Тема 4. Факторы риска формирования асоциальной и антисоциальной

Направленности личности. Органический фактор.

Аннотация. Дано определение понятию «факторы риска» и «группа риска». Показан сложный неоднозначный характер влияния факторов риска на развития личности. Определены понятия жизнестойкость и уязвимость личности. Обсуждается роль и пути влияния органического фактора (соматическое и нервно-психическое здоровье) на дезадаптивное развитие личности и формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности.

За последние годы наметился ряд неблагоприятных тенденций в психическом развитии детей и подростков, выступающих как факторы риска возрастания числа асоциальной направленности и девиантного поведения.

Факторы риска – широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. Негативное воздействие факторов, в отличие от однозначно вредных воздействий, носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а только вероятную угрозу негативных следствий. В зависимости степени вероятности выделяют факторы высокого, среднего и низкого риска. Группа риска – это контингент детей, подверженных действию одного фактора риска. Выделяют следующие факторы риска: медико-биологические (органические); социально-экономические; психологические (личностные) – неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности и социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия и кооперации со взрослыми и сверстниками; педагогические (несоответствие программ и условий обучения детей их психологическим и психофизиологическим особенностям). В зависимости от времени воздействия на организм различают факторы внутриутробного периода, перинатального возраста, младенчества, раннего детства, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

В реальном процессе развития обычно имеет место взаимообусловленность разнородных факторов риска. Сочетание некоторых факторов, как правило, увеличивает вероятность их негативного воздействия. Различают факторы хронические и факторы однократного действия. Факторы хронического действия оказывают более тяжелое, чем факторы однократного действия воздействие на статус ребенка.

Наряду с факторами риска выделяют такие понятия как понятия уязвимости и жизнестойкости. Психологическая уязвимость это чувствительность или степень подверженности ребенка воздействию тех или иных неблагоприятных факторов. Уязвимость и жизнестойкость (способность противостоять вредному воздействию) зависит от возраста детей и подростков и их индивидуальных особенностей. Жизнестойкость в значительной мере определяется уровнем эмоционально-личностного и умственного развития ребенка, активность и общительность, опыт позитивного взаимодействия, формирующий у ребенка высокую самооценку, уверенность в себе, самопринятие.

Знание защитных факторов, ослабляющих или отменяющих воздействие факторов риска необходимо для планирования и реализации профилактики и коррекции трудностей в развитии детей и подростков.

Органические факторы, выступающие предпосылкой для таких поведенческих нарушений как импульсивность, низкая эмпатия, агрессивность и т.д. создают основу формирования иерархии ценностно-смысловой сферы, инициирующей асоциальное поведение. Дети и подростки, отнесенные к группе риска, нуждаются в специальном психологическом сопровождении и оказании психолого-педагогической помощи.

К органическим факторам (биологическим) относятся нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в физическом и психическом развитии. Общее ухудшение соматического и нервно-психического здоровья подрастающего поколения за последние десятилетия значительное увеличение частоты психических расстройств у детей и подростков. В целом частота пограничных психических расстройств колеблется от 22% до 71% при увеличении удельного веса тяжелых форм патологии. Возрастание числа задержек умственного развития различной степени тяжести (более 30% в общей структуре, нарушений и отклонений в психическом развитии, обусловленных резидуально-органическими и функциональными нарушениями центральной нервной системы различной этиологии, дисгармоничного личностного развития с патохарактерологическими и психопатическими реакциями; стойких нарушений аффекта и настроения различной степени тяжести с нарушениями самооценки, мотивационной сферы; задержанного психического развития по типу органического и дисгармоничного инфантилизма и др. происходит главным образом за счет детей из асоциальных семей, семей с неблагоприятной психологической атмосферой (хроническая конфликтность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение) и детей, оставшихся без попечения родителей. Неблагоприятной тенденцией является также рост перинатальной патологии (Л.О.Бадалян) – до 70% у новорожденных детей. Наблюдается значительный рост психосоматических заболеваний – в пределах от 40% до 68% от числа детей, обратившихся к детским врачам общего профиля. Тенденция ослабления нервно-психического здоровья детей создает неблагоприятные предпосылки для личностного развития детей и ставит задачу возможно более ранней диагностики детей, нуждающихся в психологической помощи и своевременной прицельной коррекции хода психического развития таких детей и профилактики негативных тенденций умственного и личностного развития, обуславливающих нарушения развития ценностно-смысловой сферы и, как следствие формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности.

Вопросы:

Наши рекомендации