Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий по ФЗ от 14.11.02 «О гос и муницип унитарных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий м.б. созданы только гос и муницип предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муницип образованию. В РФ создаются и действуют след виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хоз ведения, - федеральное гос предприятие и гос предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие. Правоспособность унитарного предприятия: 1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. 2. Унитарное предприятие считается созданным как юр лицо со дня внесения соответствующей записи в единый гос реестр юр лиц. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Гос или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением гос или муниципального предприятия.3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется ФЗ, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Под предприятием понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущественный комплекс унитарных предприятий всегда составляет федеральную собственность, собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность, и они находятся в ведении и непосредственном подчинении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальных органов исполнительной власти соответственно, которые и утверждают их уставы. Административно-правовой статус всех видов предприятий включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти. Управление федеральными государственными (казенными) предприятиями осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия. Он назначается на должность и освобождается от должности уполномоченным Правительством РФ органом, подотчетен назначившему его органу и несет персональную ответственность за все свои действия и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
26.Административно- правовой статус гос(муницип)учреждений.
Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а различные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздоровительной, культурно-зрелищной и т.д.), во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий: создания предприятия или учреждения; государственной регистрации предприятия или учреждения; получении лицензии на занятие определенными видами деятельности; определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию; ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п. Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на три основные группы: 1) нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности;2) нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений;3) нормы, которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям. Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений и т. п. Особенность норм второй группы в том, что они устанавливают права и обязанности государственных предприятий и организаций, собственником которых является государство. В полномочия государственных органов входит создание таких предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, управление организацией, реорганизация и ликвидация. Должностные лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия государственно-властного характера. Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели.