Организационно-правовые проблемы

Совершенствования обеспечения

Режима военного положения

В результате изучения рассматриваемого вопроса можно оп­ределить следующие организационно-правовые проблемы совер­шенствования обеспечения режима военного положения:

1. В настоящее время режим военного положения является­особым правовым режимом деятельности органов государственной­власти, иных государственных органов, органов местного само­­управления и организаций в Российской Федерации в чрезвычайных­обстоятельствах, связанных только с обстоятельствами внешнего­характера - необходимостью отражения агрессии против Российской­Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии.­В этом состоит его отличие от чрезвычайного положения, которое­может применяться по причинам внутреннего для государства ха­­рактера.

2. Основными принципами военного положения являются:

а) введение его только в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии;

­б) законность;1

в) ограничение прав и свобод граждан и других лиц, дея­­тельности организаций и прав их должностных лиц, но только в той­мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и­безопасности государства;

г) обеспечение централизованного руководства исполнением­режима военного положения.

3. Полномочия Президента Российской Федерации по объяв­­лению военного положения и обеспечению режима военного поло­­жения являются определяющими в системе властных полномочий­федеральных органов государственной власти и включают широкий­спектр разноплановых функций.

4. Военное положение на территории Российской Федерации­или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Рос­­сийской Федерации, в котором должны быть определены.

- обстоятельства, послужившие в соответствии с Конститу­­цией Российской Федерации, федеральным конституционным зако­­ном о военном положении основанием для введения военного поло­­жения;

- территория, на которой оно вводится;

- время вступления в силу данного указа.

Президент Российской Федерации незамедлительно пред­ставляет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение указ о введении военного положения.

В соответствии с международно-правовыми обязательства­ми Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах, в случае введения военного положения Президент Российской Федерации должен принять меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан и других лиц.

5. Режим военного положения должен включать осуществле­­ние следующих мер:

а) перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (или их части) на органи­зацию и состав, предусмотренные для военного времени; органов

Организационно-правовые проблемы - student2.ru 1 Деятельность органов государственной власти в условиях военного поло­жения должна осуществляться на основе Конституции Российской Федера­ции и федерального законодательства, но с учетом особенностей, установ­ленных федеральным конституционным законом о военном положении

­государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях воен­ного положения; создание и подготовку специальных формирований;

б) перевод экономики Российской Федерации, субъектов­Российской Федерации и муниципальных образований на работу в­условиях военного положения;

в) обеспечение условий для производства продукции, необ­­ходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооружен­­ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова­­ний и органов, а также нужд населения в условиях военного положе­­ния;

г) использование запасов материальных средств мобилиза­­ционного и государственного резервов, продовольственных това­­ров и нефтепродуктов;

д) организация в условиях военного положения медицинского­обслуживания населения, обеспечение его средствами транспорта и­связи, а также снабжение (при необходимости нормированное) про­­довольственными и непродовольственными товарами и предос­­тавление услуг;

е) введение в действие и использование запасных пунктов­управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,­воинских формирований и органов, органов государственной власти,­иных государственных органов, органов местного самоуправления и­организаций;

ж) усиление охраны общественного порядка и объектов,­обеспечивающих жизнедеятельность населения;

з) установление особого режима работы средств транспорта­и связи;

и) организация гражданской и территориальной обороны;

к) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социаль­ного и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временно­го или постоянного проживания;

л) установление и обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение.

6. В целях обеспечения режима военного положения, вве­денного на всей территории Российской Федерации, одного из субъ-

­екгов Российской Федерации или в отдельных его местностях, ука­зом Президента Российской Федерации может быть создан специ­альный федеральный государственный орган, обеспечивающий ис­полнение режима военного положения. Этот федеральный государ­ственный орган должен подчиняться непосредственно Президенту Российской Федерации.

7. На основании указа Президента Российской Федерации к­обеспечению режима военного положения могут быть привлечены­воинские соединения и воинские части.

8. Военное положение на территории Российской Федерации­или в отдельных ее местностях должно быть отменено указом Пре­­зидента Российской Федерации при отсутствии оснований для его­введения.

9. При разработке законопроекта о военном положении це­­лесообразно рассмотреть вопрос о распространении на военнослу­­жащих, участвующих в поддержании режима военного положения,­гарантий, льгот и компенсаций, установленных законодательством­Российской Федерации для военнослужащих, выполняющих задачи­в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфлик­­тах.

10. Исходя из Концепции национальной безопасности Рос­­сийской Федерации и Закона РФ «Об обороне» применение Воору­­женных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских­формирований и органов может осуществляться на основании спе­­циального федерального закона, и не в связи с объявлением воен­­ного положения.

Указанные организационно-правовые проблемы совершен­ствования обеспечения режима военного положения непосредст­венно вытекают из утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. "Военной доктрины Российской Фе­дерации"1.

Организационно-правовые проблемы - student2.ru 1 СЗ РФ. 2000. №17 Ст. 1852­12-580 177

­Глава V. АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ

Наши рекомендации