Организационно-правовые проблемы
Совершенствования обеспечения
Режима военного положения
В результате изучения рассматриваемого вопроса можно определить следующие организационно-правовые проблемы совершенствования обеспечения режима военного положения:
1. В настоящее время режим военного положения являетсяособым правовым режимом деятельности органов государственнойвласти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в Российской Федерации в чрезвычайныхобстоятельствах, связанных только с обстоятельствами внешнегохарактера - необходимостью отражения агрессии против РоссийскойФедерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии.В этом состоит его отличие от чрезвычайного положения, котороеможет применяться по причинам внутреннего для государства характера.
2. Основными принципами военного положения являются:
а) введение его только в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии;
б) законность;1
в) ограничение прав и свобод граждан и других лиц, деятельности организаций и прав их должностных лиц, но только в тоймере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны ибезопасности государства;
г) обеспечение централизованного руководства исполнениемрежима военного положения.
3. Полномочия Президента Российской Федерации по объявлению военного положения и обеспечению режима военного положения являются определяющими в системе властных полномочийфедеральных органов государственной власти и включают широкийспектр разноплановых функций.
4. Военное положение на территории Российской Федерацииили в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации, в котором должны быть определены.
- обстоятельства, послужившие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о военном положении основанием для введения военного положения;
- территория, на которой оно вводится;
- время вступления в силу данного указа.
Президент Российской Федерации незамедлительно представляет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение указ о введении военного положения.
В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах, в случае введения военного положения Президент Российской Федерации должен принять меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан и других лиц.
5. Режим военного положения должен включать осуществление следующих мер:
а) перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (или их части) на организацию и состав, предусмотренные для военного времени; органов
1 Деятельность органов государственной власти в условиях военного положения должна осуществляться на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, но с учетом особенностей, установленных федеральным конституционным законом о военном положении
государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения; создание и подготовку специальных формирований;
б) перевод экономики Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований на работу вусловиях военного положения;
в) обеспечение условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также нужд населения в условиях военного положения;
г) использование запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов, продовольственных товаров и нефтепродуктов;
д) организация в условиях военного положения медицинскогообслуживания населения, обеспечение его средствами транспорта исвязи, а также снабжение (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и предоставление услуг;
е) введение в действие и использование запасных пунктовуправления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов, органов государственной власти,иных государственных органов, органов местного самоуправления иорганизаций;
ж) усиление охраны общественного порядка и объектов,обеспечивающих жизнедеятельность населения;
з) установление особого режима работы средств транспортаи связи;
и) организация гражданской и территориальной обороны;
к) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
л) установление и обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение.
6. В целях обеспечения режима военного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, одного из субъ-
екгов Российской Федерации или в отдельных его местностях, указом Президента Российской Федерации может быть создан специальный федеральный государственный орган, обеспечивающий исполнение режима военного положения. Этот федеральный государственный орган должен подчиняться непосредственно Президенту Российской Федерации.
7. На основании указа Президента Российской Федерации кобеспечению режима военного положения могут быть привлеченывоинские соединения и воинские части.
8. Военное положение на территории Российской Федерацииили в отдельных ее местностях должно быть отменено указом Президента Российской Федерации при отсутствии оснований для еговведения.
9. При разработке законопроекта о военном положении целесообразно рассмотреть вопрос о распространении на военнослужащих, участвующих в поддержании режима военного положения,гарантий, льгот и компенсаций, установленных законодательствомРоссийской Федерации для военнослужащих, выполняющих задачив условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
10. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Закона РФ «Об обороне» применение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинскихформирований и органов может осуществляться на основании специального федерального закона, и не в связи с объявлением военного положения.
Указанные организационно-правовые проблемы совершенствования обеспечения режима военного положения непосредственно вытекают из утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. "Военной доктрины Российской Федерации"1.
1 СЗ РФ. 2000. №17 Ст. 185212-580 177
Глава V. АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ