Роль органов внутренних дел в обеспечении

Административно - правового режима

Чрезвычайного положения

В связи с особыми функциями органов внутренних дел в ус­ловиях административно-правового режима чрезвычайного положе­ния возникает опасность чрезмерного ущемления прав, свобод и за­конных интересов граждан, не оправданного реальной тяжестью об­становки. Во избежание этого требуется детальная правовая регла­ментация общественных отношений в сфере обеспечения безопас­ности в чрезвычайных условиях.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях носит ком­плексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено широтой общественных отношений, складываю­щихся при чрезвычайных ситуациях. Для регулирования и упорядо­чения требуется использование многообразных методов, свойствен­ных различным отраслям права. Вместе с тем отношения, возни­кающие при осуществлении исполнительной и иной деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, в значитель­ной мере регулируются нормами административного права1.

Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «О ми­лиции», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера», Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон РСФСР «О чрезвычайном положении», другие федеральные законы, нормативные правовые акты феде­ральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, составляют правовые основы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.

Наряду с нормами внутреннего законодательства составной частью российской правовой системы, согласно Конституции Рос­сийской Федерации, являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Россий­ской Федерации о сотрудничестве и оказании взаимной помощи в

Роль органов внутренних дел в обеспечении - student2.ru См.: Коренев А.П. Административное право России: 4.2. - М., 1997

­области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Закон РСФСР «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов внутренних дел, опреде­ляют также их задачи и функции в условиях чрезвычайных ситуа­ций.

Для обеспечения безопасности в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации сформирована система субъек­тов обеспечения национальной безопасности. На федеральном уровне в данную систему входят следующие органы управления ука­занной деятельностью. Президент Российской Федерации, которому непосредственно подчинены Совет Безопасности Российской Феде­рации и Правительство Российской Федерации, федеральные орга­ны исполнительной власти, которые участвуют в обеспечении обще­ственной безопасности, это - МВД РФ, ФСБ РФ, ФМС РФ, МЧС РФ, ФПС РФ, МО РФ и др. На региональном и местном уровнях систему обеспечения безопасности составляют соответствующие структуры органов власти и управления, действующие в пределах предостав­ленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компе­тенции федеральных, региональных и местных субъектов управле­ния. Целью функционирования указанной системы являются созда­ние и поддержание необходимого уровня безопасности государства, общественных институтов, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, а также защиты собственности.

Органы внутренних дел относятся также и к числу органов государственной власти, обеспечивающих охрану прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения, которые, заметим, специально уполномочены для выполнения таких задач. Из-за спе­цифики служебных задач и функций для них отводится едва ли не j самая важная роль при введении режима чрезвычайного положения.

Анализ содержания указанных правовых норм показывает Л что в обязанности сотрудников милиции входит не только принятие! неотложных мер по спасению людей, но и оказание им первой ме-| дицинской помощи. Для эффективной реализации этого правоЕ предписания необходима высокая профессиональная, в том числе ! медицинская подготовка, а также соответствующее обеспечение экипировка нарядов милиции.

­Особое значение имеет правовая норма, обязывающая ми­лицию принимать и регистрировать заявления, реагировать на со­общения и иную поступающую информацию об административных правонарушениях, о преступлениях и событиях, угрожающих личной безопасности граждан или общественной безопасности, и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством. При получении информации обо всех случаях возникновения угрозы (как при явле­ниях субъективного - преступлений, так и объективного характера -авариях, стихийных бедствиях и др.), рассматриваемым норматив­ным предписанием, милиция обязана оперативно реагировать и принимать предусмотренные законом меры.

В федеральных законах и нормативных актах МВД РФ со­держатся конкретные обязанности и права милиции общественной безопасности, ее служб и подразделений по обеспечению общест­венного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые кроме этого вытекают из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления. Органы власти рес­публик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления могут прини­мать решения в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции и КоАП РСФСР по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы КоАП РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями.

В случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного поло­жения согласно Положению о Министерстве внутренних дел Россий­ской Федерации МВД участвует в обеспечении правового режима, в осуществлении мероприятий единой государственной системы пре­дупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, а также в про­ведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Внутренние войска и органы внутренних дел привлекаются для про­ведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране иму­щества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрез­вычайных ситуаций за пределами мест их дислокации и обслужи­ваемых ими территорий, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий. В этих случаях МВД

­РФ осуществляет оперативное управление силами и средствами ор­ганов внутренних дел и внутренних войск, организует разработку и осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных зада­ний и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях во­енного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мир­ное время.

Министр внутренних дел России вносит предложения Прези­денту Российской Федерации по обеспечению общественного по­рядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражда­нина, собственности на территории России или в отдельных ее ре­гионах, где введено чрезвычайное положение, по привлечению до­полнительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск1.

Так выглядит система нормативных актов, регулирующих при наступлении чрезвычайных ситуаций деятельность органов внут­ренних дел, милиции по обеспечению общественной и личной безо­пасности граждан.

Анализируя задачи и функции, которые выполняют органы внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения, можно увидеть, что в этом участвуют практически все подразделения, так как деятельность органов внутренних дел в та­ких условиях весьма широка и многообразна (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, профилактиче­ская и др.). С помощью разнообразных методов каждая служба МВД РФ участвует в решении этих задач непосредственно на своих уча­стках работы. Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан и их интересов складывается из усилий всех служб Мини­стерства. Тем не менее, для органов внутренних дел именно адми­нистративная деятельность является основной при осуществлении режима чрезвычайного положения.

Во-первых, эта деятельность носит государственный право­вой характер, то есть от имени государства осуществляется органа­ми внутренних дел.

Во-вторых, органы внутренних дел могут применять меры го­сударственного принуждения для исполнения распоряжений, данных

Роль органов внутренних дел в обеспечении - student2.ru См. подробнее: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.

­в рамках своей компетенции, на основании и в порядке, установлен­ных законом и вытекающих непосредственно из правовой природы режима чрезвычайного положения, что необходимо в условиях дан­ного режима, особенно вводимого по основаниям криминогенного характера.

В-третьих, эту деятельность можно назвать подзаконной, то есть осуществляемой в строгом соответствии с целями и в преде­лах, определяемых в данном случае Законом «О чрезвычайном по­ложении», и на основе и для исполнения других законов и правовых актов.

В-четвертых, административная деятельность органов внут­ренних дел в отличие от других видов государственно-властной дея­тельности в условиях чрезвычайного положения носит исполнитель­но-распорядительный характер. Для успешного осуществления сво­их функций по обеспечению этого режима, охране прав и свобод граждан органы внутренних дел наделяются распорядительскими полномочиями, предусматривающими возможность принятия мер административного воздействия к нарушителям правового режима чрезвычайного положения.

Правомерное «ущемление» административно-правового ста­туса физических лиц, выступая в качестве средства осуществления режима чрезвычайного положения, послужило основанием для вы­деления особой формы административно-правового регулирования, специфика которой заключается в характере правового воздействия на правоотношения в условиях чрезвычайного положения и выража­ется в установлении режима административно-правовых ограниче­ний. При расширении компетенции государственных органов они приобретают возможность определенным образом изменить харак­тер принудительного воздействия на физических и юридических лиц. В условиях чрезвычайного положения действие предписаний об ог­раничении прав и свобод распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории - в данных условиях такой вид регу­лирования становится преобладающим.

Деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычай­ного положения характеризуется рядом специфических особенно­стей. Во-первых, они являются специальными органами государст­ва, деятельность которых направлена на поддержание установлен­ного общественного порядка и необходимой безопасности граждан Во-вторых, органы внутренних дел имеют в своей структуре все не-

­обходимые подразделения (службы) для выявления и пресечения противоправных действий в процессе организации и практического осуществления мер, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан в условиях чрезвычайного положения. В-третьих, осуществление борьбы с противоправными явлениями не­посредственно касается значительного числа граждан, проживаю­щих в зоне чрезвычайного положения. В-четвертых, органы внутрен­них дел, предупреждая и пресекая в данных условиях администра­тивные правонарушения и преступления, тем самым способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод граждан1.

Основными задачами органов внутренних дел, в соответст­вии с Законом «О чрезвычайном положении», являются:

- охрана государственного, общественного и личного иму­щества, оставшегося без присмотра;

- спасение людей и имущества, а также защита населения от угрожающей опасности;

- оказание необходимой помощи пострадавшим и обеспе­чение скорейшего перехода к нормальной жизнедеятельности;

- восстановление и поддержание установленного общест­венного порядка, предупреждение, пресечение преступлений и иных противоправных действий.

Органы внутренних дел, в зависимости от оснований введе­ния режима чрезвычайного положения, обеспечивают выполнение следующих мер ограничительного характера:

- организуют режим комендантского часа, то есть запрет на­ходиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удо­стоверяющих личность;

- обеспечивают особый режим въезда и выезда граждан;

- на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения данного региона, усиливают охрану общественного порядка;

- вводят особые правила пользования связью, временно изымают у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебную воен­ную технику, радиоактивные, взрывчатые, сильнодействующие хи­мические и ядовитые вещества и материалы;

Роль органов внутренних дел в обеспечении - student2.ru См. на эту тему: Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод гра­ждан в условиях чрезвычайного положения. - М., 1999. 90

- ­запрещают отдельным гражданам покидать на установ­ленный срок определенную местность, свою квартиру; выдворяют нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребыва­ния или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;

- ограничивают движение транспортных средств и проводят их досмотр;

- проверяют документы в местах скопления граждан, а в ис­ключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у гражданоружия, осуществляют личный досмотр, досмотр вещей, жилища.

Роль органов внутренних дел в обеспечении охраны право­порядка, личной и общественной безопасности резко возрастает при возникновении чрезвычайных ситуаций не только криминогенного, но и природного и техногенного характера. Стихийные бедствия, крупномасштабные аварии и катастрофы являются благоприятными факторами для преступного поведения так же, как и социальные конфликты криминогенного характера.

В вышеперечисленных случаях права человека на жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, честь и достоинство подвер­гаются прямой угрозе и вызывают необходимость принятия со сто­роны правоохранительных органов конкретных мер по их защите.

В условиях чрезвычайного положения усложняется выполне­ние органами внутренних дел задач по обеспечению и защите прав и свобод граждан вследствие известного роста количества правона­рушений, необходимости спасения большого числа людей, дезорга­низации деятельности сложившейся социальной инфраструктуры. Но кроме возложенных на органы внутренних дел задач в связи с обеспечением режима чрезвычайного положения на подведомст­венной им территории, они продолжают выполнять свои обычные функции, определенные Законом РФ «О милиции». Это свидетель­ствует о том, что органы внутренних дел в условиях чрезвычайного положения обладают полномочиями наиболее значительными из всех государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих указанный режим, и в то же время на них возлагается основная на­грузка по его обеспечению1.

Роль органов внутренних дел в обеспечении - student2.ru См.: Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение 1991. С. 59-63.

­Органы внутренних дел в деятельности по обеспечению ре­жима чрезвычайного положения, охране и защите прав и свобод граждан используют основные формы работы: правовые (нормо­творчество и правоприменение) и неправовые (организационные), то есть специальные внутриорганизационные и иные функции.

В условиях чрезвычайного положения нормотворческая дея­тельность органов внутренних дел заключается прежде всего в вы­работке специальных правовых норм, их совершенствовании, изме­нении, дополнении, отмене, то есть в создании ведомственных нор­мативно-правовых актов, которые направлены на совершен­ствование регулирования деятельности конкретных служб и подраз­делений в данных условиях.

Кроме того, существуют нормативно-правовые акты МВД, ре­гулирующие общие проблемы упрочения законности, соблюдения прав и свобод граждан, следования профессиональной этике.

Важнейшей составляющей юридической деятельности орга­нов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан в усло­виях чрезвычайного положения служит применение норм права. Правоприменительная деятельность носит в таких условиях в ос­новном охранительный характер.

Это объясняется спецификой складывающихся обществен­ных отношений в зоне чрезвычайного положения, особенностями правового режима.

В чрезвычайных ситуациях, особенно криминогенного харак­тера, в условиях дезорганизации деятельности инфраструктур, дес­табилизации общественно - политической обстановки, неурегулиро­ванности (особенно на первоначальном этапе) процесса движения населения правоприменение со стороны органов внутренних дел в значительной степени подчинено задачам правоохраны, то есть предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию престу­плений, производству по делам об административных нарушениях административно-правового режима чрезвычайного положения.

В период чрезвычайного положения могут быть установлены следующие меры: ;

- особый режим въезда и выезда, а также ограничение сво­боды передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;

- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;;

92 :

- ­введение цензуры, ограничение свободы печати и других средств массовой информации. До отмены чрезвычайного положе­ния допускается временный арест печатной продукции, а также вре­менное изъятие звукоусиливающих технических средств и множи­тельной аппаратуры;

- приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных объединений и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

- введение запрета на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий, забастовок;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр. Для выполнения задач обеспечения особого правового ре­жима могут вводиться следующие меры:

- установление комендантского часа;

- проверка документов в местах скопления граждан, а в от­дельных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан ору­жия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в некоторых случаях допускается вре­менное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и бо­еприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учре­ждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоак­тивных веществ;

- выдворение нарушителей общественного порядка, не яв­ляющихся жителями данной местности, к месту их постоянного про­живания либо за пределы территории, на которой введено чрезвы­чайное положение, за их счет и др.

Применение данных мер на части территории России не должно влечь за собой изменения полномочий органов государст­венной власти, прав общественных объединений, а также прав и обязанностей граждан в других местностях и в стране в целом. При возникновении чрезвычайной ситуации для органов внутренних дел, особенно для милиции, усложняются задачи и увеличивается объем их функций, которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа:

- обеспечение безопасности граждан и общественной безо­пасности, охрана общественного порядка во время крупных произ-

­

­водственных аварий, катастроф; при стихийных бедствиях (земле­трясение, ураган, наводнение); радиационных, токсических зараже­ниях местности; крупных пожарах (промышленных, торфяных, лес­ных); обнаружении взрывоопасных предметов, боеприпасов и раз­минировании местности; проведении карантинных и других меро­приятий во время эпидемий, эпизоотии, экологических катастроф;

- участие в проведении иных специальных мероприятий (операций) по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности, в том числе за пределами места постоянной дислока­ции подразделений органов внутренних дел и др.

Вторая группа:

- участие в предупреждении, пресечении и устранении мас­совых нарушений общественного порядка (массовых беспорядков),которые угрожают общественной и личной безопасности граждан;

- розыск и задержание вооруженных и особо опасных пре­ступников (в том числе совершивших побеги из мест лишения сво­боды); преступников, захвативших заложников;

- пресечение деятельности (разоружение и ликвидация) не­законных вооруженных формирований;

- поиск и задержание преступников, пытающихся захватитьили захвативших воздушное, морское судно и иной транспорт, воен­ную технику, вооружение, другие важные объекты;

- участие в мероприятиях по разблокированию местности;

- участие в проведении иных специальных мероприятий­(операций), в том числе по обеспечению безопасности граждан и­общественной безопасности за пределами мест постоянной дисло­кации подразделений органов внутренних дел и др.

Третья группа:

- организация спасения людей и принятие неотложных мер по обеспечению их безопасности;

- оказание пострадавшим и находящимся в беспомощном со­стоянии первой медицинской помощи;

- участие в проведении эвакуации населения и ценностей; охрана имущества, оставшегося без присмотра; охрана важных объ-ектов и систем жизнеобеспечения населения районов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение беспрепятственного проезда скорой медицинской помощи, техники, аварийно-восстановительных, спасательных]и ремонтных формирований; I

I

- ­учет потерь населения и регистрация вынужденных переселенцев (беженцев);

- эвакуация лиц, находящихся в специальных учреждениях органов внутренних дел;

- содействие проведению иных мероприятий по ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению нормальных условий жизни и деятельности населения.

В целом перечисленные выше функции являются общими функциями органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуа­ций; что не исключает возможности возникновения иных дополни­тельных обязанностей, обусловленных особенностями той или иной чрезвычайной ситуации.

В чрезвычайных ситуациях обеспечение безопасности стро­ится на основополагающих принципах - положениях, идеях, опреде­ляющих содержание, а также организацию деятельности соответст­вующих служб и подразделений органов внутренних дел. Одно из ведущих мест среди них занимают социально-правовые принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, актах о правовом положении государственных органов, об­щественных организаций и граждан, которые отражают объективные закономерности общественного развития.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О милиции» деятельность мили­ции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Милиция во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объедине­ниями, трудовыми коллективами и гражданами решает стоящие пе­ред ней задачи.

Организационные и тактические принципы, являющиеся про­изводными от социально-правовых, определяют основы организа­ции и деятельность аппаратов и подразделений органов внутренних дел. Их применение имеет большое практическое значение. Они по­могают сообразовываться с конкретными условиями обстановки и приходить к правильным управленческим решениям.

Обеспечение безопасности граждан и общественной безо­пасности в целом - это единая правовая природа и сфера примене­ния организационных и тактических принципов деятельности орга­нов внутренних дел, органически взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе практического использования.

­Комплексный подход к организации обеспечения безопасно­сти; единоначалие и персональная ответственность; готовность сил и средств к действиям в экстремальных условиях; территориальный; отраслевой; готовность сил и средств и другие составляют органи­зационные принципы деятельности органов внутренних дел.

В организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях принцип комплексного подхода предпола­гает осуществление комплекса организационных мер, которые на­правлены на предупреждение и пресечение правонарушений, по­вышение эффективности воздействия на правонарушителей и уст­ранение последствий чрезвычайных ситуаций.

В обстановке чрезвычайной ситуации применение данного принципа определяется:

- учетом комплекса факторов, которые непосредственно влияют на состояние общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан;

- необходимостью координации сил и средств различных подразделений и служб органов внутренних дел в решении задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

- потребностью в согласованности воздействия на общест­венные отношения, составляющие общественную и личную безопасность граждан, на комплекс причин и условий, способствующих­совершению правонарушений.

В обычных условиях (обстоятельствах) в деятельности орга­нов внутренних дел указанный принцип реализуется при осуществ­лении планов комплексного использования сил и средств, а в чрез­вычайных ситуациях - в специальных планах МВД, ГУВД, УВД, гор-райлинорганов. Данный принцип предопределяет организацию со­вместного использования основных, дополнительных и приданных сил органов внутренних дел и обусловливает комплексность тактики их применения в проведении мероприятий, направленных на дости­жение единой цели - обеспечения безопасности.

Территориальный принцип показывает, что определенные аппараты, службы или подразделения органа внутренних дел закре­плены за соответствующей территорией, которая чаще всего совпа­дает с административно - территориальной или национально - тер­риториальной единицей. С помощью указанного принципа осущест­вляется работа с учетом местных условий, поддерживается тесный

­контакт подразделений милиции с другими службами, совместно решаются вопросы укрепления общественной безопасности и борь­бы с преступностью на улицах-и в иных общественных местах. В обычных условиях данный принцип в процессе обеспечения обще­ственного порядка и безопасности конкретизируется, например, в организации несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Отраслевой принцип прослеживается в специализации служб, подразделений, отдельных нарядов и сотрудников милиции по определенным направлениям работы. Наглядным примером дан­ной специализации могут служить подразделения милиции специ­ального и особого назначения, а также созданные на базе строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции в ряде городов России специализированные патрульные группы для борьбы с бо­лее распространенными видами правонарушений. Данные группы включают в свой состав сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, уголовного розыска, отделов по борьбе с экономическими преступлениями и др. Специализация служб, подразделений и на­рядов дает возможность сотрудникам органов внутренних дел глуб­же изучить задачи и усвоить методы, приемы и способы обеспече­ния общественного порядка и безопасности, борьбы с правонаруше­ниями в чрезвычайных ситуациях.

Принцип единоначалия и персональной ответственности реализуется в соответствии с требованиями уставов и приказов МВД РФ и является основным условием слаженности и четкости действий подразделений и отдельных сотрудников. Его значение особенно возрастает в экстремальных условиях, когда от быстроты принятия и исполнения решений зависит выполнение служебных задач, а в ис­ключительных случаях и личная безопасность сотрудников органов внутренних дел и граждан.

В деятельности органов внутренних дел немаловажную роль играет принцип готовности их сил и средств к действиям при возник­новении чрезвычайных ситуаций. Его осуществление предполагает необходимость заблаговременного проведения комплекса организа­ционных мероприятий: создание специальных органов управления, разработку специальных планов, подготовку личного состава и тех­ники к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.

В систему тактических принципов деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях входят: комплексное ис­пользование сил и средств; сосредоточение основных усилий на

­7-580

­97

­важнейших направлениях и в решающий момент; мобильность; пре­дупредительно-профилактическая направленность; активность, вне­запность и адекватность действий; взаимодействие и согласован­ность в ходе оперативных и режимных мероприятий, маневр силами и средствами.

Перечисленные выше принципы целесообразно считать оди­наково важными, несмотря на то, что практически их значение в за­висимости от обстоятельств может меняться. В одних условиях опе­ративной обстановки определяющее значение могут иметь одни принципы, а в иных - другие. К примеру, принцип внезапности дейст­вий при ликвидации последствий стихийных бедствий не будет вы­сокоэффективен, но при проведении специальной операции по за­держанию вооруженного преступника он приобретет первостепенное значение. В то же время универсальность принципа комплексного использования сил и средств не снижается при различных обстоя­тельствах.

Как тактический принцип комплексное использование сил и средств означает целенаправленную и согласованную деятельность аппаратов, подразделений и нарядов органов внутренних дел, кото­рая осуществляется в тесном взаимодействии с приданными допол­нительными силами, а также с другими службами и органами.

Значительное влияние на улучшение оперативной обстанов­ки при осуществлении охраны общественного порядка и обеспече­нии общественной и личной безопасности граждан в «горячих точ­ках» оказывает комплексное применение сил и средств подразделе­ний и нарядов милиции, службы противопожарной безопасности, внутренних войск, органов федеральной службы безопасности, за­действованных для проведения специальных операций, а также дру­гих служб и органов.

Обязательным условием реализации мероприятий преду­предительно-профилактической направленности является своевре­менное выявление и устранение обстоятельств и причин, способст­вующих совершению преступлений и других правонарушений, сни­жению возможных негативных последствий.

В чрезвычайных ситуациях, вызванных явлениями природно-биологического свойства (стихийными бедствиями, эпидемиями, крупными пожарами, эпизоотиями), использование этого принципа приобретает первостепенное значение, так как в этих условиях он

­полностью соответствует основным целям и задачам органов внут­ренних дел.

Способность к немедленному перемещению в районы чрез­вычайных ситуаций, развертыванию в оперативные порядки и осу­ществлению мер по обеспечению общественного порядка и безо­пасности, оказанию неотложной помощи пострадавшим, ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий является принципом мобильности и подвижности сил и средств милиции и других служб органов внутренних дел. Мобильность обеспечивается использованием средств передвижения (водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта), а также соответст­вующей подготовкой личного состава.

Принцип активности включает инициативу, интенсивность, быстроту и настойчивость в ходе выполнения мероприятий с целью реализации принятых решений. Этот принцип имеет особое практи­ческое значение в деятельности органов внутренних дел по обеспе­чению общественной безопасности как в обычных, так и в чрезвы­чайных условиях. Его использование гарантирует эффективность действий нарядов и подразделений, направленных на выявление и своевременное пресечение правонарушений, устранение обстоя­тельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. В этом и состоит практическое значение и сущность данного прин­ципа для служб и подразделений органов внутренних дел.

Внезапность действий заключается в неожиданном для пра­вонарушителей применении сил и средств по месту, времени, фор­мам и методам. Практическое использование данного принципа имеет особую значимость для организации службы в условиях чрез­вычайного положения, особенно в районах действий незаконных вооруженных формирований и других преступных групп. Он приме­няется с учетом конкретной обстановки, имеющихся возможностей и возникшей необходимости.

Как тактический принцип адекватность действий означает применение определенных форм, методов, приемов и средств воз­действия на правонарушителей, которые соответствуют содержа­нию, характеру и степени опасности их противоправных действий, с целью обеспечения общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности.

Согласованность и взаимодействие в ходе режимных и опе­ративных мероприятий основаны на регулярном обмене информа-

7* 99

­цией с сотрудниками оперативных и других служб и подразделений органов внутренних дел, а также с определенными ведомствами, уч­реждениями, организациями и службами, к примеру, с органами са­нитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, и

ДР-

Применение указанного принципа в деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, наиболее актуально при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, вызванных явлениями социального характера. К их числу относятся опасные преступления, создающие для сил, задействованных в охране общественного по­рядка и обеспечении общественной безопасности, экстремальные условия.

Маневрирование силами и средствами заключается в орга­низованном и своевременном их сосредоточении в местах, где скла­дывается напряженная ситуация, с целью их обширного использо­вания. Маневр реализуется с учетом сложившейся обстановки высо­кой боеготовностью и мобильностью подразделений и нарядов на наиболее важных участках, перераспределением сил и средств, об­разованием подвижных резервов, наличием бесперебойной провод­ной и радиосвязи. В условиях быстро меняющейся оперативной об­становки, а также при разрешении внезапно возникших задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и другими чрезвычайными ситуациями и происшествиями маневр приобретает особое значение.

В деятельности органов внутренних дел реализация органи­зационных и тактических принципов позволяет обеспечить подраз­деления и личный состав высокой боевой готовностью к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях.

Наши рекомендации