Граждане как субъекты АдП. Правоограничения граждан

Гражданин как субъект АдП – участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в НПА конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют правовой статус.

АдПС гражданина включает 4 элемента (представляет собой их единство):

1) правовой статус личности, человека как субъекта АдП (закреплен в ст.2 КРФ Человек, его права и свободы – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита – обязанность государства (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на свободное передвижение) (обязанности, установленные КРФ – платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду) (в исключительных случаях КРФ допускает возможность ограничения ФЗ прав личности – эти нормы носят административно-правовой характер (право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основании Закона РФ «О милиции» при наличии соответствующих оснований, предусмотренных АдПН);

2) статус гражданина РФ (вытекает из факта гражданства) (как субъект АдП каждый гражданин РФ имеет свой гражданский правовой статус) гражданин РФ приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства:

а) нормы АдПН, определяющие АдПС гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности (нормы об участии в управлении делами государства, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обязанность нести воинскую службу);

б) нормы, определяющие АдПС гражданина в хозяйственно-трудовой деятельности (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на свободный труд, право частной собственности);

в) нормы, определяющие АдПС гражданина в личной и семейной сфере, не затрагивающей интересы общества (право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, на изменение фамилии);

3) социальный элемент (необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой деятельностью) (правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера);

4) особый статус (включает права и обязанности, приобретаемые гражданами по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих потребностей) (любители-охотники, любители-водители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры).

Содержание административной правосубъектности определяет АдПС гражданина.

Административная правосубъектность включает:

1) административную правоспособность (гражданин, чтобы стать участником АдПО, должен обладать реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные АдПН) (возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью; не может быть отчуждена или передана другому лицу; может частично или временно ограничиваться в случаях, предусмотренных законодательством (временное лишение гражданина права управления транспортным средством за нарушение ПДД);

2) административную дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере государственного управления) (частично наступает с 14 лет (получение паспорта), 16 лет (возможность привлечение к административной ответственности), с 18 лет – полная).

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления:

1) права и обязанности граждан, необходимые для участия в управлении делами государства (непосредственно, через представителей, посредством равного доступа к государственной службе) (их реализация требует активного волеизъявления самих граждан как субъектов АдП);

2) права и обязанности граждан, для реализации которых необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления (поведение собраний, митингов, демонстраций);

3) права и обязанности граждан, связанные с их участием в деятельности органов исполнительной власти (члены научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных комиссий).

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством и международными договорами. Основные акты, определяющие положение иностранных граждан и лиц без гражданства: КРФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», правительственные акты.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных ФЗ и международным договором РФ).

Все иностранные граждане во время пребывания в РФ вступают в АдПО с органами исполнительной власти в различных сферах. Государство определяет права и обязанности иностранных граждан, обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий (юридические гарантии содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав). Органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан (выявление правонарушений, предупреждение, пресечение противоправных действий).

Особенности АдПС иностранных граждан (ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством):

1) не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ, референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме);

2) временно проживающие в РФ не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ (на территории которого ему разрешено временное проживание) или избирать место проживания вне пределов субъекта РФ;

3) не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, заниматься деятельностью, допуск иностранных граждан к которой ограничен ФЗ (могут приниматься на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского состава);

4) за нарушение законодательства (иммиграционных правил) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются меры административного принуждения – депортация (мера пресечения – применяется органами внутренних дел и миграционной службы), административное выдворение за пределы РФ (мера административного наказания – назначается судом). Данные меры осуществляются в контролируемом добровольном или принудительном порядке;

5) законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушение предоставленных им прав и обязанностей (иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом (в этом случае вопрос решается дипломатическим путем));

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и КоАП относят к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию (нарушение режима государственной границы; нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства; уклонение от выезда по истечении срока пребывания; несоблюдение порядка регистрации или передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны) – меры административного наказания (предупреждение, штраф) (назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке (задержание допускается на срок не более 48 часов, более длительный срок – только по решению суда).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании КРФ (ст.63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Организация кредитного дела

Одним из основных сегментов экономики является банковская система (банки обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги населению, осуществляют доступ к платежным системам; некоторые банки создаются в целях предоставления кредитов и поддержания ликвидности компаний в сложных рыночных условиях).

Кредитование – вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты (банковская система включает ЦБ РФ, кредитные организации).

Сохранность вкладов населения (ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ»; цели закона – установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления указанных выплат и укрепления доверия к банковской системе).

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их банкротами установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Отношения между кредитной организацией и государством (кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).

Основные направления государственной денежно-кредитной политики – укрепления рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики (особенно банков) к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин самостоятельно принимает НПА, касающиеся исполнения бюджета, уплаты таможенных платежей, налогов, информации и ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования.

На Минфин возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время его можно тратить на выплату внешнего долга или на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Центральный банк РФ (Банк России) – орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования и банковского надзора (единая централизованная система с вертикальной структурой управления) (свои функции и полномочия он осуществляет независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления).

Цели деятельности Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят взаимные консультации.

Банк России консультирует Минфин по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействий на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России издает нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Билет № 31

Наши рекомендации