Лекция 14 Региональный мониторинг угроз террористической деятельности.

Аннотация

Необходимость создания системы регионального антитеррористического мониторинга. Понятие мониторинга. Региональный антитеррористический мониторинг – определение. Основные проблемы разработки методики регионального антитеррористического мониторинга. Аксиоматика мониторинга. Основные функции мониторинга: наблюдение, контроль и прогноз.

Базовые методы регионального антитеррористического мониторинга: замер параметров, мониторинг документов, мониторинговый опрос респондентов, экспертный мониторинг, мониторинговый эксперимент. Объекты антитеррористического регионального мониторинга.

Основные принципы проведения регионального антитеррористического мониторинга.

Непрерывность процесса проведения мониторинга как важнейшее условие его эффективности. Основные этапы организации и проведения регионального антитеррористического мониторинга: содержание и задачи. Необходимость создания единого межведомственного координирующего органа для организации и проведения мониторинга – штаба регионального антитеррористического мониторинга.

Принципы сбора информации в ходе антитеррористического регионального мониторинга.

Базовые индикаторы регионального антитеррористического мониторинга: определение и принципы выбора. Проблема соотношения статистических и социологических индикаторов. Основные индикаторы для отслеживания угроз возникновения кризисных ситуаций в экономической сфере региона как питательной почвы для появления терроризма.

Основные показатели характеристики ситуации в социально – трудовой сфере региона и их значение для возникновения террористических угроз.

Важнейшие показатели, характеризующие состояние сферы качества жизни региона.

Политическая сфера региона и ее составляющие. Основные виды регионального политического мониторинга как важнейшей ставной части антитеррористического мониторинга.

Текст лекции.

В настоящее время терроризм превратился в постоянно действующий фактор российской действительности. Резко возрастает масштаб и опасность угроз, исходящих от этого в адрес национальной безопасности и возможностей устойчивого развития общества. Организация действенной борьбы с терроризмом невозможна без создания единой комплексной системы государственного противодействия. Однако решение этой задачи наталкивается на отсутствие адекватной информационно – аналитической базы, призванной обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Создание такой информационно – аналитической базы возможно только с использованием современных управленческих технологий, одной из которых является мониторинг. Мониторинг позволяет повысить объективность и своевременность принятия решений. Между тем, в настоящее время реакция государственных органов на возникающие проблемы и ситуации часто носит не превентивный, а реактивный характер.

Питательной средой для возникновения терроризма всегда является кризис, поэтому для организации превентивной антитеррористической системы необходима информация, позволяющая отследить возникновение или нарастание кризисных тенденций в любой из сфер региона.

Мониторинг (от латинского monitor – надзирать, напоминать, предостерегать) представляет собой управленческую технологию, входящую в качестве одного из ключевых компонентов в систему оценки природных и социальных систем. В самом широком смысле мониторинг представляет собой такое наблюдение за внешней средой, которое позволяет: а) вовремя отметить в ней негативные явления; б) предостеречь от действий, способных эти негативные явления вызывать или усугубить. В этом смысле мониторинг, как система управленческих действий всегда имеет антикризисную направленность.

Региональный антитеррористический мониторинг представляет собой комплексную систему непрерывного сбора, обработки, накопления и использования информации о протекании и тенденциях развития различных экономических, социальных и политических процессов в рамках региона с целью организации научно обоснованного стратегического планирования анитеррористической деятельности, своевременного выявления и предупреждения возникновения очагов конфликтов и кризисов, а также оценки эффективности политики государственных органов и выработки мероприятий по ее корректировке.

В настоящее время единой системы и методики антитеррористического мониторинга в стране не существует, хотя имеются многочисленные попытки региональных властей провести подобные исследования. Применяемые до сих пор методики мониторинга имеют следующие общепризнанные недостатки:

- использование излишне широкого круга показателей, неприемлемого для проведения мониторинга на уровне региона;

- отсутствие доступных методик обработки данных;

- проблемы отечественной статистики;

- отсутствие научно обоснованных комплексных индикаторов, позволяющих адекватно оценить состояние различных сфер жизнедеятельности региона;

- отсутствие единых интегральных индексов оценки.

Наиболее слабым звеном в проведении мониторинговых исследований в настоящее время являются организационно – техническое и финансовое обеспечение проведения мониторинга. В регионах отсутствуют необходимые ресурсы (финансовые, организационные, кадровые), не существует специальных центров проведения мониторинга.

Аксиоматику теории мониторинга составляют три положения:

– существование системы, так же как ее развитие, определяется ограниченным числом параметров;

– человек в состоянии наблюдать, фиксировать и переводить в символическую (языковую, математическую, графическую) форму параметры системы;

– сопоставление параметров ведет к объективной оценке состояния системы в каждый конкретный момент ее существования, выявлению ближайших и отдаленных тенденций в ее развитии.

Мониторинг начинался как система мер, отслеживающих производственные процессы. Затем технология мониторинга была опробована для изучения природной среды и выявления грозящих человечеству экологических катастроф. Наконец со второй половины ХХ века мониторинг используется для отслеживания параметров социальных систем на уровнях страны, региона, муниципального образования. Так появилось понятие социально-политического мониторинга, трактуемого как «постоянный систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля над ходом развития какого-либо социально-политического явления или процесса его прогнозирования».

Таким образом, мониторинг в управленческой деятельности выполняет функции наблюдения, контроля и прогноза, то есть научно-методической подготовки принятия управленческих решений. Цели мониторинга зависят от качественного состояния системы. В динамической характеристике состояние террористических угроз в регионах целями должны быть создание комплексной научно обоснованной системы, позволяющей оценить уровень терророгенности регионов и возможные риски возникновения и провоцирования террористически актов с тем, чтобы создать программы по борьбе с терроризмом и предотвращения террористических актов в регионах и реализовать действенную антитеррористическую стратегию.

В соответствии с установленными целями, задачи мониторинга как управленческой технологии, вне зависимости от того, в какой сфере и на какой стадии развития ситуации он применяется, могут быть определены следующим образом:

1. Выделение набора параметров, наблюдение за которыми позволяет составить полное представление о системе, тенденциях ее развития, возможных кризисных ситуациях в сфере протекания миграционных процессов.

2. Выбор инструментария и методик наблюдения.

3. Проведение наблюдения и фиксация параметров системы в избираемой системе символов (чаще всего – математической).

4. Сопоставление параметров системы на протяжении определенного срока наблюдения, с целью выявить изменения.

5. Установление механизмов и тенденций происходящих изменений.

6. Прогноз динамики развития террористических процессов.

7. Разработка рекомендаций по принятию управленческих решений.

Поскольку мониторинг представляет собой специфическую форму получения, анализа и представления информации, необходимо указать на наиболее широко применяемые методы мониторинга, применяемые в управленческой деятельности, разделив их на несколько категорий.

Первая категория – замер параметров. Методы замера параметров заключаются в количественном измерении основных характеристик системы. В данном случае – в сборе статистических данных по всем параметрам характеристики террористических угроз в регионе.

Вторая категория – мониторинг документов. В число этих методов, входя как статистические, так и методы оценки документов, в зависимости от характера их происхождения. Статистические методы оценки документов наиболее эффективны при оценке экономического состояния региона, кризисных тенденций, затрагивающих демографическую ситуацию и качество жизни в регионе. Комплексным методом статистического анализа является дискриминантный анализ, предусматривающий классификацию объектов мониторинга по определенным сходным признакам и составлении классификации по количественным и качественным параметрам, отслеживаемым в ходе мониторинга.

Третья категория – мониторинговый опрос респондентов. Он применяется при оценке параметров социального, политического, этно-конфессионального и др. типов кризисов, связанных с возникновением конфликтов между отдельными слоями населения региона. При мониторинговом опросе используются методы устного (интервью) и письменного опроса по одному из отслеживаемых параметров. В случае, когда таких параметров несколько проводится устное или письменное анкетирование, направленное на выявление и анализ количественно-качественных характеристик объекта мониторинга.

Четвертая категория – экспертный мониторинг. Этот тип мониторинга, в качестве дополнительного может быть использован для изучения кризисной ситуации любого типа. В отличие от первых трех категорий, экспертный мониторинг нацелен на получение субъективной картины кризиса и прогноз его развития, с точки зрения специалистов. Поэтому экспертный мониторинг полезен только в том случае, когда он проводится в сочетании с другими методами.

Пятая категория – мониторинговый эксперимент. Его цель – выработка прогноза развития кризисной ситуации, на основе отобранных критериев и моделировании гипотетической ситуации, с последующим ее анализом. Использование современных методов количественного анализа данных мониторинговый эксперимент становится одним из самых эффективных методов прогноза для любого типа регионов.

Объектами антитеррористического регионального мониторинга являются: во – первых, состояние террористических угроз в каждом из регионов в определенной временной динамике; во – вторых, сама антитеррористическая деятельность и, в первую очередь – качество составления и порядок воплощения в жизнь федеральных и региональных программ борьбы с терроризмом. В этом случае предметами мониторинга являются:

– последовательная цепочка принимаемых решений (на всех стадиях принятия решений);

– результаты принятых и воплощенных в жизнь решений, описанные, по заданным параметрам в соответствующих символах (характеристики, математические формулы, графики, диаграммы).

Основное же направление антитеррористического мониторинга программ, будет состоять в том, чтобы оценить степень соответствия поставленных задач, достигнутым результатам.

Cама возможность принятия эффективных управленческих решений на основе данных, получаемых в результате регионального антитеррористического мониторинга и их анализа, обеспечивается набором принципов, в число которых входят:

– принцип научности, предполагающий отбор и использование эффективных методик наблюдения и оценки результатов с учетом состояния современного знания об объекте наблюдения;

– принцип гуманитарности, в соответствии с которым управленческие цели мониторинга должны быть сформулированы таким образом, чтобы они отражали интересы отдельной личности, этносов, социальных групп и всего населения региона;

– принцип системности, в соответствии с которым мониторинг региона осуществляется не обособленно, а в иерархической соподчиненности с более крупными (федеральный мониторинг) и мелкими (муниципальный мониторинг) программами наблюдения;

– принцип комплексности наблюдения, позволяющий принимать управленческие решения, на основе единства информации о различных экономических, социальных, политически, культурных и др. процессах в регионе;

– принцип оперативности, предусматривающий не только быстрое принятие решений, но гибкость методов, дифференцированию параметров наблюдения в зависимости от объекта и набора задач;

– принцип непрерывности, воплощаемый в жизнь в зависимости от избираемых конкретных методик;

– принцип информационной открытости, предусматривающий доступность получаемых результатов населению, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством;

– принцип системности оценки результатов, включающий в себя однородность объектов наблюдения и иерархическую соподчиненность показателей;

– принцип адаптивности методик мониторинга к реалиям данного региона;

– принцип результативности, предусматривающий постоянную оценку самих методик мониторинга и их корректировку или замену в зависимости от эффективности получаемых оценок и прогнозов;

– принцип стандартизации оценок, необходимый для того, чтобы результаты, полученные в ходе регионального мониторинга, могли быть сопоставлены с результатами мониторинга иных уровней: локальным, федеральным, глобальным.

Главной целью антитеррористического мониторинга является выявление всех факторов терророгенности региона, всех сфер, из которых могут исходить угрозы терроризма. Проведение комплексного антитеррористического мониторинга предполагает охват всех основных сфер жизнедеятельности региона: экономику, социально – трудовую сферу, качество жизни населения, политическую ситуацию.

Мониторинг понимается как непрерывный во времени процесс, который нежелательно проводить только на том или ином этапе возникновения кризисных или предкризисных явлений. Непрерывность процесса достигается за счет строгой периодичности сбора информации по различным индикаторам (в зависимости от степени важности индикатора возможно обследование объектов и получение информации раз в полгода, в год, в квартал, месяц и т.д.). В связи с этим необходимым условием качественного проведения мониторинга и его результативности является наличие в составе региональных управленческих органов единой структуры, координирующей организацию и проведение всех этапов мониторинга. В их состав обязательно должны входить представители руководства органов местного самоуправления, органов региональной и муниципальной статистики, служб занятости, кадровых служб предприятий и учреждений, миграционных служб, правоохранительных органов и спецслужб. Такие специальные центры (или штабы) мониторинга не только обеспечивают координацию и взаимодействие информационных потоков, но в первую очередь способствуют привлечению в качестве исполнителей дееспособных научных и учебных коллективов регионов в условиях отсутствия у местных администраций средств для использования возможностей различных коммерческих профильных организаций.

Процесс организации и проведения мониторинга подчиняется определенной внутренней логике и должен осуществляться в несколько этапов:

Подготовительный этап мониторинга предполагает формирование рабочих групп и непосредственных исполнителей, определение руководителей служб учреждений и предприятий, ответственных за непосредственное проведение обследований и способы их взаимодействия. Также на этом этапе вырабатывается методика работы и ее концептуальные основы, включая выбор объектов обследования, определение репрезентативной выборки, уточнение в каждом отдельном случае набора индикаторов. Выбор основных объектов мониторинга должен осуществляться на строго научной основе и отражать структуру и специфику региона.

Необходимым компонентом является проработка ресурсного обеспечения (финансовое, техническое, кадровое, временное).

Информационный этап включает сбор, систематизацию и первичную (количественную) обработку информации по заданным параметрам и в соответствии с установленным набором индикаторов, а также создание банка данных по основным компонентам. Информационная база мониторинга должна включать все возможные информационные потоки: данные официальной государственной централизованной, муниципальной, профсоюзной, электоральной и отраслевой статистики, материалы специальных выборочных обследований предприятий и учреждений, социологических опросов населения и трудовых коллективов, периодических экспертных опросов руководителей предприятий и учреждений;

Статистическая информация по мониторингу собирается на предприятиях и учреждениях – объектах мониторинга через региональные комитеты статистики и районные отделения статистики. Официальная статистика в настоящее время является весьма несовершенной, система показателей во многом унаследована от советского периода, устарела и не отражает реалий сегодняшней переходной экономики. В связи с этим целесообразно разрабатывать дополнительные статистические формы по единой методике, учитывающей целый ряд дополнительных показателей.

Данные социологических поросов собираются штабом мониторинга, который заказывает обследования соответствующим научным коллективам и организует контроль за их деятельностью.

Аналитический этап является самым ответственным. Состав экспертных групп должен включать как практиков (руководители органов власти, работники служб занятости, статистики, миграционных служб, депутаты местных легислатур, представителяи компетентных органов), так и специалистов науки. Допустимо при наличии средств привлечение ресурсов различных коммерческих организаций, специализирующихся на прогнозе и анализе в социальной сфере. На этом этапе происходит интерпретация собранных количественных данных, выявляются основные параметры состояния системы, прогнозируются тенденции ее развития и вырабатываются рекомендации по принятию необходимых управленческих решений, которые в итоге предоставляются всем необходимым властным подразделениям.

Базовые индикаторы (показатели) мониторинга – это качественные и количественные характеристики отдельных черт и состояний различных сфер региона, совокупность которых отражает их существенные особенности.

Разработка единой системы показателей функционирования региона является одной из самых сложных в организации любого мониторинга. В современной управленческой науке существует и продолжает создаваться множество различных вариантов индикаторов и способов их измерений. Эта проблема напрямую связана с главной целью проведения мониторинга – выявление факторов, провоцирующих возникновение террористических проявлений и очагов конфликтов в рамках региона и определение тех пределов проявления этих факторов, которые угрожают устойчивому функционированию системы. Наиболее сложным здесь как раз является последний вопрос: какие пороговые значения выбранных индикаторов способны привести к возникновению кризиса, и при каких условиях? Эта проблема должна решаться в каждом конкретном случае коллективом экспертов.

Выбор индикаторов должен основываться на ряде принципов. Так, индикаторы должны давать информацию о состоянии системы на всех стадиях ее развития. Количество индикаторов не должно превышать возможности их замеров и обработки. Набор индикаторов должен быть научно обоснованным, а процедуры измерения не должны быть сложными.

Кроме того, индикаторы должны обеспечивать получение информации, дающей возможность прогнозировать и моделировать процессы развития ситуации в регионе. Для организации мониторинга должны применяются две системы показателей – статистическая и социологическая, которые взаимно дополняют и корректируют друг друга.

Для оценки развития экономической сферы муниципального образования целесообразно использование следующих статистических показателей:

– размер валового регионального продукта;

– доля услуг в ВРП;

– индекс физического объема промышленного производства;

– индекс физического объема сельскохозяйственного производства;

– инвестиции в основной капитал;

– отраслевая структура инвестиций;

– индекс потребительских цен.

– индекс инновационности;

Современная управленческая наука и практика выработали несколько вариантов понятия «социально – трудовая сфера». В данном случае представляется более рациональным использование более узкой трактовки понятия «социально – трудовой сферы региона» как сферы, охватывающей только процесс взаимодействия участников трудовых отношений, в первую очередь работника и работодателя. В этом случае основными составляющими этой сферы являются следующие:

– проблема трудовых ресурсов и состояния рынка труда;

– занятость населения и уровень безработицы;

– оплата труда работников;

– миграция населения;

– условия и охрана труда на предприятиях и учреждениях;

– социальное партнерство и социальное самочувствие субъектов производственного процесса.

К наиболее важным статистическим показателям в социально – трудовой сфере относятся следующие:

– численность экономически активного населения;

– уровень зарегистрированной безработицы;

– социально – демографический и профессиональный состав безработных;

– численность средств, потраченных на мероприятия по охране труда в расчете на одного рабочего;

– число беженцев и вынужденных переселенцев в регионе.

– сальдо миграции населения;

– основные направления миграционных потоков в регионе

– распределение мигрантов по причине миграции;

– распределение мигрантов по цели миграции;

– социальный, профессиональный, поло - возрастной и национальный состав прибывших и выбывших мигрантов;

– численность зафиксированных забастовок;

– численность работников, участвовавших в забастовках.

Понятие качества жизни населения означает степень удовлетворения человеческих потребностей всех уровней относительно как социальных норм, так и личных предпочтений. Из всего многообразия применяемых в науке и практике различных индикаторов качества жизни целесообразно в региональном антитерросритическом мониторинге использовать следующие:

– индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором агрегированы три субиндекса, значения которых изменяются в пределах от 0 до 1: индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index); индекс уровня жизни (Income Index); индекс уровня образования (Education Attainment Index).

– индекс качества жизни населения, который рассчитывается по следующим показателям:

– коэффициент рождаемости – число родившихся на 1000 человек;

– коэффициент смертности – число умерших на 1000 человек:

– коэффициент младенческой смертности – число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся;

– уровень разводимости – количество разводов на 1000 браков;

– коэффициент миграционного прироста (убыли) на 1000 человек населения;

– уровень занятости – отношение численности занятых в экономике района к общей численности населения в трудоспособном возрасте;

– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работающего в экономике;

– средний размер назначенных месячных пенсий;

– обеспеченность населения жильем – количество квадратных метров общей жилой площади на одного жителя;неудовлетворенная потребность населения в жилье – отношение числа семей, состоявших на учете на получение жилья, к общей численности населения;

– количество квадратных метров построенного индивидуального жилья на душу населения;

– обеспеченность населения высококвалифицированными медицинскими кадрами – численность врачей на 10 000 жителей;

– численность среднего медицинского персонала на 10 000 жителей;

– обеспеченность населения больничными койками – количество больничных коек на 1 000 жителей;

– инвестиции в основной капитал на душу населения;

– обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями – количество автомобилей, находящихся в личной собственности на 1000 жителей;

– розничный товарооборот на душу населения – отношение суммы оборота розничной торговли и общественного питания к общей численности населения;

– объем платных услуг на душу населения;

– объем бытовых услуг на душу населения;

– число учителей на 1000 учащихся общеобразовательных школ;

– число книг и журналов в общедоступных библиотеках на 1000 населения.

Политическая сфера общества традиционно рассматривается как особая сфера деятельности и отношений, связанная с осуществлением власти, т.е. реальным проведением интересов и целей определенных слоев и групп общества в жизнь. Это предполагает борьбу за обладание властными полномочиями и органами, которое позволит влиять на все стороны общественной жизни. В политической сфере любого региона действует совокупность субъектов, носителей политических отношений и агентов политических действий, которые могут быть структурированы следующим образом:

– гражданское общество под которым понимается совокупность частных и общественных отношений, существующих между различными социальными группами и слоями во всем многообразии проявления их жизненных интересов, отраженных в законах и практике повседневной жизни региона;

– политические партии и общественные организации, которые представляют эти интересы в той или иной степени;

– региональные и территориальные органы управления, органы местного самоуправления всех уровней с их институтами и аппаратом.

Политический мониторинг имеет несколько основных разновидностей в зависимости от объекта исследования. Так, можно выделить следующие основные виды политического мониторинга: мониторинг средств массовой информации (СМИ), мониторинг нормативных актов органов местного самоуправления, мониторинг управленческой деятельности муниципальных органов. Последний может осуществляться в различных вариантах: мониторинг исполнительской дисциплины и мониторинг эффективности управленческой деятельности. Основными методами первого вида мониторинга являются контент- анализ документов и формализованный анализ отчетов о выполнении управленческих решений по срокам, полноте и соответствию предпринятых действий. Второй вид мониторинга осуществляется путем системного и факторного анализа информации о деятельности органов управления. Кроме того, выделяют также мониторинг общественного мнения и мониторинг статистических данных.

Основными статистическими показателями регионального политического мониторинга являются:

– индекс демократичности;

– национальный состав региона;

– конфессиональный состав региона;

– количество акций протеста;

– численность участников акций протеста;

– количество этнополитических и этнорелигиозных конфликтов и столкновений на этнической почве;

– численность участников этнополитических и этнорелигиозных конфликтов;

– количество террористических актов на территории региона;

– количество столкновений на почве мигрантофобии;

– уровень преступности в регионе.

– количество голосов, поданных за определенные партии (общественные объединения) и отдельных кандидатов;

– количество избирателей, явившихся на выборы;

– количество общественных организаций и основные формы их деятельности (статистические данные);

– количество религиозных организаций и основные формы их деятельности;

– количество экстремистских организаций, численность их членов и основные формы деятельности.

– Кроме того, отдельным направлением регионального антитеррористического мониторинга должно стать составление и постоянное ведение списков:

– находящихся в регионе лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера;

– юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации;

– лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма ( в том числе с использованием террористов-смертников);

– организаций и лиц, причастных к подготовке и совершению проникновения в закрытые автоматизированные системы и электронные базы данных органов безопасности и специальных служб;

– террористических и экстремистских организаций, деятельность, которых запрещена на территории России;

– членов экстремистских организаций (в том числе религиозных), запрещенных на территории России или подозреваемых в оказании содействия террористической деятельности.

Методами социологического мониторинга являются различные опросы, анкетирования, интервью. Для получения комплексной информации целесообразно использование различных типов анкет и опросных листов, применимость которых определяют в каждом конкретном случае специалисты. Однако общепринятой в ходе управленческой практики стала методика проведения двух видов опросов: выборочных опросов населения (или членов трудового коллектива) в форме анкетирования, интервью или почтовой рассылки, а также опросов экспертов (руководителей и специалистов органов местного самоуправления, служб занятости, кадровых служб учреждений и предприятий) в различных формах. Реже применяется мониторинговый эксперимент в силу относительной сложности и дороговизны этого способа.

Основными показателями социологического мониторинга социально-трудовой сферы региона являются следующие:

– численность средств, потраченных на мероприятия по охране труда в расчете на одного рабочего;

– число беженцев и вынужденных переселенцев в регионе.

– сальдо миграции населения;

– основные направления миграционных потоков в регионе

– распределение мигрантов по причине миграции;

– распределение мигрантов по цели миграции;

– социальный, профессиональный, поло - возрастной и национальный состав прибывших и выбывших мигрантов;

– численность зафиксированных забастовок;

– численность работников, участвовавших в забастовках.

Понятие качества жизни населения означает степень удовлетворения человеческих потребностей всех уровней относительно как социальных норм, так и личных предпочтений. Из всего многообразия применяемых в науке и практике различных индикаторов качества жизни целесообразно в региональном антитерросритическом мониторинге использовать следующие:

– индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором агрегированы три субиндекса, значения которых изменяются в пределах от 0 до 1: индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index); индекс уровня жизни (Income Index); индекс уровня образования (Education Attainment Index).

– ндекс качества жизни населения, который рассчитывается по следующим показателям:

– коэффициент рождаемости – число родившихся на 1000 человек;

– коэффициент смертности – число умерших на 1000 человек:

– коэффициент младенческой смертности – число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся;

– уровень разводимости – количество разводов на 1000 браков;

– коэффициент миграционного прироста (убыли) на 1000 человек населения;

– уровень занятости – отношение численности занятых в экономике района к общей численности населения в трудоспособном возрасте;

– среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работающего в экономике;

– средний размер назначенных месячных пенсий;

– обеспеченность населения жильем – количество квадратных метров общей жилой площади на одного жителя;

– неудовлетворенная потребность населения в жилье – отношение числа семей, состоявших на учете на получение жилья, к общей численности населения;

– количество квадратных метров построенного индивидуального жилья на душу населения;

– обеспеченность населения высококвалифицированными медицинскими кадрами – численность врачей на 10 000 жителей;

– численность среднего медицинского персонала на 10 000 жителей;

– обеспеченность населения больничными койками – количество больничных коек на 1 000 жителей;

– инвестиции в основной капитал на душу населения;

– обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями – количество автомобилей, находящихся в личной собственности на 1000 жителей;

– розничный товарооборот на душу населения – отношение суммы оборота розничной торговли и общественного питания к общей численности населения;

– объем платных услуг на душу населения;

– объем бытовых услуг на душу населения;

– число учителей на 1000 учащихся общеобразовательных школ;

– число книг и журналов в общедоступных библиотеках на 1000 населения.

– содействия террористической деятельности.

Методами социологического мониторинга являются различные опросы, анкетирования, интервью. Для получения комплексной информации целесообразно использование различных типов анкет и опросных листов, применимость которых определяют в каждом конкретном случае специалисты. Однако общепринятой в ходе управленческой практики стала методика проведения двух видов опросов: выборочных опросов населения (или членов трудового коллектива) в форме анкетирования, интервью или почтовой рассылки, а также опросов экспертов (руководителей и специалистов органов местного самоуправления, служб занятости, кадровых служб учреждений и предприятий) в различных формах. Реже применяется мониторинговый эксперимент в силу относительной сложности и дороговизны этого способа.

Основными показателями социологического мониторинга социально-трудовой сферы региона являются следующие:

– удовлетворенность качеством и доступностью услуг в сфере медицины, образования, социальной защиты, трудоустройства, общественного транспорта, учреждений культуры и спорта;

– оценка наиболее острых проблем в каждой из вышеперечисленных сфер.

Базовыми индикаторами социологического мониторинга могут быть названы следующие:

– текущий уровень электоральной поддержки (рейтинг) кандидата или партии. Исчисляется по самым различным методикам. Существуют две основные разновидности: рейтинг у населения (определяется путем социологических опросов населения) и рейтинг в результате экспертного опроса. В качестве экспертов должны выступать специалисты-профессионалы (политологи, социологи и др.), т.е. люди, обладающие информацией и навыками аналитической работы, в отличие от «людей с улицы» как объекта опроса населения.

– уровень политической напряженности в регионе. Исчисляется в результате опросов – массового и экспертного – по следующему сценарию: респонденты должны оценить степень дестабилизирующего влияния на ситуацию в регионе различных факторов (этнические конфликты, терроризм, раскол во властной элите, региональный сепаратизм, социальная дифференциация, радикализация молодежи, негативное отношение к социальным реформам, неадекватные действия региональных властей и др.).

– рейтинг конфликтности региона (по данным экспертных опросов);

– отношение населения к этнонациональным и этнорелигиозным конфликтам, возможное участие в нем и формы такого участия;

– отношение населения к мигрантам;

– отношение население к террористическим актам и возможность участия в них;

– степень удовлетворенности

Наши рекомендации