Макиавэлли смотреть в Социологии.
Марксизм, как методология анализа политики.
Марксизм, как системный подход является глобальным подходом к социальной действительности. Учение Макса это синтез 3-х традиций:
- немецкой классической философии (Гегель, Шеллинг, Феербах);
- английской политэкономии (Смит и Рикардо);
- французской исторической науки и французского социализма (Тьери, Гизо, Сен-Симон, Фурье).
По Марксу капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий:
1) Противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Этот вид противоречия порождает второе противоречие.
2) Противоречие между ростом богатства меньшинства и нищетой большинства, что ведет к революционному кризису.
Уничтожение классов в результате революции приведет к исчезновению политики и государства, т.е они являются выражением общественных конфликтов. Законы развития общества объективны, а само развитие общества представляет собой естественно исторический прогресс.
См. в Социологии о базисе надстройки и общественно экономических формациях.
Государство в марксизме понимается как инструмент принуждения и подавления, который используется господствующим классом для сохранения своего господства.
Господствующий класс – это класс владельцев средств производства, класс руководителей государственного аппарата. Общие интересы, общие блага – это всего лишь миф. Буржуазная демократия носит лишь формальный характер. Права и свободы существуют только во благо единственного господствующего класса. Для остальных это обман или ловушка.
Основные последователи Марксизма:
1. На первом этапе это Кауцкий, Плеханов.
2. Следующем поколении: Ленин, Троцкий, Бухарин, Бауэр, Лукач, Грамши, Маркузе, Одорно и др.
Серьезной критике Марксизм был подвергнут со стороны немецкого философа и методолога науки Карла Поппера.
4. Психологический подход.
Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу 20-го века.
Политической науки близок отсительно небольшой спектр направлений психологии:
- бихевиоризм и необихевиоризм или по другому «теория стимулов – ответных реакций»;
- фрейдизм и его версии.
В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции-ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод этого направления – это наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействие внешней среды.
Представители политического бихевиоризма предлагали производить исследования по схеме: социально политические условия порождают определенное политическое поведение. Исходя из этой концепции человек – это объект манипуляции политиков.
В 30-х гг. 20-го века в США возник необихевиоризм. Его представители расширили традиционную формулу (стимул-реакция) введя между ними понятия «промежуточные переменные» - это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R – это наблюдаемые мотивационные компоненты поведения.
Психоанализ Зигмунда Фрейда.
В работах «Тотем и Табу», «Массовая психология и анализ человеческого «Я» Фрейд исследовал социально-политическую структуру общества.
Схема этой структуры такова:
Вождь - это элита – массы. В основе связи, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений. Фрейд сводит социальную организацию к патриархальному семейству.
История политических учений.
Политические идеи античности
Средневековье.
Политическая мысль эпохи Возрождения
Эпоха Нового времени.
1. Платон выделял 4 реально существующих сменяющих друг друга формы государства:
Тимократия – власть честолюбцев. Благо распределяется равномерно между всеми членами общества, все решения принимаются коллегиально. Но честолюбие ведет к обогащению и наступает Олигархия, т.е. власть не многих, благо распределяется между олигархами, меньшинством, что приводит к массовым недовольствам и наступает демократия. Постепенно выделяются несколько лидеров из толпы, их становится всё меньше и в конце концов побеждает один. Наступает Тирания и один правитель тиран распределяет благо по собственному усмотрению.
Платон создал теорию идеального государства, в котором должно быть 3 слоя населения:
1) Философы-мудрецы, они правят. У них преобладает разумная часть души. Они создают законы, которые ведут к установлению блага на Земле. Мудрецы не могут иметь частной собственности и семьи.
2) Воины. У них преобладает аффективная часть души. Они должны следить за порядком, за исполнение законов, оберегают государство. Им нельзя иметь частной собственности, семьи, но можно иметь несколько жен и детей.
3) Крестьяне, земледельцы, ремесленники, торговцы могут иметь семью и частную собственность и должны строго соблюдать законы. Преобладает вожделеющая часть души.
Аристотель говорил, что человек есть политическое животное. Государство имеет естественное происхождение, продолжение природы.
Он выделял 3 правильных и 3 неправильных формы государственного устройства.
Правильные:
1. Монархия
2. Аристократия
3. Полития(когда у власти находится большинство – средний класс).
Неправильные:
1. Тирания
2. Олигархия
3. Демократия
2. Августин Блаженный (Аврелий) говорит о том, что государство необходимо.
Он говорит, что всех людей он делит на 2 града:
- те, которые строят Град Земной (строится на любви к себе, доведенный до призрении к Богу)
- те, которые строят Град Божий (строится на любви к Богу, доведенный до призрения к себе).
Августин подчеркивает временный, приходящих характер государства. Но если уж оно есть, то оно является относительным благом, т.е. созданным Богом. И значит пользоваться им нужно, но не наслаждаться, наслаждаться можно только от любви к Богу.
Фома Аквинский обосновывает существование государства с двух сторон. С одной стороны государство берет свое начало от Бога, с другой стороны, государство необходимо, т.к. общество кто-то должен вести к определенным целям.
Фома видит разницу между сущностью государства и его формой. Сущность государство от Бога. Форма государство от людей.
Народ может изменить форму государства в двух случаях:
1) Если государство превышает свои полномочия.
2) Если государство выступает против законов Божьих.
Но в обоих случаях решение о смене формы государства принимает церковь.
Макиавэлли смотреть в Социологии.
Жан Боден говорит о суверенитете, под чем подразумевает односторонние и безусловные господства единой властвующей воли. Боден сторонник абсолютной монархии, т.е. суверенитет принадлежит монарху. Абсолютная монархия, по его мнению, противостоит Теократии (власти церкви), феодальной и социальной раздробленности.
Дальнейшее развитие политической теории в Западных странах происходит на форне буржуазных революций, 16 – 18 века. В целом это развитие происходит в духе либерализма (свободный). Появляются и разрабатываются теории естественного права и общественного договора. В зачаточном виде эти теории присутствуют в трудах нидерландских мыслителей Гуге Гроция и Бенедикта Спинозы.
4. Развитое систематическое обоснование указанных теорий было дано англичанами Томасов Гоббсом и Джоном Локком.
Томас Гоббс.
Естественное догосударственное состояние человек а- это «война всех против всех», т.к. все люди от рождения равны и каждый стремится к частной собственности. Государство возникает в результате общественной договоренности, суть которой в добровольном отказе от части собственности для формирования государства, т.е. власти и ее обеспечения, которая будет обеспечивать сохранность остальной части собственности.
Гоббс был сторонником абсолютной монархии, т.е. именно монарх обладает суверенитетом.
Джон Локк.
Естественное состояние человека – это естественная свобода и равенство. Основные положения естественного права – это личная свобода и уважение к частной собственности. Джон Локк сторонних конституционной монархии. Так же он первым в буржуазной литературе выдвинул идею о разделении властей.
3 ветви власти:
1. Законодательная - это верховная власть, но и она ограничена правом собственности гражданина.
2. Исполнительная
3. Федеративная занимается вопросами политики.
Монтескье.
В анализ политической сферы кроме различных социальных факторов (законы, права, нравы, обычаи) вводит факторы географической среды. Кроме того, на форму правления жействует величина территории страны. Республика – это маленькая территория, монархия – средняя, деспотия – большая. Но главный вклад Монтескье в политологию заключается в обосновании теории в разделение властей.
Вводит 3 традиционные ветви власти:
1. Законодательная
2. Судебная
3. Исполнительная
Кроме того Монтескье является одним из основоположников радикально-демократического направления в Западноевропейской мысли. Ему принадлежит фраза: «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Жан Жак Руссо.
Происхождение государства он выводит из неравенства людей, причем неравенство может быть двух разных видов:
- физическое
- политическое.
Теория государства Руссо: первобытный человек изобрел орудие труда. До этого человек жил в естественном состоянии, т.е. не было частной собственности и люди жили обособленно друг от друга. Переход к оседлому образу жизни обусловил сближение людей к революции в ведении хозяйства и к дифференциации общества на богатых и бедных. Государство возникло в результате внедрения в жизнь плана богатых по сохранению своей частной собственности и угнетению бедных.
Руссо требует народного суверенитета, народ должен править сам.
Эммануил Кант и Гегель.
Э. Кант, главное положения – каждый человек обладает или является абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство к достижению цели. В политике необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Государство – это объединение людей, подчиненных правовым нормам.
Гегель.
Гражданское общество – это сфера господства частных интересов, которая отличается высокой степенью организованности. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством.
Вместе с идеями либерализма в период с 16 по начало 19 века развиваются социально-утопические идеи. Их основные представители: Томас Морр, Томазо Кампанелла, Сен-Симон, Оуэн, Фурье.
Вопросы для самостоятельного изучения.
1. Политическая система общества.
2. Государство как институт политической системы. Формы государственного устройства и правления.
3. Политический режим.
4. Гражданское общество и его происхождение.
5. Избирательный процесс и избирательные системы.
6. Современные политические учения Запада см. в социологии.
7.Общественно-политическая мысль России.