Политика экономического и социального сплочения
Строго говоря, такая политика на начальных этапах развития ЕЭС отсутствовала. Она не была «прописана» в Римском договоре 1957 г. О ней заговорили позднее, когда Сообщество разрослось и разрыв между богатыми и бедными государствами-членами, а также между богатыми и бедными регионами внутри этих государств стал очевидной проблемой.
В «шестерке» стран, создавших сообщества, только Италия нуждалась в серьезной помощи извне для подъема своего отстававшего юга. Но с вступлением в сообщества Ирландии, Греции, Португалии и Испании о важности и актуальности политики выравнивания заговорили и в этих странах, и в Брюсселе. Слишком разными были стартовые условия, что, естественно, не могло не отражаться на ходе общего интеграционного процесса.
Проблемы выравнивания порой сводились к отношениям северных и южных стран, входящих в сообщества. И это объясняется чисто географическим совпадением. В принципе деление стран на богатые и бедные в рамках сообществ совпадает с разделением их пространства на север и юг. Единственное исключение составляет далеко не преуспевающая Ирландия, которая находится на севере, но по экономическим показателям стоит намного ближе к бедным странам юга. Не случайно ее в шутку называют почетным «южным» государством в составе сообществ.
С выдвижением программы создания единого рынка политика экономического и социального сплочения стала еще более актуальной. В 1988 г. она была официально завялена среди шести важнейших пунктов программы деятельности Комиссии. Значение этой политики подчеркивалось в Едином европейском акте: «С целью стимулировать свое гармоничное развитие в целом Сообщество продолжает расширять деятельность, направленную на укрепление своего социального и экономического сплочения. Сообщество особенно стремится сократить разрыв между различными регионами и отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях» (ст. 130 «а»). Достижению провозглашенных целей подчинялась деятельность Структурных фондов (секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития), а также деятельность Европейского инвестиционного банка и других финансовых институтов. Особенно важное место в этой системе было отведено Европейскому фонду регионального развития, который был прямо предназначен «вносить вклад в устранение основных региональных диспропорций в Сообществе путем участия в развитии или структурной перестройке регионов, отстающих в развитии, и в конверсии индустриальных районов, находящихся в упадке» (ст. 130 «с»).
В дальнейшем отношение стран, входящих в Сообщество, к политике сплочения определялось во многом тем, к какой группе – доноров или получателей – они принадлежали. Позицию получателей чаще всего представляла и защищала Испания, а мнение остальных – Германия. В ходе подготовки Маастрихтского договора в центре дискуссии оказался вопрос о создании еще одного фонда – фонда сплочения. «Бедная четверка» связывала свое согласие на создание Экономического и валютного союза с учреждением этого фонда и добилась того, что в тексте Договора было сказано о его учреждении до конца 1993 г. Задачей фонда стало финансирование экологических и инфраструктурных проектов в бедных странах.
Региональная политика
Важное место в деятельности ЕЭС было суждено занять региональной политике. На первый взгляд это может показаться по меньшей мере спорной точкой зрения. Элементарные представления об условиях, определяющих функционирование рыночной экономики, плохо согласуются с предоставлением льгот и преимуществ. Однако более внимательное изучение проблемы диктует иной подход. Если на территории, охватываемой общим рынком, окажутся регионы с разным уровнем экономического и социального развития, то интеграция может привести не к сглаживанию, а к обострению различий, особенно в том, что касается материального благополучия. И это не теоретические рассуждения, а объективная реальность. Не замечать остроту ситуации было бы опасно для судеб интеграции. Поэтому уже в преамбуле Договора о ЕЭС его учредители заявили о необходимости обеспечения гармонического развития своей экономики путем сокращения различий, существующих между отдельными регионами, преодоления отсталости менее развитых регионов.
Региональная политика за годы существования ЕЭС претерпела существенные изменения. На фоне общего развития Сообщества как целостного организма предпринимались весьма действенные меры по выравниванию регионов. Создавались льготные условия для движения капиталов в отсталые регионы, их предприятия получали специальные займы и кредиты. Особо следует отметить создание Европейского регионального фонда. Решение об этом было принято в 1974 г., а в следующем году Фонд начал финансирование регионального развития.
Еще в начале 90-х годов Комиссия подготовила доклад «Европа 2000 – Перспектива развития территории Сообщества». Это были своего рода ориентиры планового развития, имевшие непосредственное отношение к деятельности как институтов сообществ, так и правительств государств-членов. Региональные проблемы в документах анализировались весьма обстоятельно: не только в экономическом и социальном, но и в демографическом, национальном и других аспектах. Одновременно разрабатывались меры по более эффективному использованию существующих структурных фондов.
Социальная политика
Договор о ЕЭС с самого начала рассматривался как путь к обеспечению не только экономического, но и социального прогресса, непрерывного улучшения условий жизни народов, объединившихся в Сообщество. В этом смысле все направления его деятельности преследуют социальные цели. Вместе с тем как в Договоре, так и в практической деятельности ЕЭС была выделена как особая область действий социальная политика.
Социальная политика сообществ многообразна. В самом общем виде ее суть выражена в Договоре о ЕЭС следующим образом: государства-члены согласны в том, что необходимо улучшать условия труда и жизни трудящихся, с тем чтобы создать возможность их гармонизации в ходе таких улучшений. Далее государства-члены отметили, что такая эволюция явится результатом функционирования не только общего рынка, который будет благоприятствовать гармонизации социальных систем, но и предусмотренных в Договоре процедур, а также сближения законодательных положений, предписаний и административных действий (ст. 117).
Социальная политика сообществ охватывает самый широкий круг мер.
Государства-члены приняли на себя обязательство тесно сотрудничать в социальной области, особенно в вопросах, относящихся к:
занятости;
трудовому законодательству и условиям труда;
профессиональному обучению и повышению квалификации;
социальному обеспечению;
предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
гигиене труда;
праву на создание профессиональных объединений и на коллективные договоры между предпринимателями и трудящимися (ст. 118).
В качестве важнейшего принципа в Договоре выделяется равная оплата труда мужчин и женщин за равную работу. Равная оплата без дискриминации по признакам пола означала, что оплата за равный сдельный труд рассчитывается на базе одной и той же единицы измерения и что при повременной оплате труда устанавливается то же самое вознаграждение за ту же самую работу.