыми структурами и органами власти (Г.Г.Щепилова)

5. Особенности деятельности СМИ и журналиста при работе по освещению локального военного конфликта (С.Э.Некляев)

6. Технологии журналистского творчества в контексте антитеррористической деятельности (О.В.Смирнова, Т.И.Фролова)

7. Профилактика и реабилитация информационных травм журналистов и аудитории СМИ в условиях конфликта (Е.Е.Пронина)

8. Проблема достоверности информации о террористическом конфликте в деятельности журналиста (О.В.Смирнова, Т.И.Фролова)

9. Особенности деятельности средств массовой информации и журналистов в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики (С.С.Смирнов)

10. Особенности деятельности средств массовой информации и журналистов в условиях глобализации информационных потоков (Е.Л.Вартанова)

11. Цифровое неравенство как проблема информационной безопасности (Е.Л.Вартанова, О.В.Смирнова)

Наши рекомендации