Административно - правовых режимов
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Наряду с модернизацией общего назначения административно-правовых режимов и смягчением большинства режимных правил в современных социально-экономических и политических условиях придается особое значение обеспечению прав и свобод граждан, учреждений и организаций, сталкивающихся со сферой реализации конкретных режимов. Обоснованность введения того или иного режима, учет ближайших и дальних общественно - политических, правовых, социальных и других последствий его функционирования - все это должно тщательно взвешиваться в масштабах государства, анализироваться представительными органами с помощью соответствующих комитетов, независимых экспертиз, общественных групп и т.п. Поэтому главным гарантом законности и политической целесообразности функционирования действующего или вновь устанавливаемого административного режима является именно государство в целом. Это четко выражается в том, что правовой основой для установления и проведения режимных мероприятий, как отмечалось в начале настоящей работы, все более становятся законы и иные нормативно-правовые акты высших органов государственной власти Российской Федерации1.
Для наиболее полного обеспечения законности и соответствующих правовых гарантий в рамках административно - правовых режимов особые требования предъявляются не только к политической целесообразности законодательных актов, но и к их форме, структуре, содержанию и другим правовым элементам, призванным гарантировать оптимальное ограждение конституционных прав и
1 См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 90.; Хазанов С.Д. Институт административно-правовых режимов в системе административного права // Институты административного права России. - М., 1999. С. 80; Анисимов B.C. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера; Дис... канд. юрид. наук.- М., 1997. С. 40-41 и др.
свобод российских граждан в ходе реализации тех или иных режимов.1
К числу основных требований, предъявляемых к законодательным актам, относятся следующие:
- безусловная открытость (несекретность) всего комплекса законодательных и подзаконных актов, касающихся правового положения субъектов того или иного административно-правового режима и правоотношений между ними. Так, гражданин, вынужденно (например, при пересечении Государственной границы Российской Федерации) или добровольно (например, поступающий на работу, связанную с государственной тайной) попавший в сферу влияния режима, должен не только предполагать (предвидеть), но и абсолютно точно знать весь комплекс требований, предъявляемых к поведению в сфере данного административно-правового режима2, вид контроля, допустимые изъятия из комплекса гражданских прав, возможные виды административного воздействия, порядок обжалования незаконных действий и др. По общему правилу, субъектам (организациям, лицам), вступившим в отношения с режимными органами, необходима заблаговременная подготовка. А она реальна лишь при наличии открытого, понятного и доступного всем законодательства. В системе административно-правовых режимов возможны и закрытые подзаконные акты, но они должны иметь лишь организационно-техническое назначение;
1 См.: Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. - М., 1999. С. 23; Мах ИВ. Административный надзор органов внутренних дел в сфере специальных территорий: Дис... канд. юрид. наук. - М., 1991. С 80 и др.
Так, п.1 ст. 15 Закона РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть ограничено в случая, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограни чение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
- содержание законодательных актов по административно-правовым режимам должно в максимальной степени исчерпыватьвесь круг вопросов, касающихся как правового положения субъектовконкретного режима, так и возможного развития отношений междуними. Разного рода делегирование прав в виде отсылок к необходимости последующего издания дополнительных ведомственных инструкций по тем или иным существенным правовым элементам режима должны, по общему правилу, в изначальных законодательных актах отсутствовать. Если же впоследствии возникает необходимостьурегулировать некоторые вопросы режима на более низком уровне,то все дополнительные подзаконные акты (инструкции и др.), имеющие правовое значение, должны быть утверждены органом, принявшим изначальный пакет норм. Это общее правило, разумеется,не может быть применено к создаваемым научным комментариям попрактике применения правил и норм того или иного режима;
- содержащиеся в законодательных актах перечни основанийдля возможного применения в ходе реализации конкретного режиматех или иных мер принуждения (и в особенности мер административно-правового воздействия) должны быть исчерпывающими, исключающими расширительное толкование и ведомственный произвол;
- все меры административного воздействия, содержащиеся взаконодательных актах об административно-правовых режимах,должны быть введены в конкретные рамки административного процесса, исключающие, с одной стороны, даже незначительные отклонения в порядке применения принудительных мер, а с другой - открывающие в случае необходимости официальные условия, порядоки возможности восстановления нарушений законности и справедливости1;
- любые возможные условия и необходимость массового ограничения или свертывания прав и свобод граждан в рамках конкретных административно-правовых режимов должны быть заранеепредусмотрены в соответствующих законодательных актах (например, меры, вводимые в ходе чрезвычайного положения)2.
Изложенные выше правовые условия принятия и реализации законодательства об административно-правовых режимах, а также
1 См.: Розанов И.С. Указ. раб. С. 91.
2 См., в частности: Раздел V Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»// Ведомости РСФСР. 1991. № 22 Ст. 773.
I
некоторые требования к юридической технике их конструирования не только непосредственно служат интересам прав граждан в сфере того или иного административно-правового режима, но также облегчают функции прокурорского надзора за реализацией конкретных режимных мероприятий. И, наоборот, нечеткое, недостаточно продуманное установление режимных правил, а также несоответствие правил, установленных в ведомственных приказах и инструкциях, актах органов исполнительной власти по режимным вопросам, сложность и недостаточная согласованность правовых норм не дают гарантии должного обеспечения безопасности и могут повлечь нарушения прав граждан1.
В связи с этим рассмотрим порядок и особенности реализации административно-правовых режимов органами внутренних дел.
Законность как принцип деятельности органов внутренних дел выражается в правоохранительном характере самой деятельности органов, а также в ее осуществлении на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Обеспечивая безопасность граждан, реализацию административно-правовых режимов, осуществляя контроль за соблюдением физическими, должностными и юридическими лицами действующего законодательства, предупреждая и пресекая противоправные общественно опасные деяния и привлекая виновных к ответственности за их совершение, органы внутренних дел тем самым укрепляют установленные режимные ограничения, законность и правопорядок.
Вместе с тем решительно пресекая противоправные общественно опасные действия, органы внутренних дел должны поступать строго в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке.
Соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов особенно важно, так как на данные органы возложена обязанность защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Как было выше указанно, административно-правовые режимы вводятся в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить
1 См.: Розанов И.С. Указ. раб. С. 91.
должный правовой порядок, добиться необходимого правового состояния социального объекта.
Органы внутренних дел наделены широкими правами по применению мер принуждения в сфере обеспечения административно-правовых режимов прежде всего с помощью следующих средств:
- дополнительных запретов и связываний, причем режим непросто ограничивает какое-либо поведение, но и предусматриваетпревентивный контроль за исполнением этого требования;
- специального государственного регулирования, направленного на установление и поддержание режимных правил - государственной экспертизы, регистрации, лицензирования, государственногомониторинга;
- разрешительного типа реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающего предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществитьте или иные права;
- системы контроля и надзора за выполнением режимныхтребований физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами;
- организационно-технического обеспечения установленныхрежимных правил, позволяющих эффективно предупреждать, выявлять и прекращать нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, средств связи, специальногооборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности,
и т.п.1
В связи с этим недопустимо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, свободы передвижений, ущемление законных интересов граждан и юридических лиц и др.
Кроме того, неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции, органов внутренних дел в целом. Это, в конечном счете, создает у граждан негативное представление о деятельности всей правоохранительной системы государства.
См. более подробно: Хазанов С.Д. Институт административно-правовых режимов в системе административного права // Институты административного права России. - М., 1999. С. 83.
Органам внутренних дел запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
Сотрудник органов внутренних дел в случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность сотрудников органов внутренних дел совершать юридически значимые действия по обеспечению безопасности. Скажем, неприменение сотрудниками мер к пресечению правонарушения, угрожающего личности, обществу и государству, будет означать нарушение законности.
Такое поведение сотрудника представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей и влечет дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность.
Законность требует от каждого сотрудника органов внутренних дел строгого соблюдения юридического процессуального порядка совершения тех или иных действий, что обеспечивает точное проведение предписаний правовой нормы в жизнь. Это, как справедливо утверждает А.П. Коренев, не пустая формальность, а необходимость. Правильно понятые правила применения нормы права -гарантия охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государственных органов и общественных объединений . Большое значение для уяснения сущности законности в административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов имеет вопрос о принципах и требованиях законности.
Принципы законности - это основные идеи и положения, выражающие ее содержание, а требования - то, чего требует законность, то есть правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе деятельности по реализации административно-правовых режимов делает поведение (действие) сотрудника законным. К принципам законности относятся: верховенство закона, един-
См.: Коренев А. П. Нормы административного права и их применение - М1978. С. 66.'7-580 249
ство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.
Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативно-правовых актов, в том, что нормотворческая и пра-вореализующая деятельность органов внутренних дел в сфере безопасности осуществляется в соответствии с законами.
Законность должна основываться прежде всего на законодательных актах как основных источниках права. Все важнейшие вопросы в обществе, государстве, в особенности вопросы обеспечения общественной и личной безопасности граждан, должны наиболее полно регулироваться законами.
Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов в сфере административно-правовых режимов, не должны противоречить требованиям верховенства закона.
Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативно-правового акта.
Понимание и реализация нормативных актов по вопросам обеспечения режимных правил должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей, складывающихся условий обеспечения режимных мероприятий. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности.
Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать цели, содержащиеся в них.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие сложившегося положения, в том числе в чрезвычайных условиях.
Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками
законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу1.
Административное усмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику органов внутренних дел возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения в сфере того или иного режима сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может согласно ст. 22 КоАП РСФСР освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.
Разновидностью административного усмотрения можно считать также предоставление должностному лицу права по его усмотрению издавать акт (принимать решение, постановление) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, судья в соответствии со ст. 31 Закона «О чрезвычайном положении» может подвергнуть лицо, нарушившее требования режима чрезвычайного положения, штрафу или административному аресту.
Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии, скажем, сотрудником милиции решения (в совершении действий) на основе «гибких» правовых норм, содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые подручные средства» и т.п. Сотрудник сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности. Использование рассматриваемого вида административного усмотрения в сфере административно-правовых режимов имеет наиболее широкое распространение Это обусловлено
Более подробно об административном усмотрении см Коренев А П Указраб. С. 72-81; Соловей Ю.П. Усмотрение в административной деятельностисоветской милиции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М , 198217* 251
самим характером возникающих в этой сфере нестандартных ситуаций.
Предоставление сотрудникам органов внутренних дел возможности дифференцированно подходить к решению вопросов того или иного административно-правового режима позволяет им наиболее оптимально претворять нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудники не должны.
Следовательно, сотрудники органов внутренних дел не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Его применение возможно при условии соблюдения определенных требований: административное усмотрение всегда должно осуществляться в рамках закона; может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности органов внутренних дел; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику правомочие действовать по своему усмотрению; акт на основе административного усмотрения должен содержать в себе мотивы, побудившие правоприменителя воспользоваться правом усмотрения1.
Таким образом, административное усмотрение в деятельности органов внутренних дел ничего общего не имеет со «свободным» усмотрением. Оно осуществляется в рамках закона.
Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности по обеспечению административно-правовых режимов, скажем, требование защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности.
1 См.: Коренев А.П. Указ. раб. С. 78-79. 252
г
Способы обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению режимных мероприятий включают: контроль; прокурорский надзор; обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел; ответственность сотрудников органов внутренних дел.
За административной деятельностью органов внутренних дел, в том числе и деятельностью по обеспечению того или иного административно-правового режима осуществляется внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляют в пределах установленной законом компетенции органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды.
Контрольные функции за деятельностью органов внутренних дел осуществляют: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и правительства республик в составе России, администрация края, области, Москвы, Санкт-Петербурга, автономного образования).
Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в органах внутренних дел путем изучения различных материалов, истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе милиции и других органов по материалам печати, жалобам и заявлениям о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе, деятельности по обеспечению общественной и личной безопасности граждан и другим вопросам. Заслушивание в органе исполнительной власти может проводиться как коллективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путем вызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.
Осуществляя контроль за работой органов внутренних дел, органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях1.
1 См.: Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. - М., 1998. С. 284
Контроль за соблюдением законности в административной деятельности милиции общественной безопасности осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительной власти.
К внешнему контролю за законностью в административной деятельности органов внутренних дел относится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в том или ином деле. В процессе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц представления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.
Если при рассмотрении жалоб граждан и юридических лиц, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон или правоприменительный акт, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.
Разрешая дела в пределах своей компетенции, Конституционный Суд Российской Федерации тем самым обеспечивает законность в Российской Федерации, в ее различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере реализации административно-правовых режимов.
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным и иным делам. При рассмотрении названных дел суд, решая дело по существу, рассматривает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд обнаружит на-
рушения законности в работе органа, то он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушения законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.
Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности органов внутренних дел выполняет суд при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.
В процессе рассмотрения жалоб граждан и должностных лиц и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел и их должностных лиц, сотрудников в сфере производства по делам об административных правонарушениях, в том числе о правонарушениях, посягающих на общественную и личную безопасность граждан, за законностью действий, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, и издаваемых ими актов. Таким образом, суд обеспечивает законность в административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов.
Судебный контроль осуществляют также арбитражные суды. Это касается разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и юридических лиц, по укреплению законности. Однако роль арбитражных судов в обеспечении законности в административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов не столь значительна
Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности органов внутренних дел осуществляют руководители этих органов, а вышестоящие органы контролируют деятельность нижестоящих органов внутренних дел Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных
формах: непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах (в подразделениях и службах); изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности по обеспечению общественной безопасности; заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдении законности.
Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями проводится начальником органа (подразделения, службы), например, проверка соблюдения законности при несении милиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения для предотвращения угрозы общественной безопасности, при задержании и доставлении граждан и др.
Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности органов внутренних дел, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками административных служб милиции и других служб органов внутренних дел; изучение дисциплинарной практики; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими административных службах и подразделениях милиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел.
Рассматривая различные формы контроля за законностью, следует иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Важно умело сочетать различные формы контроля с учетом реальных возможностей. Методами ведомственного контроля являются: оперативный контроль, комплексные и контрольные проверки по результатам комплексных проверок, а также контроль за деятельностью органов внутренних дел при рассмотрении жалоб на действия сотрудников.
Оперативный (повседневный) контроль - составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, службами, сотрудниками.
Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого органа, как правило, за определенный период.
Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных с целью контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализацией вынесенных проверяющим органом предложений по совершенствованию работы.
При разбирательстве жалоб на действия сотрудников следует соблюдать требования о недопустимости передачи жалобы на рассмотрение тому органу (должностному лицу), действия которого обжалуются.
Внутриведомственный контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также для стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности могут применяться поощрительные меры либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.
Согласно Закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации»1 предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами внутренних дел. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
1 СЗРФ. 1999. №7. Ст. 878.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба. При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
Прокурор проверяет законность административного задержания граждан и должностных лиц сотрудниками милиции и применения уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел мер воздействия за совершение административных правонарушений, в том числе совершенных в сфере общественной безопасности.
Прокурор производит проверку законности содержания задержанных в органах внутренних дел. Он посещает места содержания задержанных при органах внутренних дел, совершает обход помещений, опрос задержанных и знакомится с документами о задержании и содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснения у соответствующих сотрудников по поводу обнаруженных нарушений. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании несудебных решений, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, может обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами внутренних дел законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц административных взысканий.
Способом обеспечения законности является право обжалования неправомерных действий и решений сотрудников органов внутренних дел. Каждый гражданин, считающий, что действие или бездействие сотрудника привело к нарушению его прав и свобод, созданию препятствий для осуществления гражданином его прав и свобод, возложению на него незаконно какой-либо обязанности, а также незаконному привлечению к какой-либо ответственности, вправе обжаловать это действие или бездействие. Жалоба может быть направлена в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.
Установив обоснованность жалобы, компетентный орган признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и законные интересы1.
Руководители органов внутренних дел обязаны систематически проверять состояние работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им подразделениях и службах, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление заявлений и жалоб в органы внутренних
дел.
За противоправные действия или бездействие, приведшие к нарушению прав и законных интересов физических, должностных и юридических лиц, виновные сотрудники органов внутренних дел несут установленную законом дисциплинарную или уголовную ответственность. Основания и порядок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности определены законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел. Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотренные соответствующей главой Уголовного кодекса Российской Федерации. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.
Таковы основные способы и условия обеспечения законности в ходе установления и реализации административно-правовых режимов органами внутренних дел.