Кафедра конституционного права и прав человека

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного права и прав человека

Е.К. Алексашкин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Казань

Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и прав человека Алексашкин Евгений Карпович.

Цель данных методических указаний – помочь студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса «Административное право». Они также могут быть полезны и для студентов дневной формы обучения.

Данные методические указания утверждены на заседании кафедры конституционного права и прав человека (протокол № 12 от 1 февраля 2011 года).

.

Алексашкин Е.К., 2011.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Целью настоящих методических указаний является оказание помощи студентам-заочникам в их самостоятельной работе по изучению курса «Административное право».

Административное право относится к четырем, наиболее фундаментальным отраслям права и занимает почетное место рядом с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Как следует из самого названия данной правовой отрасли, административное право истоком своим имеет государственную власть, т.е. нормы административного права регулируют организацию и деятельность органов исполнительной власти. И в этом отношении административное право входит в число так называемых государствоведческих отраслей, примыкая наиболее близко к конституционному праву. А в русском правоведении конца XIX – начала XX века рядом ученых административное право рассматривалось в качестве составной части государственного (ныне конституционного права).

Административное право – очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России, да и не только в России, очень велика. Как очень метко подметил французский административист Г.Бребан, нет таких секторов общественной жизни, которые бы целиком выпадали из под сферы административно-правового контроля». Следовательно, указывает автор, административное право “есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”- (Г.Бребан. Французское административное право. М., 1988. С.22).

Административное право представляет собой сложный курс, состоящий из “Общей” и “Особенной” частей, нескольких разделов и значительного количества тем, и относится к мобильным отраслям права, ибо административно-правовое законодательство наиболее подвижно в сравнении с законодательством других отраслей права. Это требует от студента систематической работы над курсом в течение всего учебного времени.

При изучении курса необходимо руководствоваться программой по “Административному праву”, определяющей круг вопросов, подлежащих изучению по каждой теме и основную литературу.

С учетом того, что административное право является одной из наиболее мобильных отраслей права, при изучении данного курса желательно пользоваться учебниками, изданными в последнее время. К таким учебникам на сегодняшний день относятся учебник Административное право РФ под ред. Л.Л. Попова. М., 2010; Административное право России. Курс лекций. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008; Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2005; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2008.

Для более углубленного изучения курса следует также обратиться к специальной юридической литературе, а также к соответствующим публикациям на страницах журнала «Государство и право». Особого внимания при этом заслуживают такие научные труды ученых как коллективный труд «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». Под ред. Н.Ю. Хаманевой, М., 2003; работа Охотского Е.В. Государственное управление в современной России. М., 2008; работа Попова Г.Х. Методы государственного управления. М., 2007; работа Пискотина М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2004; работа Черепанова В.В. Основы государственной службы и кадровая политика. М., 2008; работа Куракина А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009; работа Барцица И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008; работа Атаманчука Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.

Из публикаций на страницах журнала «Государство и право» последних лет, наиболее пристального внимания заслуживают материалы научных конференций, проводимых Институтом государства и права РАН с 1997 года в память об известном ученом в области административного права Б.М. Лазареве (“Лазаревские чтения”) – 1997, № 6; 2000, № 10; 2003, № 11; 2006, № 8; 2009, № 2, а также материалы “Круглого стола” журнала: «Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих» – 2000, №№ 3, 4; «Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития» – 2002, № 8; «Право и права человека в условиях глобализации» - 2006, № 2; «Свобода и ответственность» - 2007, № 3.

Более углубленному изучению курса “Административное право” будет также способствовать обращение студента к таким основательным публикациям на страницах названного журнала как публикация В.С. Комаровского, Т.Н. Тимофеева “Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем?” – 1997, № 10; публикация Ю.А. Тихомирова “О концепции развития административного права и процесса” – 1998, № 1; публикация Н.Г. Салищевой, Н.Ю. Хаманевой “Административная юстиция, административное судопроизводство” – 2002, № 1; публикация Жимагулова М.И. «О сущности и понятии административно-правового принуждения» - 2006, № 10; публикация Хаманевой Н.Ю. «Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения» - 2006, № 11; публикация Чиркина В.Е., Диего В. Контроль над властью. 2007, № 6; публикация Крыловой Н.В. принцип разделения властей и организация государственной службы. 2007, № 11; публикация Ломакиной В.Ф., Хаманевой Н.Ю. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности. 2008, № 9; публикация Буравлева Ю.М. Коррупция в государственном аппарате(правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу). 2008, № 11; публикация Черкасова К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеральном устройстве России. 2008, № 12; публикация Добрынина и др. Система органов государственной власти управления на уровне федерального округа. 2009, № 6; публикация Дерюги А.Н. Задачи административной деликтологии на современном этапе. 2010, № 2 1.

Особое внимание при изучении курса “Административное право” следует уделить законодательству, и прежде всего Конституции Российской Федерации. При этом нельзя полагаться на то, что с основными положениями Конституции студент знакомился уже при изучении курса “Конституционное право”. Задача студента заключается в том, чтобы усвоить статьи и главы Конституции, закрепляющие организацию и деятельность органов исполнительной власти, основные принципы государственного управления. К таким статьям и главам Конституции, требующим дополнительного осмысления при изучении курса «Административного права» относятся, в частности, статьи 2,7, 1, 12, 15, 17, 24, 32, 33, 46, 53, 55, 57, 62 и главы: 4- "Президент Российской Федерации”, 6 –“Правительство Российской Федерации” и 8 – “Местное самоуправление”.

При работе над курсом “Административное право” студенту помимо названных выше статей и глав Конституции необходимо также обратиться к целому ряду иных нормативных актов, имеющих прямое отношение к регулированию общественных отношений в сфере государственного управления, к организации и деятельности органов исполнительной власти.

Речь прежде всего идет о таких нормативных актах как закон «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 года); «О Прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года ( в ред. 4 ноября 2005 года); «О полиции» от 7 февраля 2011 года; «О безопасности» от 28 декабря 2010 года; «О чрезвычайном положении» от 21 апреля 2001 года; «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 года; «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года (в ред. от 30 июня 2003 года); «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года ( в ред. от 11 ноября 2003 года); «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 21 июля 2002 года; «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 26 июля 2006 года; «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» от 4 июля 2004 года; «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года ( в ред. от 4 декабря 1995 года); «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года; «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 года, от 4 июля 2003 года, от 31 декабря 2005 года, от 29 марта 2010 года, от 5 апреля 2010 года; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года; «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года; «Об Общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 года; «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года; О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности и в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 27 июля 2010 года; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением транспортной безопасности» от 27 июля 2010 года; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» от 30 декабря 2008 года; «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2009 года; «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе министерства иностранных дел РФ» от 27 июля 2010 года; Кодекс РФ об административных правонарушениях» по состоянию на 1 февраля 2010 года» М., 2010.

Наряду с перечисленными выше законами при изучении курса «№Административное право» студент также должен ознакомиться с указами Президента РФ. Речь, прежде всего, идет о таких указах как «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 года; «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства» от 10 августа 2000 года; «О Федеральных округах» и об утверждении «Положения» о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года; «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительство РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года, «О реестре должностей федеральной государственной службы» от 12 декабря 2005 года; «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 года (с изменениями от 22 января 2011 года); «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 года; «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти РФ» от 2 июля 2005 года; «О комиссии Президента РФ по вопросу совершенствования государственного управления» от 30 марта 2006 года; «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года; «Об утверждении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы в РФ (2009-2013 годы)» от 10 марта 2009 года; «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов» от 1 июля 2010 года; «Об утверждении «Национальной стратегии противодействия коррупции» и «Национального плана противодействия коррупции на 2010 -2011 годы» от 13 апреля 2010 года; «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» от 21 июля 2010 года; «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» от 30 января 2010 года; «О военной доктрине РФ» от 5 февраля 2010 года; «О некоторых мерах по реформирования Министерства Внутренних дел РФ» от 18 февраля 2010 года.

Помимо законов РФ и указов Президента РФ при изучении курса «Административное право» студенту надлежит ознакомиться с постановлениями Правительства РФ. К таким постановлениям Правительства РФ относятся: «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 года; «Об утверждении «Положения» о порядке ведения федерального реестра нормативных правовых актов субъектов РФ» от 29 ноября 2000 года; «О регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ» от 5 октября 2000 года; «Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста» от 2 октября 2002 года; «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» от 11 ноября 2002 года; «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 15 января 2007 года; «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флота Росси» (ДОСААФ) от 27 ноября 2009 года; «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» от 26 февраля 2010 года; «Об изменении и признании утративших силу некоторых актов Правительства РФ» (данным Постановлением внесены изменения в 69 нормативных актов Правительства РФ и 173 акта признаны утратившими силу); «Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ» от 24 февраля 2010 года.

Приведенный выше перечень нормативных актов лишний раз свидетельствует о том, что «Административное право» одна из наиболее динамичных, постоянно обновляющихся отраслей отечественного права. Это обязывает студента в процессе работы над курсом административного права постоянно следить за принятием новых законодательных и других нормативных актов, регулирующих административно-правовые отношения, и изучать их по мере опубликования 1.

Согласно учебному плану студенты заочного отделения изучают курс административного права в течение года, пятом и шестом семестрах. В пятом семестре студент работает над Общей частью курса, пишет контрольную работу и отчитывается о своих знаниях путем получения зачета, в шестом – путем сдачи экзамена по всему курсу.

Студенты, получающие второе высшее образование, изучают курс «Административного права» в течение одного семестра (первый семестр второго года обучения). При этом в отличие от студентов, получающих первое высшее образование, выполняют не контрольную, а курсовую работу. В конце семестра сдают экзамен по всему курсу.

Раздел II.

Задания для выполнения контрольных работ

Задание предусматривает письменное выполнение работы по одному из трех предложенных вариантов. Студенты, чьи фамилии начинаются на буквы от «А» до «И» включительно, выполняют работу по первому варианту; от «К» до «С» – по второму варианту; от «Т» до «Я» – по третьему варианту.

Выполнение контрольной работы предполагает тщательное изучение теоретического материала по Общей части курса административного права, рекомендованных нормативных актов. Все свои ответы на вопросы контрольного задания студент должен обосновать соответствующим анализом и ссылками на конкретные статьи и пункты правовых актов. К решению задачи каждого варианта, кроме того, необходимо составить проект протеста прокурора (образец протеста приводится в конце контрольного задания).

Объем письменной работы должен составлять примерно 14-17 страниц рукописного текста или 10-12 страниц машинописного текста через два интервала. Работа должна иметь титульный лист, соответствующим образом оформленный. На нем указывается вуз, факультет, кафедра, где выполнена работа, ее наименование (контрольная работа по «Административному праву»), фамилия, имя, отчество автора. В конце работы необходимо привести список использованной литературы и нормативных актов, указать дату выполнения работы и подписать.

ВАРИАНТ I

Первый вопрос

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года утверждена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, включающая в себя различные по названию и правовому положению органы исполнительной власти.

1. Назовите, какие именно органы (по названию) входят в эту структуру и дайте ответ на вопрос: чем вызвано такое разнообразие органов, т.е. отчего зависит структура системы федеральных органов, равно как и структура отдельно взятого органа исполнительной власти?

2. Согласно Указу Президента одни органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, другие (их более десятка) подведомственны непосредственно Президенту. Назовите эту вторую группу органов и дайте свое обоснование, чем вызвано подчинение этих органов непосредственно Президенту и как это отражается на их правовом положении?

СМ.: 1. «Система и структура федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2008, № 20 .

2. Учебник «Административное право».

Второй вопрос

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Изучите внимательно эти «Правила» и в сжатой форме письменно изложите их основное содержание. Особое внимание при этом обратите на содержание пунктов 1-5,7,9, 10,13,15,18-20.

СМ: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.

Задача первого варианта

Постановлением главы областной администрации старший инспектор управления народного образования Логинова была освобождена от должности и уволена на том основании, что ее муж работает в этой же администрации начальником управления внутренних дел.

1. Законно ли Постановление главы областной

администрации?

2. Если Вы считаете данное Постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора.

СМ.: 1. Закон «О государственной гражданской службе

Российской Федерации» (ст. 16) - Собрание законодательства Российской Федерации. 2004, № 31.

2. Закон «О прокуратуре Российской Федерации (Ст. 21-

23) – Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 47.

ВАРИАНТ II

Первый вопрос

27 июля 2004 года принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изучите внимательно названный закон и в сжатой форме письменно изложите его основные положения. Особое внимание при этом обратите на содержание статей 3, 4, 14, 15, 57, закрепляющих понятие и принципы государственной службы, основные права, обязанности и ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

СМ: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31.

Учебник «Административное право».

Второй вопрос

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. утверждено «Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе».

Ознакомьтесь внимательно с названным «Положением» и в сжатой форме письменно изложите его основное содержание. Особое внимание при этом обратите на содержание ст.ст. 2,5,6,7,8 и 9, закрепляющих правовой статус полномочного представителя Президента в Федеральном округе.

СМ.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, № 20.

Задача второго варианта

Постановлением начальника Березовского РОВД водитель Морозов был подвергнут штрафу в размере 7 тыс. рублей и лишен водительских прав сроком на три года за управление автомашиной в нетрезвом состоянии.

1. Законно ли постановление начальника РОВД?

2. Если Вы считаете данное постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора?

СМ.: 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 года). Ст. 3.3, 3.8, 12.8, 23.1. М., 2009.

2. Закон «О прокуратуре Российской Федерации». Ст. 21-23. Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 47.

Вариант III

Первый вопрос

6 октября 1999 г. принят закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 года, 4 июля 2003 года, от 31 декабря 2005 года и от 29 марта 2010 года). Изучите внимательно главу 3 названного Закона и письменно в сжатой форме охарактеризуйте правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

СМ.: Собрание законодательства РФ, 1999, № 42.

Учебник «Административное право».

Второй вопрос

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996

года определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Изложите в сжатой форме содержание названного Указа. Особое внимание при этом уделите содержанию пунктов 1,5,8,10.

СМ.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 19.

Задача третьего варианта

В ходе плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия его директор Иванов П.И. был уличен в преднамеренном банкротстве предприятия. Приказом начальника главка Минпромторга РФ Петрова И.П. директор Иванов П.И. был подвергнут штрафу в размере 25 тыс. руб. и дисквалифицирован сроком на пять лет. Правомерны ли действия Петрова И.П.? Если Вы считаете приказ начальник главка Петрова И.П. незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора.

СМ.: 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 года) М., 2010, ст.ст. 3.3., 3.11, 14.12, 23.1.

2. Закон о прокуратуре РФ. – ст. 21-23 Собрание Законодательства РФ, 1995. № 47.

Примерный образец протеста прокурора в порядке надзора

Задача

Глава муниципального образования г. Энска своим постановлением от 17 мая 2007 года утвердил отчет об исполнении местного бюджета.

Законно ли Постановление Главы муниципального образования? Если Вы считаете постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора.

Решение задачи состоит из двух частей:

1. Обоснование незаконности Постановления.

2. Составление проекта протеста прокурора в порядке надзора.

Главе администрации гор. Энска

Протест

(в прядке надзора)

На Постановление главы муниципального образования г. Энска от 17 мая 2007 года.

Вашим постановлением от 17 мая 2007 года был утвержден отчет об исполнении местного бюджета.

Настоящее Постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 откбяр 2003 года (ст. 35 п. 10) установлено, что утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Утвердив отчет об исполнении местного бюджета, вы превысили свои полномочия, чем нарушили ст. 35 п. 10 названного закона.

Руководствуясь ст. 23 закона «О прокуратуре Российской Федерации» прошу:

1. Постановление от 17 мая 2007 года «Об утверждении отчета об исполнении местного бюджета» отменить.

2. Протест рассмотреть в установленный законом 10-дневный срок. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру.

Прокурор гор.Энска

младший советник юстиции

/Адамов С.А./

Раздел III

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВЫХ РАБОТ

(для студентов, получающих

второе высшее образование)

Назначение курсовой работы

Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о глубоких знаниях студента в области административного права. Она способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы.

Выбор темы

Тема курсовой работы выбирается по одному из пяти вариантов, предложенных в настоящих методических указаниях. Студенты, чьи фамилии начинаются с буквы от «А» до «Д» включительно, выполняют работу по I варианту;

от «Е» до «К» по II варианту;

от «Л» до «П» по III варианту;

от «Р» до «Ф» по IV варианту;

от «Х» до «Я» по V варианту1.

Подготовка курсовой работы

После ознакомления с темой курсовой работы студент при необходимости обращается к преподавателю кафедры (научному руководителю) для согласования плана работы, списка литературы, перечня нормативных актов, порядка подготовки работы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

а) план;

б) краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы;

в) основной текст курсовой работы может состоять из глав, поделенных на параграфы, либо из параграфов;

г) список использованного нормативного материала и литературы.

При написании курсовой работы используются следующие источники:

- нормативные акты;

- специальная научная литература;

- материалы юридической практики;

- другие источники, необходимые в силу специфики темы.

Список основных источников, указанных в методических указаниях может дополняться студентом по мере подготовки курсовой работы.

Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение источников, рекомендованных по данной теме. При этом целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те издания и страницы, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.

Написание курсовой работы – это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентами основных сведений по исследуемой теме, отражающее его понимание определенных научных проблем.

Важным и обязательным элементом курсовой работы является ее научный аппарат, т.е. по ходу изложения материала по тем или иным аспектам исследуемой проблемы студент должен ссылаться на источник откуда заимствует тот или иной материал. Правильно оформленный (выполненный) научный аппарат свидетельствует о самостоятельном (творческом) подходе автора к написанию курсовой и об объеме проделанной им работы.

Ссылки на литературу и иные источники рекомендуется выносить в нижнюю подстрочную часть страницы, отделенную от текста горизонтальной чертой. При этом в ссылке указывается не только название той или монографии, учебника или научной статьи, но и указывается конкретная страница, откуда позаимствован материал.

Приведем пример такой ссылки:

- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М. 2008, с.175.

- Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. – Журнал «Государство и право». 1997, № 3, с.17.

- Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации - Российская газета, 2005, 26 апреля.

Объем курсовой работы.

Оформление. Сроки сдачи и защиты

Ориентировочный объем курсовой работы 17-20 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала.

Курсовая работа имеет титульный лист, соответствующим образом оформленный. На нем указывается вуз, факультет и кафедра, где выполнена работа, тема курсовой, фамилия, имя и отчество автора и научного руководителя, место и год написания.

В курсовой работе используется сквозная нумерация страниц. Первой страницей является план работы. Введение, каждая глава, а также список использованной литературы и нормативного материала начинаются с новой страницы.

Список использованной литературы и нормативного материала состоит из трех разделов:

1. Законодательство и иной нормативный материал.

2. Специальная литература.

3. Материалы юридической практики.

В первом разделе нормативные акты указываются в определенной последовательности с учетом их юридической значимости (Конституция, федеральные конституционные и иные федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств, акты местных органов власти и управления). Во втором разделе «специальной литературы» учебники и иные научные труды (монографии, учебные пособия и т.д.) указываются в алфавитном порядке. В третьем разделе указываются материалы юридической практики, публикуемые на страницах периодической печати.

Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка литературы, при этом указывается дата выполнения работы.

Оформленная курсовая работа сдается на кафедру Конституционного права и прав человека, где регистрируется и передается преподавателю для рецензирования. Сроки сдачи работ и их защиты определяются деканатом. Как правило, курсовая работа сдается на кафедру до начала сессии (в любом случае не позднее 10 дней до предстоящего экзамена по данной дисциплине.

В соответствии с «Положением о курсовой работе» курсовые работы, выполняемые по конкретной дисциплине оцениваются без защиты оценкой «зачет» или «незачет». При этом с учетом качества представленной курсовой работы преподаватель при необходимости вправе пригласить студента на собеседование с последующей оценкой его работы «зачет» или «незачет». При оценке «незачет» работа возвращается автору для устранения отмеченных недостатков.

Студенты, не представившие курсовые работы в установленные сроки или получившие оценку «незачет» к экзамену не допускаются.

Темы курсовых работ

Литература

· Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова, М., 2010.

· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М., 2005.

· Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.

· Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008.

· Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008.

· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

· Маршев В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее и будущее. – Журнал «Проблемы теории и практики управления», 2005, № 3.

· Илларионова Т. У государственного управления особая миссия в современном мире. Журнал «Государственная служба», 2009. № 1.

· Олег Богомолов Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика. Журнал «Проблемы теории и практики управления». 2009. № 5.

· Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии. – Журнал «Государство и право». 2002, № 6.

Нормативные акты

· Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст.ст. 11, 32, 72, 73, 80, 102, 103, 110, 114, 118.

· Закон РФ от 11.04.1997 г. «О Правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г.

· Закон РФ от 26.11.2008 г. «О Контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ».

· Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. «О совершенствовании государственного управления».

· Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти РФ».

· Указ Президента РФ от 30 марта 2006 г. «О комиссии Президента РФ по вопросам совершенствования государственного управления».

Литература

· Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010.

· Административное право России. Курс лекций под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008.

· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

· Административно-правовые отношения («Лазаревские чтения»). Журнал «Государство и право». 2009. № 2.

· Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.

· Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России. – Журнал «Государство и право». 2001, № 6.

· Жимагулов М.И. О сущности и понятии административного принуждения – Журнал «Государство и право». 2006, № 10.

· Серков П.П. Характеристики правоотношений в сфере административной ответственности. Журнал «Государство и право». 2010 № 9.

· Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. – Журнал «Государство и право», 2005, № 6.

· Дерюгин А.Н. задачи административной деликтности на современном этапе. Журнал «Государство и право». 2010. № 2.

Нормативные акты

· Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 2, 3, 17, 32, 33, 53, 55, 62.

· Закон РФ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной Палате Российской Федерации».

· Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

· Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

· Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 г.). М., 2010.

Литература

· Административное право Российской Федераици. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010.

· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право. Учебник. М., 2005.

· Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М., 2008.

· Волков Н.А. Высшие и центральные органы государственного управления СССР и союзных республик в современный период. – Изд-во Казанского университета, 1971. (Для сравнительного анализа с современной системой органов исполнительной власти России и республик в составе РФ).

· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

· Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под ред. И.Л. Бачило.М.1998.

· История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2003.

· Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. – Журнал «Проблемы теории и практики управления», 1999, № 1.

· Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. – Журнал «Российское право», 2006, № 8.

Нормативные акты

· Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст, ст. 100, 114.

· Закон РФ от 11.04.2007 г. «О правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г.

· Закон РФ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г., от 4 июля 2003 г., от 31 декабря 2005 г. и от 29 марта 2010 г.).

· Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. «О системе и структуре органов

Наши рекомендации