Подтема. правовой статус государственных служащих.

Тезис:

В соответствии с Законом «О государственной службе» государственными служащими признаются граждане Республики Казахстан, занимающие в установленном законом порядке оплачиваемую из республиканского бюджета или местных бюджетов либо из средств Национального банка РК должность в государственном органе и осуществляющие должностные полномочия в целях реализации задач и функции государства.

Государственными служащими не являются лица осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственных органов. Перечень таких должностей утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 19999 года.

Государственные служащие, как уже отмечалось выше подразделяются на административных и политических. Соответственно статус этих служащих зависит от принадлежности к этим группам.

Под правовым статусом понимается круг прав и обязанностей государственных служащих регулируемых законодательством.

Права государственных служащих.Они пользуются теми же правами, что иостальные граждане РК. Однако статус государственного представителя, должностного лица требует определенных ограничений и обязанностей. В целях чистоты и авторитета кадров законодательством предусмотрены ограничения с которыми служащие должны быть ознакомлены и дать подписку о соблюдении. В случае отказа от их соблюдения или их нарушения служащие либо не принимаются на госслужбу, либо увольняются с таковой.

К ограничениям относятся:

1. Им запрещено быть депутатами представительных органов власти и членами местного самоуправления.

2. Запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой.

3. запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от организационно-правовой формы, если участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством РК.

4. бать представителем третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит по службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном.

5.использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию

6.участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки.

7. в связи с исполнением служебных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

Права государственных служащих можно разделить на общие (ими обладают все государственные служащие несмотря на категорию и должность) и должностные, которые регулируются должностными инструкциями и зависят непосредственно от занимаемой должности.

К общим правам относятся:

1. участвовать в пределах своих полномочии в рассмотрении вопросов и принятии по ним решении, требовать их исполнения.

2. получать необходимую информацию и документы для реализации своих полномочии в установленном законом порядке.

3. посещать в установленном порядке организации для исполнения своих полномочии.

4. требовать от руководителей точного исполнения задач и объема служебных полномочии.

5. на уважение личного достоинства, уважительное и справедливое отношение к себе как со стороны руководства, коллег, так и со стороны граждан.

6. на стимулирование и оплату труда в зависимости от занимаемой должности.

7. на переподготовку и повышение квалификации за счет государственных средств.

8.на карьеру.

9.требовать служебного расследования при наличии безосновательных по мнению служащего обвинениях.

10.на охрану труда, отдых безопасные и необходимые для высокопроизводительной деятельности условия труда.

11.на социальную и правовую защиту.

Обязанности государственных служащих. Они также разделяются на общие и должностные. Основной обязанностью любого государственного служащего является соблюдение Конституции и законодательства РК, из которой вытекают остальные обязанности.

В соответствии со ст. 9 Закона госслужащие обязаны:

1. принести присягу госслужащего в порядке утвержденном Президентом РК.

2. обеспечить соблюдение прав и свобод граждан т юридических лиц, рассматривать обращения граждан в установленном порядке и сроки.

3. осуществлять свои полномочия в пределах предоставленных прав и обязанностей.

4.соблюдать государственную и трудовую дисциплину.

5. соблюдать этику государственного служащего.

6. соблюдать ограничения связанные с государственной службой.

7. выполнять приказы и распоряжения вышестоящих государственных органов и должностных лиц.

8. сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну.

9. обеспечивать сохранность государственной собственности.

10.повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.

Ответственность государственных служащих регулируется соответственно Уголовным Кодексом, КоАП РК и Правилами наложения дисциплинарных взыскании на административных и политических государственных служащих.

В зависимости от совершенных правонарушении госслужащие привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Ответственность возникает при совершении противоправных действии связанных с выполнением должностных полномочии, в противном случае лицо привлекается как обычный гражданин.

Особое значение играет борьба с коррупцией, то есть не предусмотренное законом принятие лично или посредников имущественных благ и преимуществ, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Основные положения борьбы с коррупцией регулируется соответствующим Законом от 2 июля 1998 года.

Одним из видов ответственности применяемой за коррупционные правонарушения является дисциплинарная. Предусмотрены отдельные процедуры привлечения в отношении политических и в отношении административных служащих.

Основанием является совершение дисциплинарного правонарушения, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение коррупционных полномочии, правил служебной этики, государственной и трудовой дисциплины.

Политические служащие привлекаются к ответственности вышестоящими должностными лицами или госорганами, имеющими на то право. На них могут быть наложены: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; отказ в наделении соответствующими полномочиями; освобождение от выполнения государственных функции; понижение в должности и увольнение с занимаемой должности.

Административные государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности руководителями государственного органа самостоятельно или на основании рекомендации дисциплинарной комиссии. Дисциплинарные деяния делятся на незначительные, значительные и серьезные. При несогласии служащий вправе требовать служебного расследования, то есть процедуры связанной со сбором и проверкой материалов и сведении о проступке служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств совершения дисциплинарного правонарушения.

И в том и в другом случае дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения правонарушения и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. Снимается по истечении 6 месяцев, со дня наложения взыскания.

Наши рекомендации