Целью практических занятий также является приобретение навыков для реализации полученных знаний в будущей практической деятельности.
Каждая тема, включенная в планы семинарских занятий, начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выявления уровня необходимых по данному вопросу знаний и навыков студентов, в частности знания основных понятий, категорий, содержания соответствующих нормативных актов.
Вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, не всегда дублируют учебную программу, поскольку раскрывают содержание отдельных ее тем. Они формируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на основных проблемах соответствующей темы. На практическом занятии могут использоваться различные формы опросов, тесты. Итогом занятия становится выставление оценок участвующим студентам.
В процессе занятия могут использоваться различные формы его проведения такие как: обсуждение проблемных вопросов в небольших группах, а затем обобщение материала разработанного в каждой группе, индивидуальные опросы, выполнение письменных работ различного рода, в том числе составление документов, решение практических задач, обсуждение судебной практики, имеющейся по конкретным темам с целью выявления наиболее распространенных ошибок правоприменения, формирования практических навыков, .обсуждение докладов студентов по наиболее спорным, актуальным вопросам административного права.
Применение таких методов должно способствовать формированию навыков самостоятельного мышления, критической оценки, поиска и правильного подбора материала. На основе этого в процессе рассмотрения судебной практики, решения задач студент должен сформировать элементы необходимых компетенций, требуемые знания и навыки.
Практические занятия могут проводится в формате «круглого стола» по наиболее проблемным темам согласно плана.
Решение ряда задач и проблемных ситуаций включает и самостоятельную домашнюю подготовку студента, когда на семинарском занятии обсуждаются и корректируются только варианты решений, уже подготовленных студентами.
К лекционным и практическим занятиям по мере необходимости могут привлекаться практические работники, проводится с их участием «мастер-классы».
7. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента может включать написание студентами различного рода эссе, подготовку докладов, рефератов по наиболее проблемным вопросам административного права, оценку и проблемный анализ действующих нормативных актов, составления процессуальных документов, подбор и поиск дополнительного материала по теме, анализ и подбор решений проблемных ситуаций.
При этом Эссе представляет собой небольшое сочинение с изложением точки зрения студента по рассматриваемому вопросу, реферат – более подробное исследование, с проблемным анализом, приведением различных позиций, доклад – еще более глубокой проработкой материала, обязательным изложением собственного видения проблемы. Текст эссе – не более 4-5 страниц, реферата – до 10 страниц, доклад рассчитывается на 10-15 минут.
При изучении дисциплины «Административное право» используются также следующие виды самостоятельной работы студентов: проработка вопросов самоконтроля, тесты, анализ нормативных актов, составление схем, решение задач, составление процессуальных документов, подготовка курсовых и контрольных работ, подготовка к «круглым столам», конференциям тематика, которых ежегодно утверждается на заседаниях кафедры и доводится заблаговременно до студентов. (Примерная тематика заданий содержится в Рабочей программе дисциплины.)
Образовательные технологии
Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Адмнистративное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:
- лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;
- лекции - электронные презентации;
- дискуссия;
- работа в малых группах;
- презентация;
- выполнение эссе;
- составление юридического документа;
- комментирование научной статьи;
- подготовка обзора научной литературы по теме;
- составление рецензии на книгу (статью);
- комментирование ответов студентов;
- творческие задания;
- решение задач;
- анализ конкретных ситуаций;
- составление резюме;
- «круглый стол»;
- интервьюирование;
- составление таблиц и схем;
- встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений;
- тестирование; и др.
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы; ; тесты; решение задач.
Тематика заданий разрабатывается вузом на основе фонда оценочных средств.
Учебно-методическое обеспечение
1. Основная литература по курсу