Тема 2. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков

Аннотация. В рамках темы раскрывается содержание понятий социальная дезадаптация, девиантное и делинквентное поведение. Даны критерии дифференциации девиантного и делинквентного поведения. Описаны тенденции развития девиантного и делинквентного поведения детей и подростков за последние десятилетия в нашей стране и в мире. Описаны виды девиантного и делинквентного поведения. Проанализированы причины возрастания противоправного поведения в детской и подростковой популяции.

Социальная дезадаптация как нарушение равновесия (дисбаланс) между личностью и обществом) и ее причины. Социальная дезадаптация в деятельностном подходе как трудности освоения новой социальной позицией и новыми видами деятельности и сотрудничества. Успешное решение «задач развития» (Р.Хевигхерст) как профилактика формирования асоциальной направленности личности. Школьная дезадаптация как вид социальной дезадаптации.

Девиантное поведение (антидисциплинарное, асоциальное) – нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для семейных и школьных отношений и малых половозрастных социальных групп. Типичными примерами девиантного поведения являются систематическое самовольное уклонение от учебы, уходы из дома и бродяжничество, аддиктивное поведение (зависимость от психоактивных веществ, алкоголизация), ранняя сексуальная жизнь, аутоагрессивное поведение (в том числе суициды). Ранняя сексуальная жизнь находит отражение в снижении возраста сексуальной дебюта на фоне либерализации взглядов общества на половое воспитание детей, изменении ситуации «двойного стандарта» сексуальной жизни для юношей и девушек, росте числа абортов несовершеннолетних и явления подросткового материнства.

Девиантное поведение является показателем сбоев процесса социализации. Можно выделить следующие «группы риска» возникновения девиантного поведения применительно к детскому и подростковому возрасту: 1)подростки с трудностями преодоления негативной фазы подросткового возраста; 2) дети из дисгармоничных, асоциальных и неполных семей; 3) дети и подростки с хронической неуспешностью в школе и низким уровнем академических достижений; 4) дети и подростки с неудовлетворенной потребностью в социальном признании группами сверстников и депривацией потребности в аффилиации (изолированные, изгои, дети – жертвы школьного преследования и пр.).

Важнейшими факторами формирования девиаций являются дезадаптация родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой), наличие конституциональной предрасположенности и экзогенно-повреждающие воздействия, обуславливающие формирования аномалий характера и личностных нарушений.

Новой девиантной тенденцией является феномен детского нищенства, включающий три основных категории поведения детей: истинное нищенство в связи с резким изменением уровня жизни (войны, террористические акты, утрата близких, проживание с семьей за чертой бедности); принуждение к нищенству взрослыми в корыстных целях; нищенство как добывание денег детьми и подростками из материально благополучных семей с целью удовлетворения собственных интересов.

Неоднозначную оценку получает также феномен ранней коммерциализации подростков и включения их в предпринимательскую деятельность. Фактором риска здесь являются нарушения морального развития подростков и большая вероятность взаимодействия с криминальными слоями.

Девиантное поведение, его виды. Девиантное поведение представляет собой компенсаторное защитное поведение в форме протеста, ухода, реакций тревожности и неуверенности, эмансипации, группировании и пр., обусловленное социальной неуспешностью и нереализованностью (семейной и школьной). Ф.Потаки используется термин «преддевиантный синдром», определяя его как комплекс симптомов – аффективный тип поведения, ориентация на удовольствия, трудности в школе, агрессия, семейные конфликты, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе – который подталкивает подростка к общности с другими сверстниками, имеющими аналогичные признаки (Потаки Ф., 1987). Формирование подростковых и юношеских неформальных групп и объединений в рамках молодежной субкультуры может принять ярко выраженную асоциальную направленность.

Термин делинквентное поведение используется, как правило, для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей, основанное на формировании асоциальных установок (А.Г.Амбрумова, В.В.Ковалев, Н.В.Вострокнутов). Типичными формами делинквентного поведения являются агрессивно-насильственное поведение, в том числе садистические поступки, вандализм, поджоги, деструктивные действия, нарушающие личностную и физическую безопасность людей и сохранность материальных и духовных ценностей; имущественные посягательства, совершенные из корыстных побуждений (кражи, вымогательства и пр.), антисоциальное сексуальное поведение, ранняя наркотизация и совершаемые в связи с этим антисоциальные и противоправные действия.

Рост числа правонарушений и детской и подростковой преступности. При определенной стабилизации и даже уменьшении удельного веса подростковой преступности, общее число преступлений, совершенных подростками растет. Неблагоприятными тенденциями являются возрастание удельного веса тяжких преступлений в общей структуре правонарушений подростков и количества групповых преступлений (их доля в общем числе правонарушений подростков составляет более 60%); «омоложение» преступности на фоне резкого возрастания правонарушителей в возрасте моложе 14-15 лет; рост числа правонарушений, совершаемых девушками, рост рецидивов, в значительной степени обусловленных невозможностью трудоустройства и социальной реабилитации ранее судимых подростков после освобождения. Факторы роста детской и подростковой преступности выступают на общесоциальном, социально-психологическом и психологическом уровне. Важнейшими криминогенными факторами являются общая дегуманизация общества; семейная дестабилизация и неэффективное выполнение семьей функции социализации; несогласованность и неадекватность всех социальных институтов, направленных на решение задач профилактики и предупреждения правонарушений (семья, педагогические коллективы, правоохранительные органы, молодежные объединения и пр.); отсутствие реальных перспектив получения подростками желаемого образования и профессии, обеспечивающий достойный образ жизни в условиях экономического спада общества; негативное влияние на формирование личности подростков антикультуры и субкультуры криминальных кругов и антисоциальных молодежных группировок, романтизация и идеализация криминального образа жизни; юридическая и социальная девальвация принципа неотвратимости наказания применительно к раскрытию преступлений; отсутствие четкой стратегии молодежной политики, детских, подростковых и юношеских общественных объединений и организаций, направленных на решение задач идеологического воспитания, обуславливающие трудности личностного самоопределения и формирования личностной идентичности.

Другой неблагоприятной тенденцией является рост детей – жертв насилия, пострадавших в результате противоправных действий, жестокого обращения в семье, террористических актов и военных действий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Посттравматический стресс, нарушения эмоционально-личностного развития, психосоматические нарушения, ограничение коммуникации и контактов, утрата базового доверия к миру, эскапизм, неадекватность стратегий совладания – показания для оказания необходимой психологической помощи таким детям.

Рост аддиктивного поведения, стремительное распространение снижение возрастной границы раннего (подросткового) алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании. Факторами риска в развитии аддиктивного поведения подростков являются: острота возрастных кризисов (подростковая школьная дезадаптация); индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности, в том числе формирование акцентуаций в сензитивном подростковом возрасте; личностная незрелость, включая моральную незрелость; семейный фактор (дисгармоничные типы семейного воспитания, включая гипоопеку, безнадзорность, гиперопеку); неблагоприятная социальная микросреда; нарушения отношений со сверстниками (изоляция, отвержение, отсутствие социального признания); школьная дезадаптация, хроническая неуспешность учебной деятельности, низкая учебно-познавательная мотивация; неадекватные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.

Возрастная и гендерная специфика девиаций.

Вопросы:

1. Назовите сходство и различия между девиантным и делинквентным поведением.

2. Какая возрастная группа, по Вашему мнению, наиболее уязвима в плане риска формирования социальной дезадаптации? Обоснуйте ответ.

3. Что такое «преддевиантный синдром»?

Задания:

1. Воспользовавшись материалами СМИ и Интернет-ресурсами, приведите примеры девиантного и делинквентного поведения детей и подростков.

2. Обсудите в режиме «круглого стола» - как изменилась общая картина социальной дезадаптации детей и подростков за последние 10-15 лет?

3. Составьте план социальных мероприятий, необходимых для резкого снижения удельного веса детей с проявлениями девиантного и делинквентного поведения.

Наши рекомендации