Лекция 8. Политические элиты и политическое лидерство
Во всякой человеческой группе – от самой большой до самой малой, от самой эфемерной до самой стабильной, есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто отдает приказы и те, кто им покоряется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. С этой точки зрения лидерство характеризуется деятельностью тех, кто управляет. И личность в «ипостаси» лидера присутствует в любой совместной деятельности людей, начиная с семьи («кто в доме хозяин?») и кончая государством (в лице монарха, вождя, президента и т.д.).
Лидер в переводе с английского «leader» означает «ведущий», «указывающий путь». Уже сам смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в общественной жизнедеятельности. В самом общем виде лидерство может быть охарактеризовано как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей.
В подходах к анализу феномена лидерства выделяют: 1) подход с позиции личных качеств (личностная теория лидерства, также известная под названием теории великих людей). Лидерство суть функция личности, наделенной определенными чертами;
2) поведенческий подход к лидерству, т. е. эффективность лидерства определяется его манерой поведения по отношению к «ведомым». На основе этого подхода разработана классификация стилей лидерства: а) авторитарный (централизация полномочий и «командование всем и вся»), б) демократический (децентрализация полномочий и привлечение «массы» к процессу принятия решений); в) либерально-попустительский (минимальное участие лидера в организации и контроле работы группы). Лучший стиль лидерства – «социально-адаптивный», или стиль, ориентированный на реальность, т.е. сочетающий в себе элементы всех трех стилей в пропорциях, которые требует ситуация;
3) ситуационный подход, в рамках которого лидерство рассматривается исключительно как функция ситуации. Лидер должен чувствовать ситуацию и знать, когда можно ее использовать, обратить в свою пользу.
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность. И лидерство неформальное, которое всецело строится на влиянии, источником которого выступает личность самого лидера, обладающего неким набором выдающихся качеств, которые и делают человека лидером.
Все сказанное выше относится и к политическому лидерству. Индивидуальное политическое лидерство в государственном масштабе представляет собой: во-первых, «дистанционное лидерство» (лидер и его последователи не имеют прямых контактов, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями и людьми, обслуживающими политическую машину); во-вторых, многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на ожидания своего непосредственного окружения, но и на ожидания бюрократической исполнительной иерархии, широких масс населения, и его задача состоит в том, чтобы поддерживать эти противоречивые роли в определенном равновесии); в-третьих, корпоративное лидерство (основная роль в выработке политики, тех или иных практических решений принадлежит «пирамиде лидера». Лидер нередко только озвучивает то, что наработано этой «пирамидой»).
Эффективность политического лидера напрямую зависит от его «способностей-возможностей»: 1) черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты, поддержку, деньги) в определенных целях; 2) создавать, размещать, распределять материальные и нематериальные ценности в обществе; 3) создавать яркие, доходчивые лозунги и символы, манипулировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности; 4) реагировать на требования, исходящие от различных групп общества; 5) контролировать поведения людей и групп общества, регулировать деятельности общества.
Типологии политических лидеров многообразны. Одна из наиболее распространенных принадлежит М. Веберу. В ее основе лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или иного человека лидером и идти за ним. В этой связи выделяется лидерство: «традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.); «легальное» или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа; «харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.
В качестве «пар антагонистов» можно типологизировать лидеров как лидеров – идеологов и прагматиков, реформаторов и революционеров, агентов-охранителей и нонконформистов-разрушителей, реалистов и авантюристов, догматиков и романтиков, авторитаристов и демократов и т.д.
Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Их количество, равно как и объем, зависят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:
• интегративную – согласование и объединение интересов различных слоев населения на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;
• ориентационную – выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп;
• инструменталистскую – лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления;
• мобилизационную – лидер может проводить преобразования в обществе лишь создав развитые стимулы деятельности для народных масс;
• функцию социального арбитража и патронажа – лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты гражданских свобод и т.д.
Понятие элиты происходит от латинского «eligere» и французского «elite» – лучший, отборный, избранный. Ещё в XVII в. этот термин употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для именования людей избранных, прежде всего «элиты крови», т.е. высшей знати, аристократии. Сегодня этот термин употребляется в самых различных смыслах и значениях. Элитой именуются:
• лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности;
• наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (организованное меньшинство общества);
• лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом;
• меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе;
• наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления и т.д.
Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называются политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством: при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор. Ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими. Следует обратить внимание и на такую характеристику элита, как ее внутренняя дифференцированность. Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита». Существует и такое понятие, как «субэлита». Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д. С точки зрения воспроизводства элиты делятся на «закрытые» и «открытые». «Закрытые» системы рекрутирования элит характерны для недемократических режимов, в которых они предстают в виде каст (номенклатуры) и воспроизводятся в основном за счет нижестоящих слоев самой элиты. Наличествует длинная бюрократическая лестница, по которой осуществляется медленное постепенное движение наверх. Эта система рекрутирования элиты ещё называется гильдийной. «Открытые» (антрепренёрские) системы рекрутирования элит присущи демократически организованным обществам. Для них характерны:
• наличие возможностей для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций (при соответствующих индивидуальных качествах);
• широкий круг селектората (т.е. тех, кто осуществляет функцию отбора), в качестве которого могут выступать все избиратели страны;
• небольшое число формальных требований (институциональных фильтров) для занятия руководящих должностей и др.
В функциональном плане роль политической элиты сводится в основном к осуществлению двух центральных задач:
– руководство страной на стратегическом макросистемном уровне управления обществом;
– арбитраж и посредничество как во взаимоотношениях между различными социальными слоями и группами, так и между правящими группировками, а также регулирование отношений с другими государствами.
Политическая воля элит реализуется в основном через бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся ведением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля элиты осталась бы только намерением. Элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. При этом, если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение элиты.