Основные отличия видов поступлений в бюджет

Таблица 6.

Наименование Характеристики видов поступлений
Возвратность Платность Срочность Плательщик
Бюджет        
Собственные налоговые и неналоговые доходы безвозвратные бесплатные бессрочные налогопла-тельщики
Отчисления от регулиру-ющих налогов и сборов безвозвратные денежно бесплатные на текущий год налогопла-тельщики
Трансферты безвозвратные денежно бесплатные (политически платные) на текущий год иной орган власти
Источники финансирования дефицита бюджета    
Заемные средства в т.ч. бюджетные кредиты возвратные возвратные платные бесплатные срок займа ограничен срок займа ограничен кредитор   иной орган власти
Продажа имущества (использование резервов) безвозвратные денежно бесплатные (уменьшение имущества) бессрочные покупатель
Остатки на счетах
Курсовая разница

Заемные средства – это эмиссия ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, привлечение коммерческих кредитов и бюджетных ссуд. Внутренние финансовые резервы – продажа имущества (характеризуется безвозвратностью и денежной бесплатностью, но приводит к уменьшению имущества, то есть платность все же имеет место), использование остатков на начало года, средств депозитов и страховых фондов.

Бюджетный процесс. Совокупность действий, обеспечивающих функционирование денежного фонда органа власти, представляет собой бюджетный процесс. Он детально регламентируется законодательством соответствующего уровня власти. В целом бюджетный процесс включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, управление долгом, контроль за исполнением закона о бюджете, рассмотрение отчета об исполнении бюджета.

Отметим, что этап утверждения законодателями проекта бюджета несет в себе следующий смысл: народные избранники определяют, в частности, максимальный объем налогообложения, который может быть установлен без крайнего вреда для налогоплательщиков, и устанавливают первоочередные направления расходования имеющихся государственных ресурсов (с учетом безграничности потребностей общества).

В целях обеспечения большей эффективности бюджетного процесса все стадии бюджетного процесса должны быть распределены между различными, независимыми друг от друга властными структурами. Недопустима ситуация, когда один и тот же орган власти (или в рамках одного и того же органа власти) и разрабатывает бюджет, и исполняет его, и контролирует соответственно себя же.

Распределение ответственности за
исполнение стадий бюджетного процесса

Таблица 7.

Стадии бюджетного процесса   Исполнитель
Составление проекта бюджета Финансовое управление
Утверждение проекта бюджета Депутатский корпус
Исполнение бюджета по доходам Налоговая служба
Исполнение бюджета по расходам Казначейство
Управление долгом Финансовое управление
Контроль за исполнением бюджета Счетная палата региона
Рассмотрение отчета об исполнении бюджета Депутатский корпус

Финансовые обязательства. Обязательства органа власти не отражаются в полном объеме в бюджете. Это связано с кассовым методом учета бюджетных средств в РФ, при котором все операции органов власти учитываются в отчетности в момент осуществления оплаты за полученные товары (даже если товар еще не получен), а также в момент поступления денег за начисленные налоги и предоставленные услуги (даже если услуги еще не оказаны). В частности, проценты по займам учитываются в составе долга лишь в момент выплаты, а не в момент возникновения долга. Отсюда всевозможные расхождения в финансовых результатах, связанные с временем выплаты или поступления денежных средств, которое может существенно отличаться от времени фактического потребления услуг и товаров.

Под долгом органа власти следует понимать сумму текущей задолженности и процентов, которые должны быть начислены по ней, по: коммерческим кредитам; операциям финансового лизинга; бюджетным ссудам и кредитам (коммерческий кредит отличается от бюджетного наличием реального обеспечения заемных средств; при получении органом власти бюджетной ссуды или бюджетного кредита от вышестоящего органа власти обеспечением возврата средств выступают обычно межбюджетные отношения, как таковые); эмитированным ценным бумагам, а также суррогатам ценных бумаг и местных платежных средств; гарантиям и поручительствам (поручительство в отличии от гарантии не предполагает безусловного погашения долга третьего лица); авалированным векселям; кредиторской задолженности, в том числе необоснованной, то есть возникшей в связи с необходимостью оплаты работ, выполненных по заказу органа власти, но финансирование которых не было предусмотрено в бюджете; задолженности, возникшей вследствие решений судебных органов; кредиторской задолженности государственных (муниципальных) предприятий; задолженности бюджетных учреждений и структурных подразделений органа власти, если последние имеют соответствующие полномочия по самостоятельному заимствованию.

Задолженность перед органом власти может слагаться из следующих источников: недоимка по налогам и сборам; задолженность Минфина РФ; задолженность предприятий по полученным из бюджета ссудам и кредитам; погашение оплаченных гарантий; оплаченный, но не полученный госзаказ; задолженность перед бюджетными учреждениями; платежи в лизинговый фонд; дебиторская задолженность унитарных предприятий.

Влияние на финансовые потоки третьих лиц. Из всех субъектов общества органы власти имеют наиболее мощное "Влияние…". В нем выделяется четыре составляющих. Во-первых, это финансы унитарных предприятий. В распоряжении органа власти два денежных фонда этих предприятий – прибыль и амортизация. Кроме того, как и в случае с зависимыми хозяйствующими субъектами, орган власти может проводить вмешательство в тарифную, закупочную и дивидендную политики, политику налоговой оптимизации. Орган власти, будучи собственником, может ликвидировать или приватизировать унитарное предприятие. Либо, вынудить предприятие наращивать кредиторскую или дебиторскую задолженность, "проедать" основные средства.

Во-вторых, орган власти может так реорганизовать (в настоящее время – теоретически) свои финансовые потоки, что налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, будут поступать не в бюджет, а напрямую на счета выбранных органом власти компаний и организаций. В этом случае, что исключительно важно, законодательный орган власти де-факто становится ширмой, за которой исполнительная власть самостоятельно принимает решения, принятие которых законодательно закреплено за законодателями.

В третьих, орган власти, осуществляя регулирование деятельности естественных монополий, оказывает существенное воздействие на финансы хозяйствующих субъектов и населения. Например, органы власти субъекта федерации утверждают ряд тарифов, в частности, на газ и электроэнергию. С увеличением или уменьшением этих тарифов происходит изменение финансовых потоков в целом по региону, в том числе изменение размеров бюджета. Также орган власти может разрешить монополисту ввести в состав тарифа так называемую инвестиционную надбавку. Небольшое, обычно до 10%, увеличение тарифа, в обществе воспринимается как реакция монополиста на инфляцию и т.п. Однако на самом деле это надбавка не имеет отношения ни к внешним, ни к внутренним проблемам компании. Она целевым образом направляется на финансирование инвестиционных проектов монополиста. Примечательно, что в этом случае потребитель становится инвестором даже не подозревая об этом. Разумеется ни о каком соблюдении его прав как инвестора и речи нет – на сумму выплаченной надбавки потребителю не будет оформлена доля в уставном капитале инвестиционного проекта, он не получит дивидендов, ему даже не скажут спасибо.

Наконец, в четвертых, орган власти оказывает влияние на финансы третьих лиц через принятие соответствующего законодательства. Инициатива здесь принадлежит федеральному уровню власти, на котором принимается наибольший объем документов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Лушин С.И., Слепов В.А. «Государственные и муниципальные финансы». М.: Экономистъ, 2006.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. «Финансы». СПб.: Юрайт-Издат, 2006.
  3. Сабанти Б.М. «Муниципальные финансы». Владикавказ: 2005.
  4. Улюкаев А.В. «Проблемы государственной бюджетной политики». М.: Дело, 2004.
  5. Лавров А.М. «Евроазиатское бюджетное пространство: вызовы интеграции». М.: Эдиториал УРСС, 2004.
  6. Таксир К.И. «Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации». М.: Юрайт-Издат, 2004.
  7. Поляк Г.Б. «Финансы». М.: ЮНИТИ, 2003.
  8. Лавров А.М., Климанов В.В. «Оптимизация расходов региональных бюджетов». М.: УРСС, 2002.
  9. Никифоров В.Л., Алюков О.И., Дергачев П.В. «Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ». М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2002.
  10. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Моск. центр Ин-та "Восток-Запад". – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 1999.
  11. История финансов Москвы. М.: Издательства объединения "Мосгорархив", АО "Московские учебники", 1998.
  12. Яндиев М.И. «Теория финансов». Электронное учебное пособие. Петрозаводск, сайт Публичные финансы государств АТР. Бюджетное и налоговое регулирование. Под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: Издательство "Ось–89", 1998.
  13. Петрозаводского государственного университета: www.openbudget.ru, 2004.
  14. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
  15. Яндиев М.И. «Финансы регионов». М.: Финансы и статистика, 2002.
  16. Яндиев М.И. «Государственные и муниципальные финансы». М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000.
  17. Стрик Дж. Государственные финансы Канады/ Пер. с англ.; Сев. Осет. науч. центр; Владикавказский ин-т упр.; Общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева – М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000 г.
  18. Ершова В.И. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., Юриспруденция, 2001 г.

Источники Internet:

8. http://www.pravitelstvo.gov.ru/ Правительство Российской Федерации

9. http://www.minfin.ru/ Министерство финансов Российской Федерации

  1. Сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru
  2. Федеральная комиcсия по рынку ценных бумаг России: www.fcsm.ru
  3. Министерство по налогам и сборам РФ: www.nalog.ru
  4. Агентство финансовой информации Финмаркет: www.finmarket.ru
  5. Агентство финансовой информации Интерфакс: www.interfax.ru
  6. Газета "Ведомости": www.vedomosti.ru
  7. Газета "Финансовая Россия": www.fr.ru
  8. Газета Financial Times: www.ft.com
  9. Журнал Wall Street Journal: www.wsj.com
  10. Журнал Рынок ценных бумаг www.rcb.ru
  11. Швейцарский банк UBS: www.ubs.com.

21. http://www.rts.ru/ РТС (Российская Торговая Система)

22. http://www.micex.ru/ ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа

23. http://www.rid.ru/ Российский институт директоров

24. http://www.nlu.ru/ НЛУ - Национальная лига управляющих

25. http://www.partad.ru/ ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев

26. http://www.nfa.ru/ НФА - Национальная фондовая ассоциация

27. http://www.naufor.ru/ НАУФОР - Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка

28. http://www.fedfond.ru/ Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров

29. http://www.ismm.ru/ Институт фондового рынка и управления

30. http://www.ivr.ru/ Фонд "Институт прямых инвестиций"

31. http://www.ValNet.ru/ Портал Международного оценочного консорциума

32. http://www.mse-dsu.ru/ МФБ - Московская фондовая биржа

33. http://www.spbex.ru/np/main.stm Фондовая биржа Санкт-Петербург

34. http://www.spcex.ru/ СПВБ - Санкт-петербургская валютная биржа

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое бюджет?
  2. Чем отличается бюджет от денежного фонда?
  3. В различие между бюджетом и сметой?
  4. Какова структура межбюджетных отношений?
  5. Какие задачи решают межбюджетные отношения?
  6. Перечислите структуру доходной части бюджета.
  7. Чем отличаются «Доходы бюджета» от «Доходной части бюджета»?
  8. В чем экономический и социальный смысл взимаемых налогов: на прибыль, земельного, подоходного с физических лиц?
  9. В каких случаях амортизация унитарных предприятий может быть зачислена в бюджет и израсходована на общетерриториальные цели?
  10. Облагаются ли земельным налогом подземные туннели метрополитена?
  11. Какова структура финансовых потоков территорий?
  12. Назовите стадии бюджетного процесса.
  13. Какова структура финансовых обязательств органа власти?
  14. Какова структура финансовых обязательств третьих лиц перед органом власти?
  15. В чем смысл реформы «Бюджет, ориентированный на результат»?
  16. При каких условиях теракт может повлиять на параметры бюджета?
  17. Следует ли восстанавливать за счет бюджета, поврежденное в результате теракта имущество и объекты частного бизнеса?

Лекция 6. Уязвимые для последствий терроризма стороны финансового сектора:
в части управления финансами и финансовым сектором

Структура лекции:

Аннотация.

  1. Управление рынком ценных бумаг (ФСФР)
  2. Управление банковским сектором (ЦБ)
  3. Управление государственным долгом (Минфин)

Библиография.

Контрольные вопросы

АННОТАЦИЯ

Управление финансовыми рынками в России децентрализовано. Рынки акций, облигаций производных ценных бумаг находятся в компетенции комиссии по ценным бумагам, а межбанковский и валютный рынки – в компетенции Центрального Банка. Важный фактор финансовой системы – государственный долг, находится под контролем органов министерства финансов. Лекция раскрывает содержание и устройство системы управления финансовыми рынками, а также их реакции на непредсказуемые события.

Наши рекомендации