Семинар 3. Российская модель партийной системы: история
и современность (2 часа).
1. Сущность партий, их место среди политических сил.
2. Процесс становления партий и партийной системы в России.
3. Развитие партийной системы в России в XXI веке.
Литература:
Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997. № 4.
Выборы и партии в регионах России. М. – СПб., 2000.
Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.
Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-политический журнал. 1996. № 12.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2008.
Орлова Н.В. Политические партии России: страницы истории. - М., 1994.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. - М., 1997.
Плешаков А.П. Социальная государственность и общественное правосознание в Российской Федерации. - Саратов, 2001.
Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 2002..
Семинар 4. Политическое лидерство (2 часа).
1. Понятие лидерства и его назначение.
2. Современные теории лидерства.
3. Политическое лидерство в современной России.
Литература:
Ашин Г. Современные теории элиты. Краткий очерк. - М., 1998.
Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.
Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис. 2003. № 6.
Кожевникова Г., Михэску Л. Российская власть в лицах: Библиографический справочник / под ред. А. Верховенского. - М., 2001.
Макиавелли Н. Государь. - Минск, 1999.
Платковский В.В. Харизма политического лидерства // Социс. 2002. № 3.
Ракитянский Н. Модернизация России и политическая элита // Власть. 2002. № 1.
Семинар 5. Политические конфликты (2 часа).
1. Понятие политического конфликта. Функции конфликтов.
2. Типология конфликтов.
3. Пути разрешения политических конфликтов.
Литература:
Даль Р. Введение в теорию конфликта. - М., 1992.
Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1999.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. - М., 2005.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001
Фельдман Д.М. Политология конфликта. – М., 1998.
Семинар 6. Современная мировая политика (4 часа).
1. Международные политические отношения: проблемы и пути решения.
2. Мировой политический порядок XXI века.
3. Россия как субъект мировой политики.
Литература:
Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. - М., 1997.
Замятин Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в ХХ веке // Полис. 2001. № 6.
Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге ХХI века: реалии и перспективы // Полис. 2000. № 3.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие / Под ред. О.В. Волобуева. -М., 2001.
Нартов Н.А. Геополитика: Учебник.- М., 2003.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 4.
Семинар 7. Будущее российской государственности (2 часа).
1. Особенности российской политической культуры.
2. Модернизация российского общества: исторический опыт и перспективы.
3. Формирование в России гражданского общества.
Литература:
Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в ХХI веке. – М., 2001.
Игнатьев В.Г. История государственного управления в России. – М, 2203.
Российское общество: становление демократических ценностей? / Под ред. А.Макфола и А.Рябова. – М., 1999.
Яковлев А.М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // Общественные науки и современность. 2002. № 5. – С.78-93.
4. Методические рекомендации преподавателю, ведущему семинарские занятия
Основная задача практических занятий – научить студентов понимать смысл политических процессов и явлений, определяющих развитие общества, и использовать полученные знания для анализа современной политической ситуации, определять возможные варианты её развития в перспективе. Задачей курса «Политология» является также помощь в формировании у студента сознательного отношения к участию в политической жизни страны и вырабатывания гражданской позиции.
В ходе семинарских занятий следует разбирать конкретные ситуации, которые возникают в политической практике Российской Федерации и других стран. Такие ситуации можно рассматривать либо в виде дискуссии, либо в виде практических и тестовых заданий, которые предполагают различные варианты ответов.
Каждое семинарское занятие предполагает следующие формы деятельности:
- проверка самостоятельной работы студентов. Заключается в работе студентов на семинаре, предполагающая подготовку к нему заблаговременно по рекомендованной дополнительной литературе:
- проверка теоретических знаний студентов. В начале некоторых семинарских занятий целесообразно проведение тестирования по теме занятия с учетом материала, изложенного в лекционном курсе. Вопросы для тестов преподаватель определяет самостоятельно. Время, необходимое для написания теста зависит от количества и сложности вопросов. Как правило, оно составляет две-три минуты на каждый вопрос;
- обсуждение конкретных политических событий, проблем, процессов. Студенты должны не только высказать своё мнение, но и обосновать его. Это необходимо для формирования способности к самостоятельному анализу, формированию собственного суждения по рассматриваемой проблеме.
Таким образом, каждый студент имеет возможность получить оценку за любое семинарское занятие.
Кроме того, в течение семестра студенты в ходе семинарских занятий выполняют не менее трёх контрольных работ. Возможные варианты контрольных работ прилагаются к некоторым занятиям. Преподаватель имеет право изменять содержание заданий по собственному усмотрению, учитывая особенности изучения каждой конкретной темы.
Самостоятельная работа студента по курсу дисциплины "Политология" включает изучение рекомендованной литературы, законодательного, нормативного и другого дополнительного материала. При этом в ходе самостоятельной работы студент изучает содержание основных разделов дисциплины, используя при этом вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету.