Правительство РФ: состав, структура, компетенция

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий исполнительную власть в стране и возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовая основа деятельности Правительства РФ – КРФ, ФКЗ, ФЗ и нормативные указы Президента РФ.

Деятельность Правительства РФ направлена на осуществление в пределах своих полномочий: организации исполнения КРФ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ; контроля за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ; принятие мер по устранению нарушений законодательства.

Правительство РФ – коллегиальный орган (Председатель, заместитель Председателя, федеральные министры).

Председатель Правительства РФ назначается президентом РФ с согласия ГД (освобождение от должности осуществляется Президентом РФ (по собственной инициативе, по заявлению об отставке, в случае невозможности исполнения им своих полномочий) – влечет отставку Правительства в целом).

Заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство:

1) осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств (подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач);

2) утверждает положения об этих органах;

3) устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, их заместителей;

4) утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

5) вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Полномочия Правительства РФ:

1) общие (организация реализации внутренней и внешней политики страны; регулирование в социально-экономической сфере; формирование федеральных целевых программ, обеспечение их реализации; реализация права законодательной инициативы);

2) в сфере экономики (регулирование экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности; прогноз социально-экономического развития РФ; осуществление управления федеральной собственностью; общее руководство таможенным делом; меры по защите интересов отечественного производителя);

3) в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает проведение единой политики в данной сфере; разрабатывает и представляет в ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и регулирует налоговую политику; обеспечивает совершенствование банковской системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен);

4) в социальной сфере (обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

5) в сфере образования, науки, культуры (разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной политики в данной области);

6) в сфере природопользования и охраны окружающей среды (организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, ликвидации их последствий);

7) в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с общественно опасными явлениями);

8) в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности (осуществляет необходимые меры; организует оснащение Вооруженных Сил; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной);

9) в сфере внешней политики и международных отношений (обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; осуществляет государственное регулирование и государственный контроль внешнеэкономической деятельности).

Правовые акты Правительства РФ (постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по текущим вопросам, не имеющие нормативного характера) – через них Правительство реализует свои полномочия).

Постановления подлежат опубликованию не позднее 15 дней (затрагивающие права и свободы вступают в силу не ранее дня официального опубликования, иные – со дня подписания). Распоряжения вступают в силу со дня подписания.

Правовые акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Правительство вправе принимать акты, не имеющие правового характера (обращения, заявления).

Организация работы Правительства РФ.

Председатель Правительства (возглавляет Правительство; определяет основные направления его деятельности; организует его работу; представляет Правительство в РФ и за ее пределами; ведет заседания Правительства; подписывает его акты) (информирует Президента РФ о работе Правительства; представляет ему предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; о назначении и освобождении от должности членов Правительства).

Федеральные министры (как члены Правительства наделены полномочиями, установленными законодательством и указами Президента РФ).

Основная организационная форма деятельности Правительства – заседания (проводятся не реже 1 раза в месяц) (вправе участвовать – руководители Генеральной прокуратуры, ЦБ, Президент Академии наук, иные лица). Отдельные вопросы рассматриваются на закрытых заседаниях. Заседания проводятся в соответствии с Регламентом правительства. Определены вопросы, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства.

Аппарат Правительства (обеспечивает деятельность Правительства и организует контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений) (состоит из департаментов и секретариатов).

Постановления и распоряжения Правительства, противоречащие КРФ, ФЗ, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ (ч.3 ст.92 КРФ).

Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство может подать в отставку (принимается или отклоняется Президентом РФ), Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства.

Председатель Правительства вправе поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству.

Правительство и законодательный процесс: (участвует в законодательной деятельности – вносит законопроекты и поправки к законопроектам; дает письменные заключения на законопроекты (налоги, государственные займы)).

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат ФС (по приглашению обязаны присутствовать и отвечать на вопросы).

Комитеты и комиссии палат ФС вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства, руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения действует единая система исполнительной власти РФ.

Правительство (координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов; осуществляет контроль за их деятельностью; обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав исполнительных органов субъектов РФ, способствует их взаимодействию, разрешает споры и разногласия между ними).

Наши рекомендации