Тема 12. Стратегия профилактики и коррекции асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте.

Аннотация. Определены задачи коррекционной и профилактической работы с детьми и подростками антисоциальной и асоциальной направленности. Исходя из концепции психологического возраста Л.С.Выготского, выделено триединство целей коррекции (оптимизация социальной ситуации развития, развитие видов деятельности, формирование психологических новообразований). Рассматривается программа противодействия манипулятивному воздействию в целях профилактики вовлечения детей и подростков в асоциальную и антисоциальную активность.

Задачи диагностики и своевременного выявления детей и подростков группы риска в целях прицельной адресной профилактики и коррекции антисоциальной направленности личности. Актуальной задачей в современной российском обществе являеттся повышение воспитательного потенциала учреждений общего, профессионального и высшего образования; призванного обеспечить эффективную социализацию и гармоническое развитие личности в подростковом, юношеском возрастах и молодости; осуществлять профилактику негативных явлений экстремизма, национализма, шовинизма, социальной нестабильности и поляризации в образовательных учреждениях и в обществе в целом; повысить уровень безопасности жизни населения.

Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте представлений о структуре и динамике возраста (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). На современном уровне развития возрастной психологии следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности; формирование возрастно-психологических новообразований. Соответственно, оптимизации социальной ситуации развития предполагает включение подростка (ребенка) в группу сверстников просоциального типа и, напротив, профилактика вовлечения его в группу противоположной направленности. Развитие видов деятельности предполагает не только культивирование адекватной задачам развития и возрасту ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин), но и развитие других видов деятельности, в рамках которых создается возможность самореализации.

Проблема разработки модели мониторинга с целью своевременного выявления детей и подростков с негативными тенденциями в развитии. Работа с семьей, оптимизации типа семейного воспитания и детско-родительских отношений, образовательными учреждениями.

Подростковый и юношеский возраст традиционно рассматривается как «опасный» и трудный возраст. Современная возрастная психология в качестве практических задач рассматривает организацию психологической помощи, профилактики и коррекции в решении таких проблем подросткового возраста как оптимизация образовательной системы для создания благоприятных условий для всестороннего умственного и личностного развития подростков; оказания психологической помощи в самопознании и личностном росте, разрешении проблем и конфликтов детско-родительских отношений, обеспечении условий преодоления инфантильной зависимости от родителей, профилактики явлений отклоняющегося и противоправного поведения подростков, агрессии, наркомании и токсикомании, ранней сексуальной жизни, подростковой беременности и девиантного материнства. Адресная прицельная своевременная профессиональная психологическая помощь является мощным ресурсом воспитания просоциальной направленности личности.

Формирование способности противодействия манипулятивному воздействию (Финько И.Л., Кривцова С.В. 1997; Бондарева Л.В., Козачек О.В., 2003) является одной из ключевых задач предупреждения вовлечения подростков и детей в асоциальную и антисоциальную деятельность.

Неопределенность системы ценностей и идеалов современного общества, манипулятивные тенденции СМИ, повышение вероятности асоциального воздействия и манипулирования сознанием подростков, имеющее своим следствием вовлечение их в антисоциальные, криминальные группы, деструктивные религиозные культы, препятствуют формированию гражданственности и гражданской идентичности подрастающего поколения. Важной составляющей формирования социально-критического мышления становится развитие способности учащихся противостоять манипулятивному воздействию со стороны СМИ (телевидение, газеты, журналы, реклама), партнеров по общению, включая взрослых и сверстников и отказа от использования манипулятивных стратегий общения.

Манипуляция по своему психологическому содержанию представляет собой особый вид игр (Э.Шостром, Э.Берн), род макиавеллизма (Р.Кристи, В.В.Знаков), вид ассертивности ( В.Каппони и Т.А.Новак) и выступает прямой оппозицией равноправному диалогу. Манипуляция как вид психологического воздействия, направленный на актуализацию у человека намерений, не совпадающих с его действительно существующими желаниями, и характеризуется следующими основными особенностями: наличие скрытого психологического воздействия на человека с использованием его слабостей и отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения собственной цели и получению одностороннего выигрыша (Доценко Е.Л., 1996). Психологическая манипуляция в общении может выступать как тип общения, уровень общения, установка на взаимодействие или как стратегия ведения переговоров. Манипулятивное общение выступает как монологическая авторитарная директивная форма взаимодействия с целью установления контроля над поведением партнера и его мыслями. Как стратегия ведения переговоров манипуляция выступает в форме «нечестной игры» с использованием таких приемов как подтасовка фактов, ложная аргументация, развертывание «спектаклей» в роли обиженных и оскорбленных (Бондарева Л.В., Козачек О.В., 2003).

Социальными предпосылками возникновения манипулятивного поведения являются риск и неопределенность современной жизни, приводящие к чувству беспомощности, недоверию к себе и другим, бессилию, страху перед искренними доверительным отношениям, а также рыночные отношения, обуславливающие тенденцию обезличивания и «обездушевления» людей (Э.Шостром). С учетом различных оснований классификации манипуляций необходимо выделить:

- по степени осознанности осознаваемые (осуществляемые под контролем сознания)и неосознаваемые (представляющие собой проявление защитных механизмов личности); виды психологических манипуляций;

- по степени корыстности – корыстные (выгода для манипулятора) и благородные (для достижения значимых для всех целей) (В.В.Знаков);

- по предмету – манипулирование потребностями (использование желаний и интересов партнера), духовное манипулирование (формирование определенных идеалов и ценностей), интеллектуальное манипулирование (навязывание мнений¸ суждений, точек зрения); манипулирование чувствами (использование эмоций и чувств партнера).

Для достижений результата манипулятор использует широкий арсенал средств воздействия, включающий организационные процедурные, психологические и логические (сознательное нарушение или хитрое использование законов и правил формальной логики) уловки. Очевидно, что важнейшими психологическими условиями жизненного и личностного самоопределения выступают умение распознавать и противостоять манипулятивному воздействию со стороны индивидуального и коллективного партнера общения. Условием развития социально-критического мышления учащихся является формирование у них умения уверенно противостоять различным видам группового давления и осознавать собственные манипулятивные интенции. Оптимальной формой для решения поставленной задачи является психологический тренинг, основанный на принципах добровольности, конфиденциальности, уважения личности и признания свободы и ответственности как неотъемлемых прав человека.

Вопросы:

1. Определите основные цели профилактики и коррекции асоциальной и антисоциальной деятельности в работе с детьми и подростками.

2. Какую роль может сыграть образовательное учреждение в реализации поставленных задач?

3. Каким образом можно развивать социально-критическое мышление у детей и подростков?

Задания:

1. Опираясь на определение манипулятивного воздействия, подберите соответствующие примеры манипуляций. Опишите их. Аргументируйте свой выбор.

2. В ходе просмотра телевизионных передач и рекламы, адресованных детям, подросткам и молодежи выделите те сюжеты и эпизоды, которые могут вызвать агрессивные тенденции и психотравмирующий эффект. Обсудите в группе, какое воздействие на формирование личностной направленности могут оказать эти передачи.

Наши рекомендации