Экономическая модель терроризма
В современном мире наиболее ценным товаром становится информация. Для большинства людей терроризм, как и политическая борьба и многие другие процессы, - всего лишь виртуальная реальность. Задача ее «конструкторов» - преподнести ее в наиболее выгодном для себя освещении. Опасность заключается в том, что терроризм из информационного повода превратился в товар, а борьба с ним стала бизнесом. Ограничить который, сделать его не доходным, уничтожить можно лишь понимая, что на товарном «рынке терроризма» действуют классические для всех товарных рынков законы.
«Рынок терроризма». Появление оценочных категорий в области терроризма – например в виде вознаграждения, устанавливаемого органами власти за сведения, позволяющие задержать террористов – позволяет утверждать о формировании специфического рынка – рынка терроризма. В этом случае появляется возможность назвать цену террора, как бы это кощунственно не звучало. Например, социальная цена «Бесланского» теракта – согласие общества на ограничение прав и свобод (в том числе в части выборов глав регионов), а финансовая цена части контртеррористической операции в Чечне – 10 миллионов долларов (объявленное вознаграждение за сведения о местонахождении конкретных лиц).
Рассмотрим экономическую модель терроризма (автор – Рустам Бальский), в которой проанализируем следующие вопросы:
§ Как формируется финансовая цена терроризма?
§ Кому выгодно развитие рынка терроризма и кто оказывает влияние на формирование его стоимости?
§ Возможно ли «обвалить» рынок терроризма?
С этой целью представим террор как некий абсолют, выраженный в контексте унитарного товара, единственного для нового сегмента мировой экономики: «рынка терроризма».
Классическая схема товарооборота: продавец – товар – покупатель. Причем, если первый что-то приобретает взамен – в нашем случае это экономические и политико-социальные блага, – то последний эти самые блага в том же самом объеме теряет. Вводим переменную – «цену» рынка терроризма, которая складывается из сумм политико-социальных и экономических благ, находящихся в пределах «рынка терроризма».
Кто формирует рынок терроризма. Одними из основных игроков, формирующих цену рынка терроризма, являются специальные и правоохранительные службы. Имея «монополию» на непосредственную «работу» с проявлениями терроризма, они задают монопольную цену и объявляют ее государству и обществу. Несмотря на засекреченность отдельной части федерального бюджета, расходуемого на деятельность спецслужб, можно предположить, что на «работу» с терроризмом уже сейчас тратится не один миллиард долларов (в США — порядка 60 млрд. в год). Однако методики расчета эффективности таких трат в России не существует.
Игроком, заинтересованным в расширении рынка терроризма, являются негосударственные структуры и предприятия, предоставляющие услуги в сфере безопасности, производства вооружений и спецсредств. Причем, к первым можно отнести не только организации, непосредственно предоставляющие услуги по физической защите граждан, но также всевозможные компании, занимающиеся производством систем идентификации, защиты информации и т.д. Рынок этих услуг растет галопирующими темпами. По некоторым оценкам общемировой рынок систем биометрической идентификации (то есть, установления личности по отпечаткам пальцев, роговице зрачков, трехмерному изображению и другим физическим параметрам) к 2010 году может составить 12-15 млрд. долларов.
Серьезным ценообразующим игроком рынка терроризма являются страховые компании. Отмечена тенденция увеличения страховых взносов и уменьшения премии за наступление страхового случая вследствие акта терроризма. Почувствовав развитие сектора страховых услуг, ассоциации страховщиков лоббируют принятие новых законов, регламентирующих обязательное страхование жизни и объектов недвижимости от террористических проявлений и угроз.
Наконец системоорганизующими участниками рынка терроризма выступают сами террористические организации. Причем совершенно не обязательно, что они заинтересованы в развитии рынка терроризма.
Также следует отметить и косвенных участников рынка терроризма. За последнее десятилетие тема терроризма потеснила по популярности многие другие. Многочисленные СМИ, работающие с ней, приковывают внимание миллионов читателей и телезрителей, обсуждая тему терроризма во всех его проявлениях. Итоговая цель таких игроков в секторе масс-медиа – получение дивидендов от каждой трагедии.
Политика: если одна сила, прикрываясь ситуационными изменениями, усиливает административно-командную вертикаль (наглядный пример – отмена выборов губернаторов), то другая, используя все те же ситуационные изменения вследствие проявлений террора, аккумулирует ресурсы общества не только на борьбу с террором, но и с самой властью. Производство сувениров, например, кукол с лицами известных террористов, или миниатюрное изображение башен-близнецов Всемирного торгового центра, в одну из которых врезается самолет.
Кто оплачивает рынок терроризма? Помимо самих террористических организаций, рынок терроризма оплачивают те, кто оказывается «клиентом» игроков, формирующих рынок терроризма. Главным плательщиком (невольным) за расширение рынка терроризма становятся налогоплательщики стран, в которых происходят акты терроризма. В настоящее время не существует даже приблизительных данных о сумме потерь, связанных с расширением рынка терроризма вообще и с терактами последних лет, в частности. По мнению ряда экспертов только теракт 11 сентября 2001 года нанес ущерб экономике США в размере около 100 миллиардов долларов.
Так или иначе, расширение рынка терроризма напрямую влияет на увеличение суммы прямых издержек. Более того, плата за расширение выражается не только в денежном эквиваленте. Меры по ограничению миграции ограничивают мобильность рабочей силы, а рост издержек ведет к падению конкурентоспособности во многих областях и появлению новых барьеров, препятствующих выходу на новые рынки. Падение или медленный рост уровня и качества жизни населения не способствуют росту качества человеческого капитала. Рост разнообразных рисков также приводит к снижению стимулов к иностранным инвестициям.
Спрос и предложение на рынке терроризма. Построим классический график спроса и предложения (см рисунок 1). Немного модифицировав его, введя новые переменные, а также, воспользовавшись общими экономическими законами, проанализируем возможность влияния на те или иные категории. Если предположить, что ось «у» - это совокупность всех получающих дивиденды (силовые структуры, частная безопасность и т.д.) от расширения рынка терроризма (заштриховано на графике до точки «Ь»), ось «х» - совокупность всех, кто платит за такое расширение (террористические организации, общество и государственные финансы), тогда рассмотрение влияния классических законов спроса и предложения приведет нас к следующим выводам.
У всех субъектов оси «у», за исключением тех, кто заинтересован в заработке на самом расширяющемся рынке терроризма (однако эти силы слишком малы для того, чтобы серьезно влиять на линию предложения), отсутствует явная заинтересованность в расширении рынка. Вместе с тем, и у представителей оси «х», за исключением террористических организаций, также отсутствует заинтересованность в расширении рынка терроризма и, соответственно, к «сдерживанию» «Ь».