IV. Стихийный терроризм в социальных движениях.
Социальный протест в традиционном обществе выражается в самых разных насильственных формах: бунтах, восстаниях, крестьянских войнах. Чаще всего степень организации протеста очень невелика и в ходе бунта или крестьянской войны предпринимаются такие стихийные насильственные действия против представителей правящего слоя, в которые можно соотнести с терроризмом.
В 1068 г., киевляне, изгнав великого князя Изяслава Ярославича (потерпевшего поражение от половцев) разграбили княжий двор. В 1113 г. сразу после смерти великого князя Святополка Святославича жители Киева разграбили двор тысяцкого Путяты и дома иудеев-ростовщиков. В 1175 г. после убийства великого князя Андрея Боголюбского толпа избила его «посадников, тиунов, детских и мечников»; дома их были разграблены. Погромы, возникающие при внезапном ослаблении власти – явление частое. К терроризму они имеют косвенное отношение, поскольку в них явно просматриваются корыстные мотивы. Но одна черта, проявившаяся в этих погромах, выявляет в действиях толпы черты терроризма. Отвечая на насилие государственное собственным стихийным насилием, толпа выбирает в качестве объекта людей: а) представляющих власть и б) связанных с властью, а также их имущество. Таким образом, происходит персонализация объекта насильственных действий, свойственная террористической деятельности, а соответственно и цель этих действий формулируется не как перемена власти, а как насильственное воздействие на властные структуры, что также свойственно терроризму.
Еще более наглядно террористическая сторона стихийных городских восстаний проявляется в изгнании горожанами купцов-«бессременов» в середине XIII в. Вскоре после установления ордынского ига и проведения ордынской переписи населения, сбор дани на Руси был передан на откуп мусульманским («бессерменским») купцам. В 1262 г. жители Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля и Переяславля изгнали бессермен, причем, по крайней мере, один из них – бывший монах Зосима, перешедший в мусульманство и ставший бессерменом-откупщиком – был убит, и тело его было брошено «псам и воронам». По сообщению одной из летописей (Типографской), тогда же был убит и посол ордынского хана Титям. Стихийные народное сопротивление политике Орды привело к важному результату – отмене системы откупов и передаче сбора дани русским князьям.
Прошло четыре столетия и в городских восстаниях XVII в. мы опять встречаем проявления стихийного терроризма по отношению к лицам, близким к власти. В 1606 г. в результате боярского заговора был убит Лжедмитрий I. Сразу вслед за этим начались погромы и убийства поляков, прибывших на свадьбу Лжедмитрия и тех из россиян, кто был тесно связан с самозванцем. За одни сутки в Москве были убиты (по разным подсчетам) от полутора до трех с половиной тысяч человек, а их дома были разграблены. В 1648 г. во время «соляного» бунта толпой были убиты думный дьяк Назарий Чистой, начальник Земского приказа Леонтий Плещеев и окольничий Петр Трахиниотов. Более 30 домов бояр, дьяков и купцов было разграблено.
То, что бунт может и не сопровождаться насильственными террористическими действиями, наглядно демонстрируют события «медного» бунта 1662 г. Тогда, разграбив двор купца Василия Шорина, бунтовщики никого не убили. А вот в стрелецком бунте 1682 г. убитых считали десятками, среди них – 6 бояр, 2 думных дьяка, 2 полковника, 2 врача.
Таким образом, можно утверждать, что в традиционном обществе стихийное и кратковременное сопротивление власти (бунт) во многих случаях сопровождался стихийным же всплеском терроризма, выражавшимся в а) убийстве или избиении лиц, ответственных за ухудшение положение народа; б) грабеже их имущества.
В крестьянских войнах XVII - XVIII стихийный терроризм стал одной из главных форм сопротивления власти. Причем, можно выделить два вида стихийного терроризма. Первый – массовые убийства представителей власти при занятии восставшими того или иного населенного пункта. Так при захвате Астрахани войском Разина только в одну братскую могилу при Троицком монастыре были сброшены тела 441 убитого из числа воевод, приказных людей и стрельцов, оставшихся верными власти. Казаки Емельяна Пугачева, заняв Казань, действовали так же как столетие до него разинцы: 2057 домов, 25 церквей и 3 монастыря было разграблено и сожжено. 300 человек были убиты или ранены, еще 500 пропали без вести. Еще 300 человек были повешены в Саранске, а в Саратове Пугачев приказал повесить всех найденных в городе дворян.
Второй вид стихийного терроризма – это убийства помещиков, приказчиков и управляющих крестьянами, а также жителями небольших городков, переходивших на сторону повстанцев и разграбление их имущества. Точный учет этим действиям ни в XVII, ни в XVIII вв. не проводился, поэтому о количестве убитых и нанесенном ущербе можно говорить лишь в относительных цифрах. В большинстве районов охваченных крестьянским движением во время выступлений Василия Уса и Степана Разина (XVII в.), Кондратия Булавина; Железняка («колиивщина») и Емельяна Пугачева дворяне и представители власти (воеводы, приказные) истреблялись поголовно.