Формирование религиозного самосознания Западной Европы
Церковь и государственная власть. Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослушниками было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из
верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять приют); наложение интердикта (по-латински «интердикт» — запрет) — отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и совершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.
В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы — высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вед борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, включая королей, и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успехом более 200 лет.
Самым могущественным из римских пап был Иннокентий Ш (1198—1216 гг.). Если его предшественники называли себя преемниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми народами и государствами». Он суме# заставить ряд государей признать себя вассалами папы. Среди них были короли Дании, Польши, Арагона (одного из христианских королевств в Испании, созданных на отвоеванных у арабов землях). Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. Так завершилась давняя борьба за верховенство в христианской церкви. Произошло разделение церкви на западную — католическую (что значит «всемирная») и восточную — православную (т. е. «правильно славящую Бога»). Это деление сохраняется и в наши дни.
Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церкви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции — грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников — апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих — горожан, крестьян, даже рыцарей, открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а папа «наместником дьявола». Эти люди выступали за рг(венство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.
Она вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале ХШ в. была учреждена инквизиция («расследование») — церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре. В Южной Франции было распространено учение катаров, которое католическая церковь признавала ересью. Одним из центров распространения ереси стал город Альби, поэтому живших на юге Франции еретиков называли альбигойцами. Папа Иннокентий III призвал французского короля к военному походу против альбигойцев. После упорных боев юг Франции был разгромлен и разграблен. Тысячи человек погибли. Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы.
Средневековые города. До X в. основная часть населения Европы жила в условиях натурального хозяйства, то есть большинство крестьян не только выращивали хлеб и овощи, ухаживали за домашним скотом, но изготавливали для себя и обитателей феодального замка необходимые ремесленные изделия — ткани, обувь, посуду, столы, скамьи и т. п. Людей, для которых ремесло являлось главным занятием, было мало. К X—XI вв. положение меняется. В деревнях появляется все больше и больше умельцев — знатоков того или другого ремесла (кузнечного, плотницкого, гончарного и др.). Чтобы изготовлять добротные изделия, деревенские ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло становится их главным занятием. Они меняли свои изделия на продукты питания, однако в деревнях было недостаточно покупателей и заказчиков.
Многие умельцы навсегда покидали родные селения и уходили туда, где был большой спрос на их изделия. Чтобы так поступить, деревенские ремесленники, продолжавшие оставаться в зависимости от сеньора, или получали от него разрешение (например, за плату), или просто-напросто убегали. Поселения ремесленников (города) возникали около крупных монастырей и замков, за стенами которых можно было найти защиту в случае опасности, на пересечении дорог, по которым передвигались богомольцы, караваны чужеземных купцов, рыцари, нуждавшиеся в услугах кузнецов и оружейников, вблизи переправ через реки и около морских гаваней. Земля, на которой возникали города, принадлежала тому или иному сеньору. Под его властью находилось все городское население. Сеньор судил горожан, взимал с них платежи ремесленными изделиями и деньгами. Если город подвергался нападению, сеньор оказывал ему защиту.
Город напоминал крепость, его окружали стены — первоначально деревянные, а затем каменные. Земля внутри города стоила очень дорого: здесь дорожили каждым клочком земли, поэтому улицы городов были узкими, дома вплотную примыкали друг к другу, строились в два-три этажа
(верхние нависали над нижними). В центре находилась рыночная-площадь, где возвышалась самая высокая постройка — городской собор.
Основным населением города (обычно оно не превышало нескольких тысяч человек) были ремесленники. В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы — цехи. Члены цехов назывались мастерами. Каждый имел собственную мастерскую, обычно расположенную в первом этаже того дома, где он жил вместе с семьей, подмастерьями и учениками. Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер. Ему помогали подмастерья, уже изучившие ремесло; подсобные работы выполняли ученики. На общем собрании мастера выбирали старшин цеха, принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Цеховые уставы преследовали две основные цели: добиться превосходного качества изделий и сохранить равенство среди мастеров. Цеховые старшины следили за соблюдением устава. Нарушителей наказывали (штрафами и т. п.), некачественные изделия уничтожались. Цехи способствовали развитию ремесел, обеспечивали их профессиональный уровень. Однако к концу средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах (поскольку ограничивали число подмастерьев, станков, запрещали использовать новые орудия труда).
До возникновения городов торговля в Европе была развита довольно слабо, крестьянам продавать было нечего, так как излишков в их хозяйствах оставалось немного. Феодал в принципе мог продать часть своих запасов продуктов, но на практике это было чрезвычайно сложно, поскольку повсюду выращивалось и производилось примерно одно и то же. Поэтому денег, даже у феодалов, было мало. Продукты питания и изделия ремесла, как правило, изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. В X—XI вв. в свя<*и с развитием земледелия, скотоводства и ремесел, ростом городов на смену натуральному постепенно приходит товарно-денежное хозяйство. Товаром называют продукт питания или вещь, предназначенную для продажи; товары продавались и покупались за деньги. В городах Европы появилось много купцов. Развивалась горговля между разными областями и странами, устраивались ежегодные торгиярмарки, куда съезжались как европейские, так и чужеземные купцы. Торговля приносила большие доходы, но была довольно опасным промыслом. Купцов грабили на суше рыцари, а на море пираты. Поэтому купцы объединялись в союзы — гильдии. Товары из города в город везли не в одиночку, а караванами, охраняемыми нанятой гильдией стражей. Возникали союзы купцов нескольких городов. Таким союзом, в который входили купцы более 70 германских городов, была Ганза («союз»). Ганза добивалась выгодных условий торговли в разных странах Европы.
В каждом королевстве, крупном феодальном владении или большом городе чеканилась своя монета. Купцам, торговавшим с разными странами, постоянно приходилось обменивать одни деньги на другие. Обменом денег за обусловленную плату занимались менялы. Постепенно менялы богатели и создавали хранилища больших сумм денег. Такое хранилище называется банком, а его владелец банкиром. В средневековых городах банкиры брали деньги на хранение; давали деньги в долг (должнику приходилось отдавать в полтора-два раза больше взятой суммы); переводили за особую плату деньги из одной страны в другую. Банкиры наряду с купцами были самыми богатыми жителями города.
Коммунальные революции. По мере того как города росли, власть сеньоров начинала тяготить горожан. Многие города уже не нуждались в защите, в то же время сеньоры постоянно увеличивали поборы с богатевшего городского населения. В течение ХП—ХШ вв. происходит борьба городов с сеньорами за независимость. Одни города обрели ее за денежный выкуп, другие добились этого военной силой: горожане создавали военные отряды, состоявшие из ремесленников (которые обычно сражались цехами) и наемников.
В этой борьбе короли, стремившиеся ослабить власть крупных феодалов, были на стороне горожан. В свою очередь города предоставляли королям крупные денежные займы, а иногда и военную помощь. Город, добившийся самоуправления, во Франции и Северной Италии назывался коммуной. Большинство коммун платило королю . налоги и находилось от него в зависимости. Но некоторые города сумели стать полностью самостоятельными государствами и даже распространить свою власть на окружа-
ющие город земли. Такими государствами, например, вИталии были Флоренция, Венеция, Генуя. Население коммун росло за счет бежавших от феодалов крестьян. Вся власть в коммунах принадлежала городскому совету, который ведал судом, казной, городской стражей и войском, издавал обязательные для горожан законы и устанавливал налоги. Глава совета вАнглии и Франции именовался мэром, в Германии — бургомистром. Во многих коммунах места в городских советах занимали выходцы из одних и тех же семей богатых купцов и банкиров. Но вряде городов (например, во Флоренции) удалось изменить управление: всовете стали заседать выборные представители цехов.
Крестовые походы.Могущество пап и католической церкви в XI— XIIIвв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Евангелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны. В 1095 г. папа Урбан IIпризвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. На призыв Урбана IIоткликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием, крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из похода), избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда принятое историками наименование походов на Восток — крестовые походы. Первыми в Святую Землю двинулись отряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопреки совету византийского императора, который предлагал дождаться основных сил, состоявших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправились в Малую Азию, где почти все были уничтожены турками-сельджуками.
Первый поход (1096—1099 гг.). Единого командования рыцарское ополчение не имело. Разными путями крестоносцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане постоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иерусалиму подошла лишь пятая часть войска. После месячной осады город был взят штурмом. На завоеванных землях было создано Иерусалимское королевство. Значительная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена (в переводе с латинского «орден» — организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров (другое название — иоанниты), орден Тамплиеров (в переводе с французского — «храмовники»), а также Тевтонский орден (в переводе — «немецкий», поскольку большинство его членов были из Германии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покоренных крестоносцами стран ненавидели завоевателей. Мусульмане создали сильное государство, объединившее Египет и Сирию, во главе которого встал Силах ад Дин. Он объявил крестоносцам джихад — священную войну — и сумел отбить Иерусалим (1187 г.).
Последующие крестовые походы, организованные разными европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, успеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые походы превращались в грабительские предприятия европейских феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвертого похода (1204 г.), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийской императорской семьи и взяли штурмом христианский город Константинополь, разграбили его дома, торговые склады и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев богатейшим городом Европы, крестоносцы не пошли в Палестину, а создали государство на землях Византии. После этого крупных походов на восток уже не было, крестоносцы постепенно теряли свои завоевания, а в
1291 г. пала крепость Акра — последний оплот крестоносцев на Святой Земле.
В итоге закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торговля, контролировавшаяся ранее византийцами иарабами, теперь почти полностью перешла в их руки. Проникновение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Европы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали техниче-ские изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус квосточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам). Это способствовало дальнейшему развитию торговли.