В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Цели урока:

1. Образовательная цель: Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России.

2. Развивающая – Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

3. Воспитательная - Способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости за лучших сынов Отечества, воспитание патриотизма.

Задачи урока:

1. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.

2. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.

3. Продолжить формирование умения работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ (интерактивный тест) (изучение нового материала, урок целевого применения изученного, работа с историческим источником).

Методы: репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить);

Поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод)

Формы деятельности:индивидуальная,групповая, коллективная

Ход урока

  1. Целевая установка на урок (2 мин). Тема урока

Россия на рубеже 17-18 веков.

· Россия была очень обширным государством. Она занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.

· Россия на тот момент не имела выхода к Черному, Азовскому морям.

· Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.

· На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.

· На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран.

· К концу 17 века в России всего 17 (!!!) мануфактур на всю страну.

· Не ведутся разработки полезных ископаемых.

· Не хватает металлов.

· Многие необходимые товары привозятся из-за границы.

· Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям.

· Устранить серьезные недостатки в организации русской армии.

· Нужна реформа устаревшей системы управления страной.

Изучение нового материала.

Усиление западного влияния на Россию

Работа по слайду.

- В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?

В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

Внутренние предпосылки реформ

Необходимость переустройства армии

Необходимость замены системы налогов

Отсутствие собственной промышленности

Несовершенство системы приказов

Необходимость развития образования

Несовершенство управления

Отсутствие единого суда

Отсутствие годового бюджета

Слабая разведанность полезных ископаемых

Внешние предпосылки реформ

· Отсутствие флота (торгового и военного)

· Отсутствие выхода к морям

· Отсутствие колоний как источника богатств

  • Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.

Видно, что предпосылки реформ налицо. Поэтому Россия нуждалась в образованных деятелях, которые могли бы предложить свои планы по развитию государства

Вы разделились на группы, и каждая, будет работать над реформами предложенными политическими деятелями 17вв.

- Но сначала я дам краткую характеристику известным на тот период личностям России. И первым историческим лицом является

Симеон Полоцкий.

  • Белорус.
  • Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий).
  • Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.
  • Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву.
  • Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны.

В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу

Наши рекомендации