Циклический и структурный дефициты госбюджета
Изложение третьего вопроса лекции полезно начинать с разграничения между двумя основными типами фискальной политики — дискреционной и неднекреционной.
Дискреционная фискальная политика— целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Нелискреционная фискальная политика— автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного лохода. Нелискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступленийв госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступленияпредставляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
Различия между дискреционной и недискреционной фискальной политикой полезно зафиксировать на экране с помощью кадоскопа или учебного телевидения.
Важно подчеркнуть, что при дискреционной фискальной поли гике в иелм\ стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленносо мается дефицит госбюджетавследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по со манию новых рабочих мест) иди снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Необходимо сделать замечание о том, ч\о дискреционная поди гика правительства связана со значительными внут-
ренними временными лагами,так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. Преподавателю рекомендуется зарезервировать достаточное количество учебного времени для того, чтобы показать, что при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически,в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор— это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаю гея» без непосредственного вмешательства парламента.
Используя рисунок 4.3, преподаватель должен показать аудитории, что степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупною спроса.
В фазе циклическою подъема Yy> Y0, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В фазе циклического спала К,< Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупною спроса и объема производства, что ограничивав! глубину спала.
Необходимо подчеркнуть, что для такою типа бюджетно-налоговой политики характерен специфический вид бюджетного баланса, который получил название циклический дефицит(излишек). Это дефицит (излишек) государственною бюджета, вызванный автоматическим сокра-
щением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
циклические бюджетные дефициты
G,T |
T=Ta+tY |
циклические бюджетные излишки |
G = Ga-yY
Рис. 4.3
Очень важно разъяснить аудитории, что величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Г определяется величиной предельной налоговой ставки /, а угол наклона функции государственных расходов G — величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.
Полезно показать, что даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок /, и чем, соответственно, круче линия Г. В положении V величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Г, и поэтому встроенные
стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.
Студенты должны понять, что увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик.
Необходимо подчеркнуть, что в 80-е годы во многих индустриальных странах были введены системы индексирования ставок личного подоходного налога в зависимости от темпов инфляции в сочетании со снижением предельных ставок налогообложения. Эти изменения в налоговой системе являлись элементами сложной налоговой рес|юрмы, нацеленной на долгосрочный рост экономического потенциала. При этом степень встроенной стабильности экономики оказалась относительно невысокой — например, в США в настоящее время встроенные стабилизаторы способствуют уменьшению колебаний со!юкупного дохода приблизительно на одну треть.
Очень важным в теоретическом, практическом и методическом плане является выволлектора о том, что встроенные стабилизаторы никогда не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают их амплитуду. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабили-
заторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит/излишек государственного бюджета— разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета при потенциальном объеме ВВП. Циклический дефицит обычно оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Таблица 1
Индустриальные страны: доля бюджетного дефицитав ВВП (в %)
1980-1989 | ||||||||||
1.Ведущие | ||||||||||
индустриаль- | ||||||||||
ные страны* | ||||||||||
- фактический | -3.0 | -2,1 | -2,7 | -3,8 | -4.3 | -3,5 | -3,3 | -2.9 | -2.3 | -1,5 |
дефицит | ||||||||||
-отклонение | -0,4 | 2J | 0,5 | -0,4 | -1,8 | -1,2 | -1,4 | -1,4 | -1,1 | 0,2 |
ВВП** | ||||||||||
-структурный | -2.8 | -3,3 | -3,0 | -3,5 | -3,3 | -2,7 | -2,5 | -2,1 | -1,6 | -1,5 |
дефицит*** | ||||||||||
2. Остальные | ||||||||||
индустриаль- | ||||||||||
ные стра- | ||||||||||
ны**** | ||||||||||
- фактический | -4,1 | -2,5 | -3,8 | -4,7 | -6,0 | -5,1 | -4,4 | -2,9 | -2.0 | -1,6 |
дефицит | ||||||||||
-отклонение | -0.6 | 2,5 | 1,1 | -0.1 | -2,3 | -1,6 | -1,2 | -1.2 | -1,1 | -0,1 |
ВВП | ||||||||||
-структурный | -3,8 | -4,3 | -4.8 | -4,7 | -4,3 | -3,8 | -3,5 | -2.1 | -1,4 | -1,5 | |
дефицит |
*Эта группа объединяет етраны «большой еемерки». **Показатель «отклонение ВВП» иредетавляет еобой неличину относительного отклонения фактического ВВП от его потенциального уровня. ***Структурный дефицит государственного бюджета в среднем по группе стран выражен в процентном отношении к среднему потенциальному объему выпуска.
**** Эта группа стран в 1980—1989 гг. включала Испанию, Нидерланды. Бельгию, Швецию, Австрию, Данию, Ирландию, Австралию и Новую Зеландию. В последующий период в нее также были включены Финляндия, Греция, Норвегия и Португалия.
Источник: World Economic Outlook, October 1996, p. 22-23.
В таблице 1 приведены данные о динамике фактического и структурного дефицита государственного бюджета в среднем по двум группам стран — «ведущие индустриальные страны» и «остальные индустриальные страны».
Данные таблицы 1 позволяют наблюдать усиливающуюся синхронизацию колебаний занятости и выпуска между двумя группами стран: бюджетно-налоговая политика правительства направлена на обеспечение практически полной занятости ресурсов в обеих группах стран к 2001 году при одинаковых невысоких значениях структурных бюджетных дефицитов, которые сокращаются в I группе стран в среднем с 3,5 до 1,5% ВВП, а во II группе стран — в среднем с 4,7 до 1,5% ВВП. Это означает, что цена максимального приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов в 1992 году в обеих группах стран в среднем была более чем вдвое выше, чем в 2001 г., что позволяет сделать вывод о растущей эффективности бюджетно-налоговой политики в долгосрочной перспективе.
В переходных экономиках проблема количественной оценки дефицита государственного бюджета оказывается более сложной, чем в индустриальных странах, в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами — искусственное увеличение или чаще уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:
• «налоговая амнистия», которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего сбора;
• «налоговые каникулы», связанные с предоставлением определенным наюгоплательщикам расширенных льгот — вплоть до полного освобождения от уплаты налогов в течение нескольких лет, что нередко обусловлено преимущественно политическим бизнес-циклом и не является экономически оправданным;
• мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;
• введение временных или добавочных налогов;
• отсрочка расчетов с поставщиками;
• отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;
• отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
• расширенная приватизация государственной собственности, включая распродажу прав на исследования и изыскательские работы.
Таким образом, в переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Необходимо объяснить аудитории, что только после корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог структурного дефицита, который в специальной литературе иногда определяется как коренной дефицит госбюджета. Его измерение нередко оказывается еще более сложным, чем оценки структурного дефицита в индустриальных странах.
Важно обратить внимание аудитории на то, что сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурного дефицита бюджета, хотя именно на основе этого макроэкономического индикатора может оцениваться эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на оценки общего бюджетного дефицита, хотя было бы более оптимально ориентировать долгосрочную бюджетно-налоговую политику в большей мере на коренной дефицит, чем на фактический.
Далее полезно познакомить аудиторию с данными таблицы 2, где представлена динамика фактического дефицита государственного бюджета расширенного правительства в среднем по всей группе стран с переходной экономикой. Снижение уровня дефицита свидетельствует о постепенном повышении эффективности бюджетно-налогового регулирования в переходных экономиках в сочетании с устойчивой тенденцией к сохранению бюджетной напряженности.
Таблица 2
Страны с переходной экономикой: