Глава 40. управление национальной безопасностью

Глава 41. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ УКРАИНЫ

40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью

Украина создает основы своей национальной безопасности и обороны, исходя из собственных национальных интересов. Как раз поэтому Конституция Украины в ст. 17 причисляет к самым важным задачам государства обеспечение национальной безопасности и обороны — это дело всего украинского народа.

Под национальной безопасностью понимается состояние страны, благодаря которому система государственно-правовых и общественных гарантий обеспечивает реализацию суверенитета, конституционного порядка и территориальной целостности государства, всестороннее развитие и защиту интересов всего населения страны от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Национальная безопасность является сложным многоаспектным понятием и включает такие виды безопасности: политическую, экономическую, военную, государственную, информационную, научно-технологическую, экономическую, эпидемическую, финансовую, пожарную, продовольственную, безопасность культурного развития нации.

К объектам национальной безопасности относятся национальные интересы, национальные ценности, структурные элементы системы национальной безопасности, их свойства и отношения, которые защищаются от угроз. Исходя из этого, выделяются три уровня основных объектов безопасности:

— гражданина (человека) — его права и свободы;

— общества — его духовные и материальные ценности;

— государства — его суверенитет, конституционный порядок, территориальную целостность и неприкосновенность границ.

К субъектам национальной безопасности надо отнести носителей свойств, обеспечивающих защиту объектов безопасности.

Основным субъектом национальной безопасности является государство, которое, согласно с Конституцией Украины (ст. 3, 27, 28, 29), обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина, их жизнь, здоровье, честь, достоинство, личную неприкосновенность на территории Украины, а также своим гражданам и за ее границами.

Государство выполняет свои функции в сфере национальной безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждан. Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий основных субъектов системы национальной безопасности.

Украинский народ — граждане Украины всех национальностей на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение национальных интересов Украины, способов их защиты, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям и процессам в различных сферах жизнедеятельности страны.

Верховная Рада Украины в границах своих полномочий, определенных в ст. 92 Конституции Украины, осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц относительно осуществления ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности.

Президент Украины, согласно ст. 103 Конституции Украины, как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Украины и Председатель Советанациональной безопасности и обороны Украины обеспечивает главное руководство в сфере национальной безопасности и обороны Украины.

Совет национальной безопасности и обороны Украины1 согласно ст. 107 Конституции Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, координирует и контролирует деятельность органов государственной власти в сферах национальной безопасности и обороны.

В соответствии со ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины, как вышестоящий орган исполнительной власти, принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, общественного порядка и борьбы с преступностью.

Важная роль отводится министерствам и иным центральным органам исполнительной власти, которые в границах своих полномочий, имеющихся средств бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечивают реализацию законов Украины, указов Президента Украины и иных правовых актов. В сфере национальной безопасности обеспечивают создание, поддержку в готовности и применение сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также управление их деятельностью.

Конституционный Суд Украины — решает вопрос о соответствии законов и иных правовых актов в сфере национальной безопасности и дает официальное их толкование.

Суды общей юрисдикции — осуществляют правосудие в сфере обеспечения национальной безопасности Украины, а прокуратура Украины осуществляет свои полномочия в сфере национальной безопасности.

Национальный банк Украины разрабатывает и осуществляет эмиссио'нно-кредитную политику в интересах национальной безопасности Украины.

Согласно ст. 17 Конституции Украины важная роль в осуществлении национальной безопасности принадлежит военным организациям государства, к которым относятся: Вооруженные Силы Украины; Служба безопасности Украины; Внутренние войска; Погранвойска; органы и подразделения Министерства внутренних дел Украины; военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в деле защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы — которые в границах своих полномочий обеспечивают оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальную целостность и неприкосновенность ее границ, противодействуют внешним и внутренним угрозам военного характера, борются с организованной преступностью, обеспечивают защиту населения в случае катастроф, стихийных бедствий, опасных социальных конфликтов и иных катаклизмов, которые могут возникать.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

— законность;

— приоритет прав человека;

— верховенство права;

— адекватность мероприятий защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам;

— демократический гражданский контроль за всеми структурами в сфере обеспечения национальной безопасности;

— соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

— четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти.

Нарушение одного из этих принципов может привести к серьезной угрозе национальной безопасности, демократии, соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности.

В первые дни существования Украины как самостоятельного государства в принятой Декларации о государственном суверенитете Украины1 четко выражены жизненно важные интересы нашей страны, то есть национальные интересы, которые отображают фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в достойных условиях жизнедеятельности, а также цивилизованные пути их создания и способы их удовлетворения.

Среди них на современном этапе приоритетными национальными интересами являются:

— создание гражданского общества, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развитие демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека;

— достижение национального согласия, политической и социальной стабильности, гарантирование прав украинской нации и национальных меньшинств Украины;

— обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;

— создание самодостаточной социально ориентированной рыночной экономики;

— обеспечение экологически и технологически безопасных условий жизнедеятельности общества;

— сохранение и повышение научно-технического потенциала;

— укрепление генофонда Украинского народа, его физического и морального здоровья и интеллектуального потенциала;

развитие украинской нации, исторического сознания и национального достоинства украинцев;

— развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности граждан всех национальностей, которые составляют Украинский народ;

— налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, интегрирование в европейское и мировое сообщество.

К угрозе национальной безопасности Украины надо отнести совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В зависимости от угроз национальной безопасности Украины их можно классифицировать:

в политической сфере:

— посягательство на конституционный порядок и государственный суверенитет Украины;

— вмешательство во внутренние дела Украины со стороны иных государств;

— наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и у определенных политических сил в Украине;

— массовые нарушения прав граждан в Украине и за ее границами;

— обострение межэтнических и межконфессиональных отношений;

— нарушение принципа разделения власти, в экономической сфере:

— неэффективность системы государственного регулирования экономических отношений;

— наличие структурных диспропорций, монополизма производителей, препятствий становлению рыночных отношений;

— нерешенность проблем ресурсной, финансовой и технологической зависимости национальной экономики от иных стран и пр.

в социальной сфере:

— низкий уровень жизни и социальной защищенности значительных слоев населения, наличие большого количества граждан трудоспособного возраста, не занятых общественно полезной деятельностью;

— общественно-политическое противостояние отдельных социальных слоев населения и регионов Украины и пр.

в военной сфере:

— посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность;

— наращивание вблизи границ Украины группировок войск и вооружений, нарушающих сложившееся соотношение сил;

— военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних странах;

— возможность применения ядерного оружия и иных видов оружия массового уничтожения против Украины и пр.

в экологической сфере:

— значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, отрицательные экологические последствия Чернобыльской катастрофы;

— неэффективное использование природных ресурсов, широкомасштабное применение экологически вредных и несовершенных технологий и пр.

в научно-технологической сфере:

— неопределенность государственной научно-технической политики;

— отток интеллектуального и научного потенциала за границы Украины;

— научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;

— снижение уровня подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров;

в информационной сфере:

— не уравновешенность государственной политики и отсутствие необходимой инфраструктуры в информационной сфере;

— медленность вхождения Украины в мировое информационное пространство, отсутствие у международного сообщества объективного представления об Украине;

— информационная экспансия со стороны иных государств и пр.

Наши рекомендации