Глава 11. административно-процессуальные производства
Юрисдикционные производства
Как уже было сказано, необходимость в такой процессуальной форме деятельности государственных органов (исполнительных, судебных) возникает при решении административно-правовых споров и применении, когда требуется, мер государственного воздействия за совершенные проступки.
Объектом процесса в таких случаях являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими (но, безусловно, за исключением уголовного), если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти.
Субъект такого вида административного процесса – это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различны, поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников
1 Российская газета. 1997 7 марга.
процесса различно, зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.
Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно-властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях – суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, – они оформляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления («властвующая» сторона) не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.
Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы): граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.
Порядок разрешения дел в сфере исполнительной власти исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к его стадиям).
Принципами административного процесса являются: законность; объективность; равенство сторон перед законом; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; гласность; открытость; экономичность; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.
Сущность административно-юрисдикционного производства можно показать на примере рассмотрения дел об административных правонарушениях (см. схему 16).
Общие нормы, регулирующие этот вид производства, содержатся в КоАП (ст. 199 – 310). Особенности производства по отдельным категориям административных правонарушений предусматриваются рядом специальных норм.
Схема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
Задачи производства по делам об административных правонарушениях состоят, главным образом, в своевременном, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в точном соответствии с законом и обеспечении исполнения вынесенного постановления, а в конечном итоге – в укреплении законности и правопорядка.
Данный вид производства включает в себя определенные стадии. Стадией считается такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов. Укрупненно, к стадиям относятся: обязательная – административное расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; безусловно обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.
В стадии административного расследования совершаются такие процессуальные действия, как собирание и фиксирование (документация) доказательств, оформление протокола о возбуждении дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка, о чем составляется протокол. Согласно КоАП, правом составлять протоколы обладают работники милиции и государственных надзорн-ых органов, инспектора государственных инспекций, общественные контролеры и некоторые другие правомочные лица. Как важную гарантию законности КоАП предусматривает обязательные реквизиты протокола (ст. 235) и случаи, когда он не составляется (ст. 237). Установлены и меры обеспечения производства по делам, в частности административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.
Чтобы обеспечить установление истины по делу, КоАП определяет процедуру его подготовки, порядок и сроки рассмотрения. Дело рассматривается по подведомственности, в присутствии правонарушителя, а в его отсутствие – лишь в случаях, когда он был своевременно извещен и от него не поступило просьбы об отложении дела. Рассмотрев дело, орган (должностное лицо) выносит постановление о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством. Постановление объявляется немедленно, его копия вручает
ся или высылается лицу в течение трех дней. Данное постановление – индивидуальный акт управления и поэтому должно отвечать всем требованиям, к нему предъявляемым.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим. Обжалование осуществляется в административном и судебном порядке в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также путем обращения за защитой в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.
Раздел V КоАП подробно регулирует порядок исполнения постановления о наложении административных взысканий. Его соблюдение также является гарантией защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Исполнение постановления состоит в практической реализации административного взыскания, назначенного нарушителю; оно возлагается на различные органы, указанные в КоАП. Соответствующие производства различаются в зависимости от мер административного взыскания. Например, при исполнении постановления о наложении штрафа могут быть два варианта – добровольный и принудительный. Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение органами внутренних дел.
Примером специальных норм, принятых в дополнение к нормам КоАП, являются нормы, содержащиеся в названном выше Федеральном законе от 8 июля 1999 г., направленном на обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, ап-когольной и спиртосодержащей продукции, защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей. Так, определяя подведомственность дел об административных правонарушениях этой категории, закон установил, что составлять протокол, применять меры обеспечения и совершать иные процессуальные действия вправе уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, налоговых органов, органов налоговой полиции, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Дела рассматриваются руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченными руководителями управлений (департаментов) этих органов, а также руководителями их территориальных органов в субъектах Феде
рации, районах, городах, районах в городах и приравненных к ним административно-территориальных образованиях.
Наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования и сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей).
Федеральным законом подробно урегулированы также другие особенности, характеризующие поводы и основания к возбуждению дела, меры обеспечения производства по этим делам, протокол об административном правонарушении и сроки его составления, административное расследование дела, постановление по делу и сроки наложения административного взыскания, порядок обжалования и исполнения постановления по делу.
Вопросы применения административных взысканий за нарушение таможенных правил очень подробно урегулированы Таможенным кодексом (ст. 289–386, 449-454).
Что касается дисциплинарного производства, производства по жалобам1 и других видов юрисдикционного производства, то каждый из них имеет свои особенности. Они изложены во многих нормативных актах и урегулированы в разной степени.
Процедурные производства
Для решения определенных вопросов в сфере исполнительной власти, учитывая их важность, государством установлены специальные процессуальные правила, реализация которых и составляет понятие того или иного процедурного производства.
К их числу относится прежде всего лицензионно-разрешительное производство.
Лицензионное производство является одной из самых распространенных форм разрешительной системы. Оно урегулировано Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Полномочия по осуществлению лицензионной деятельности предо-'ставляются соответствующим исполнительным органам Правительством, которое утверждает положения о лицензировании различных видов деятельности. Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим
1 Эти вопросы освещены соответственно в ыавах 4 и 12.
органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Законом определены виды деятельности (их более 200), на осуществление которых требуются лицензии, полномочия лицензирующих органов, порядок принятия решения о выдаче лицензии на основании представленных документов, срок действия и приостановления действия лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, формирования и ведения реестров лицензий и т.д. Соблюдение этих организационных процедур призвано обеспечивать реализацию лицензирующими органами своей компетенции, осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Разрешительная система, предусмотренная Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»1, имеет своей целью регламентацию деятельности органов Министерства внутренних дел РФ, государственных органов, государственных и негосударственных организаций, а также граждан, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка и безопасности. Разрешительная система в этой сфере представляет собой совокупность правил, регулирующих организацию деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе МВД, атакже по контролю за осуществлением этих видовдеятель-ности, производств, работ (услуг). На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия.
Разрешительная система распространяется и на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.
Регистрационное производство включает в себя прежде всего действия органов Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по государственной регистрации актов органов исполнительной власти, уставов общественных и религиозных организаций, регистрации юридических лиц и прав на недвижимость. При Министерстве юстиции РФ имеется Государственная регистрационная палата, которая передана в его ведение из Министерства экономики РФ в соответствии с постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.- Органами внутренних дел и местной администрацией осуществляется регистра
1 СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 56SI.
2 СЗ РФ. 1998. № Л7 С г. 4616.
ционнуй учет граждан в соответствии с Правилами регистрации и снятия гражан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 17 июля 1995 г.1
Особо важную роль в обеспечении эффективной деятельности государственного аппарата играет производство по подготовке правовых актов управления.
Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство3 предусматривает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия.
Подготовка акта исполнительной власти обычно производится самим органом, в компетенцию которого входит его издание, или, по его поручению, одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями, должностными лицами. Проекты актов управления могут разрабатываться группами специалистов, могут создаваться экспертные группы по различным вопросам, в том числе относительно стоимости предусмотренных мероприятий. Согласование проекта осуществляется заинтересованными органами, все нормативные акты должны быть согласованы с юридической службой.
Распоряжением Президента от 5 февраля 1993 г/ был установлен порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента. Определено, что указами оформляются решения Президента, имеющие нормативный характер, а также о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий, помиловании.
Решения Президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента принимаются в форме распоряжений, которые не должны содержать предписаний, имеющих нормативный характер.
Распоряжением Президента от 3 августа 1996 г.4 установлено, что проект указа или распоряжения Президента после прохождения необходимых согласований в Правительстве и Администрации Президента направляется на юридическую экспертизу в Пчавное государственно
1 СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2939.
- САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 598; № 41. Ст. 3919; СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2257, 2259-№ 33. Ст. 3982; 1998. № 27. Ст. 3176.
3 САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 598.
4 СЗ РФ. 1996. J\s 33. Ст. 3982.
правовое управление Президента, а затем в Канцелярию Президента для согласования с соответствующими его помощниками. Решение о готовности проекта к представлению Президенту либо о доработке документа'принимает Руководитель Администрации Президента.
Акты Правительства, имеющие нормативный характер, согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства. Проекты постановлений Правительства после их согласования с заинтересованными органами и организациями до внесения в Правительство подлежат согласованию с Министерством юстиции.
Правовой акт приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования. Порядок опубликования и вступления в силу актов исполнительной власти имеет большое значение: каждый гражданин (а должностные лица тем более) должен иметь возможность ознакомиться со всеми необходимыми ему нормативными актами. Указом Президента от 5 декабря 1991 г.' на Министерство юстиции была возложена государстве иная регистрация нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия и содержащихся в них сведений.
Акты Президента и Правительства подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после их подписания. Не публикуются акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Что касается вступления в силу, то акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты ~- со дня их подписания.
Ведомости РСФСР. 1491. № 50. Ст. 1790.
Правительство 13 августа 1997 г. утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации1. 14 августа 1999 г. Министром юстиции РФ издан приказ об утверждении Разъяснений о применении этих Правил2. Правилами, в частности, определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и гарантии их осуществления, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Они подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их регистрации. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при решении споров.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, также должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента осуществляет Главное государственно-правовое управление Президента, актов Правительства – Аппарат Правительства, а нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – Министерство юстиции РФ.
В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, а также акта, содержащего правовые нормы, не прошедших государственную
1 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
2 Российская газета. 1999. 3 авг.
регистрацию, Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента, постановлениям и распоряжениям Правительства Министерство юстиции представляет в Правительство предложение об отмене такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
***********************************