Лекция 6. Государство и гражданское общество

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом, который в наиболее концентрированной и обобществленной форме воплощает в себе политические начала в жизнедеятельности социума. Это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков, в числе последних:

1) принудительность (государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом;

2) суверенность (государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ;

3) всеобщность (государственная власть – это «всеобщая» верховная власть, выступающая от имени всего общества и распространяющая свое воздействие на всю данную территорию

К атрибутам государства относятся: 1) аппарат – система органов и наличие особого «класса чиновников», посредством которых функционирует и развивается государство; 2) население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся даже за рубежом; 3) территория, определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

В историческом плане государство явилось институциональным выражением общественной потребности в упорядочении и централизации. В «войне всех против всех» люди просто уничтожили бы друг друга, если бы не возник такой инструмент обеспечения целостности общества, как государство. По словам одного из российских философов, государство существует не для того, чтобы возник рай на земле, а для того, чтобы земная жизнь не превратилась окончательно в ад. С этой точки зрения, государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась попытками объяснения причин его возникновения, социального назначения и перспектив развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которые впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство». В Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство служит не только проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, но и средством достижения ими морального совершенства. В средние века большое распространение получила теория божественного происхождения государства, творцы которой рассматривали государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если он был тираном. Возникшая в XVII–XVIII вв. теория общественного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Люди могут и аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям. Но если, например, Т. Гоббс («Левиафан»?) утверждал, что государственная власть предоставляется властителям, дабы сохранить общественный порядок, монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета и потому, во избежание хаоса и разрушительных последствий взаимной конкуренции граждан, властям следует иметь существенное преимущество перед народом; то в противоположность таким идеям Ж.Ж. Руссо и его сторонники отдавали решающее преимущество в государстве населению в целом, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме, не нарушающей и не ограничивающей его общеколлективную волю. В то же время Дж. Локк и его последователи настаивали на том, что государство в рамках общественного договора должно полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан.





Свою лепту в развитие понимания государства внесли и теоретики насильственного характера происхождения государства. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми, что этически оправдывало сопротивление ему и даже его уничтожение (вплоть до анархистов П. Прудона, М. Бакунина и др.). В XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее силовое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. Государство, проявляя в своей деятельности заложенную при рождении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся таким образом благо нуждающимся в защите людям.

Собственную трактовку происхождения государства дала марксистская теория, в которой указывались предпосылки данного процесса (наличие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и причины создания государства (непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего господствующий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов; Ленин: «государство есть машина для угнетения одного класса другим»).

Возникновение государства стало результатом усложнения общественного развития, формирования многообразной гаммы общественных интересов, неоднозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Для организации совместной жизни людей на отдельной территории государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций, отчуждает и даже узурпирует их. Как особый политический институт государство возникло в IV–III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, служителей культа, родовой аристократии, обладателей материальных благ и их приближенных), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых общественных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиозными постулатами.

В структурном, институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть на макросистемном уровне представлена парламентом, который устанавливает законы – разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.

Исполнительная власть представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

Судебная власть представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Представим структуру государственного аппарата на примере РФ.

Государственный аппарат (федеральный уровень)
Президент РФ
Органы законодательной власти   Органы исполнительной власти   Органы судебной власти       Прокуратура      
  Федеральное собрание       Правительство  
  Совет Федерации         Государственная Дума     Председатель     Конституционный Суд  
     
Зам. председателя     Верховный Суд    
   
   
Министры   Высший Арбитражный Суд    

Вне зависимости от типа государство осуществляет следующие функции:

• защита государственного строя;

• предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;

• ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);

• защита интересов страны на международном уровне (внешнеполитические функции) и т. д.

(Подробнее, внутренние функции: 1) подавление классовых противников (в классово-антагонистических государствах); 2) регулирование хозяйственной деятельности, частичное управление экономикой, 3) культурно-воспитательная, идеологическая и т.п. деятельность; 4) охрана общественного порядка, поддержание дисциплины; 5) защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; внешние функции: 1) защита интересов государства на международной арене; 2) развитие нормальных отношений, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; 3) регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан; 4) обеспечение обороны страны либо военная, политическая, экономическая экспансия; 5) развитие интеграционных процессов на общечеловеческой, региональной, политической основе; 6) участие в международном разделении труда, решение глобальных проблем.

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархии бывают:

• абсолютные, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты);

• дуалистические (двойственные), где власть монарха в сфере законодательства ограничена представительным органом (парламентом), например, Иордания, Марокко и др.;

• парламентские, где монарх является национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия, Швеция и др.).

Республики подразделяются на:

1) президентские (классический пример – США), когда избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном). Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента;

2) парламентские, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.);

3) смешанные ( полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

По признаку территориального устройства различают:

• унитарное государство, в котором имеют место одна конституция (может и отсутствовать), единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью;

• федерацию, т.е. союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, соответствующую союзной, издает законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д.;

• конфедерацию, другими словами, союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны (США 1776–1787 гг., Швейцария до 1848 г., Германия с 1815 по 1867 г.).

При характеристике демократического государства различают и такие понятия, как:

• правовое государство, в котором господствуют конституция, закон. Само государство и все социальные общности, равно как и отдельная личность, уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему. В правовом государстве власть разделена на законодательную, исполнительную, судебную (идею выдвинул еще Дж. Локк), наблюдается верховенство закона во всех сферах жизни общества, само государство и его органы также связаны законом. В таком государстве разграничены государственные и негосударственные институтов, функции, полномочия. Признаками правового государства являются эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности, взаимная ответственность государства и личности

• социальное государство (или государство «всеобщего благоденствия» – США, Швеция, Германия и др.) – это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный, достойный человека, уровень социальной защищенности и безопасности, а также стремится создать относительно равные для всех стартовые возможности. В рамках этой стратегии предполагается адресная помощь наиболее нуждающимся слоям общества (посредством предоставления работы, оказания социальной помощи), налаживание социальных контактов, обеспечение реализации индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов. В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы.

Современное демократическое (правовое и социальное государство) невозможно без гражданского общества.

Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации общества.Описываемое понятием «гражданское общество»состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Гражданское общество представляет собой особую форму соединения частного и общественного интересов граждан, противостоящую государству как собственно «политическому телу» (Гегель). Как правило, оно формируется на основе развития горизонтальной активности населения и выступает в виде разного рода добровольных (экологических, женских .конфессиональных, профессиональных и др.) ассоциаций, объединений, комитетов граждан, по-своему структурирующих общество. При этом оно далеко не всегда совершенно. Но даже включая в свой состав те или иные объединения, которые не вполне вписываются в формально-правовые рамки, гражданское общество выполняет абсолютно необходимую для демократического строя функцию саморегуляции социальных отношений, сдерживая интервенцию государства в те отношения, которые люди способны урегулировать, не прибегая к помощи политических институтов.

В авторитарных и тоталитарных системах власти гражданская активность имеет, как правило, мобилизованный характер, представляя собой насквозь идеологизированные и инициированные государством формы проявления поддержки правящего режима. Допускаемая в этих системах активность граждан непосредственно определяется статусом, положением людей в иерархическом строении общества, дозволяя одним то, чего не позволено другим. При этом люди действуют в основном в рамках коллективов, индивидуальная активность не поощряется. Все проявления активности осуществляются только в рамках официальных институтов и официального общественного мнения, руководящих установок правящих кругов. Все остальные проявления общественной самостоятельности относятся к девиантным (отклоняющимся от признанных норм), подвергающимся санкциям формам поведения либо вытесняются в сугубо бытовую область, сферу досуга. В итоге в недемократических системах и режимах власти государство устанавливает практически полный контроль над формами гражданской активности людей, действующих только в официальных рамках. В этом смысле государство поглощает общество, отбирая у него функции по самоорганизации и самоуправлению своей жизнедеятельностью. Более того, непосредственное ощущение людьми внутреннего единства общества, осознание ими друг друга как сограждан данного государства подменяется открытым давлением власти на общественное мнение с целью обеспечения собственной легитимности.

При демократии картина другая. Гражданское общество фиксирует здесь тот минимально достаточный уровень, который, с одной стороны, не позволяет государству вмешиваться в тот круг вопросов, который граждане могут решать самостоятельно, без обращения к государственным институтам, а с другой – обозначают прерогативы и государственных органов, которые наделяются собственной компетенцией в решении социальных задач. Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и законодательной обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним не нарушает прав другого. Такая система в конечном счете не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод. Такой порядок воспитывает в людях не бездумную лояльность к правящему режиму, а чувство личного достоинства, правовую сознательность индивида, его гражданскую ответственность за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность. В результате государство осознается не как безгрешный и обладающим всевластием институт социального господства, а как ограниченный в своих полномочиях институт управления, руководствующийся законом и поддерживающий конструктивные идеи граждан.

Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных организаций и росту их членов прежде всего способствуют следующие структурные факторы:

– повышение образовательного уровня населения;

– развитие общественных коммуникаций;

– периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения;

– реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.

В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышение собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляют и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

На Западе вызревание гражданского общества традиционно осуществлялось по мере развития института частной собственности, укреплявшего материальные основы гражданской самостоятельности и активности индивидов, всемерного расширения и юридического закрепления системы частного права. В России этот путь оказался несколько иным. Общественная самодеятельность и обретение людьми гражданских прав и свобод в нашей стране исторически осуществлялось путем ассоциирования индивидов на базе местного самоуправления, распространение на все общество регулятивных функций общины. Это не только придало национальную специфику процессу становления гражданского общества, но и затормозило его развитие, обусловив его большую зависимость от государства. Существенными факторами, предопределившими российскую специфику этого процесса, были и низкая популярность либеральных ценностей в обществе, и то, что социальным лидером становления гражданского общества и в конце XIX в., и в конце XX в. являлся не слой предпринимателей, как на Западе, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения гражданского общества, но и придало данному процессу несколько оторванный от социальной структуры характер. В то же время становление гражданского общества в России протекало и протекает при более высоком уровне межэтнической интеграции, что сглаживает многие конфликты, имевшие место на Западе. Преодоление трудностей на пути создания гражданского общества – залог укрепления российской демократии.

Наши рекомендации