ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
Понятие и правовое положение органов исполнительной власти |
Понятие |
Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. |
Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти |
- правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
- формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
- подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
- не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
- деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
- образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.
|
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
Понятие и правовое положение органов исполнительной власти |
Понятие |
Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. |
Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти |
- правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
- формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
- подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
- не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
- деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
- образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.
|
Наши рекомендации