Ф.У. Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личностей, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач.
Генри Л. Гантт
Ключевые моменты:
- Г. Гантт особо выделял роль
человеческого фактора в процессе рационализации производства;
- Труд – не только источник существования, он должен приносить рабочему человеку чувство удовлетворения;
- Условия труда и режим работы оборудования должны были приспосабливаться к нормальным для рабочих условиям;
- В 1901г. разработал систему оплаты досрочного качественного труда.
Г. Эмерсон
Г – «Двенадцать принципов производительности»
Разработал систему вознаграждения за эффективный труд или поощрения, которые позволяют осознать работнику свою значимость для компании.
Фрэнк и Лилиан Гилберт
► Основоположники системы микроэлементарного планирования;
► Разработали идею о существовании некоторого единственного оптимального способа труда при выполнении повторяющихся работ;
► Исследовали проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров.
Школа административного управления (1920-1950)
Главный представитель: Анри Файоль
Г. – «Общее и промышленное управление»
Ключевые моменты:
1. Классифицировал персонал предприятия;
2. Сформулировал квалификационные требования для каждой классификационной группы персонала;
3. Разработал должностные требования к руководителю;
4. Поставил проблему менеджмент – образования.
5. А. Файоль разработал 14 принципов управления:
1. Разделениетруда;
2. Полномочияиответственность;
3. Дисциплина;
4. Единоначалие;
5. Единствонаправления;
6. Подчиненностьличныхинтересовобщим;
7. Вознаграждениеперсонала;
8. Централизация;
9. Скалярнаяцепь (иерархия);
10.Порядок;
11.Справедливость;
12.Стабильность;
13.Инициатива;
14.Корпоративныйдух (единение).
Основные функции управления по А. Файолю:
В 1916 г. в бюллетени общества горной промышленности была опубликована работа Анри Файоля «Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль».
Современная интерпретация функций управления
1. Планирование;
2. Организация;
3. Руководство;
4. Координация;
5. Контроль.
Школа бюрократического управления
Главный представитель: Макс Вебер
Ключевые моменты:
● Бюрократическая система должна обеспечить точность, скорость, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость;
● Подчинение руководителю проистекает из авторитета последнего и позволяет избежать конфликтов;
● Обеспечивает правомочность руководства, но личность в ей отсутствует.
Принципы бюрократического управления М. Вебера:
- Фиксация формальных должностных обязанностей и прав каждого служащего;
- Четкое соблюдение должностных взаимоотношений, прав и ответственности;
- Осуществление формализованных процедур по единым правилам;
- Рациональное разделение труда на базе функциональной специализации;
- Четкое документальное оформление команды;
- Прием в организацию на основе компетентности и потребностей в персонале;
- Продвижение по службе на основе компетенции, четкая системы карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных сотрудников;
- Обеспечение зарплаты и статуса в зависимости от квалификации и стажа;
- Стратегия к пожизненному найму;
- Устранение личностных и эмоциональных факторов в межличностных отношениях.
Школа человеческих отношений (1930-1950)
Представители: Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо, Честер И. Бернард, А. Маслоу.
Основная идея:
Возможность эффективного функционирования технической подсистемы производства во многом зависит от квалификации персонала, его заинтересованности в результатах труда, стиля руководства и психологического климата в коллективе.
Мэри Паркер Фоллет
Ключевые моменты:
1. Изучение конфликтных отношений в трудовых коллективах;
2. Выявление не только деструктивной, но и конструктивной роли конфликта;
3. Менеджмент – обеспечение выполнения работы с помощью других людей.
"Management is the art of getting things done through people."
Элтон Мэйо
Ключевые моменты:
1. Выявил зависимость производительности труда от отношений между членами коллектива;
2. Экономические результаты функционирования организации непосредственно зависят от мотивации работников и социальных аспектов управления.
Честер И. Бернар
Ключевые моменты:
1. Исследовал распространение малых групп на производстве и их роль в укреплении социальной структуры организации;
2. Используя возможности взаимодействия персонала в процессе работы, можно повысить не только потенциал сплоченности коллектива, но и добиться значительного повышения производительности труда;
3. Выделил формальные и неформальные группы в социальной структуре производства.
Абрахам Маслоу
Ключевые моменты:
1.Предложил пятиуровневую иерархическую схему потребностей индивида, выделив первичные и вторичные потребности;
2. Методы стимулирования труда, ориентированные на более высокие ступени мотивационных потребностей, являются наиболее эффективными только в том случае, когда удовлетворены потребности более низкой ступени.
Пути удовлетворения потребностей по Маслоу
Школа поведенческих наук
(1950-по настоящее время)