Теоретик: Локк, руссо, токвиль, мэдисон, джеферсон

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия. В прямой демократии народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.

Основные принципы демократии:

1) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека.

2) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом.

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения — предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права.

4) разделение властей — означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной,

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве — этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными профаммами и уставами, действующими в рамках

Теоретические модели демократии

В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего.

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Либеральная концепция демократииоснована на парадигме автономности личности и ее первичности по отношению к народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудноосуществимой для низшего класса общества.

Современные трактовки демократии могут быть сведены к двум интерпретациям ее сути. Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман определили эти подходы как процедурный и субстанциональный.

Процедурный подходисходит из того, что демократия - это форма правления, и акцентирует внимание на процедурах, которые позволяют народу проявить свою волю (выборы, митинги, собрания общественности). Эти процедуры указывают на то, кто участвует в принятии важнейших решений, как учитывается каждый голос и сколько голосов необходимо для достижения решения.

Субстанциональный подход фокусирует внимание на том, что делает избранная власть, видя сущность демократического правления в государственной политике в сфере обеспечения свобод и прав личности. Сторонники этого подхода указывают на существенный недостаток первой теории - правительство обязано делать то, что требует большинство. Но возникает вопрос: как обеспечить права меньшинств (религиозных, этнических и др.)? Согласно субстанциональной модели, основным критерием демократии является политика правительства, которая гарантирует свободы (свободу вероисповедания, свободу выражать собственное мнение) и права граждан, в том числе право на отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.

Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии. Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.

43. Политическое развитие: понятие, сущность, критерии развитияПроблемы политического развития разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название “социология развития”. Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. “Социология развития” выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность.

Политическое развитие отличается от экономического, социального и других общественных процессов многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политичес-К0го развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.
Политическое развитие - это возрастание способности системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.
Принципиально важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л. Пай в работе “Понятие политического развития” выделил три критерия: структурная дифференциация, “способности” системы и тенденция к равноправию.

Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов.

Вторым критерием политического развития выступает возрастание способности системы к инновациям, к мобилизации и выживанию.
Способность к инновации - это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.
Способность к мобилизации это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает:
- преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику;
- разработка и распространение проекта коллективных действий;
- наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия;
- накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.);
- авторитет политических лидеров.

Третий параметр (критерий) политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она в свою очередь характеризуется:
1) участием народа в политической деятельности.
2) универсальным характером законов, которые становятся общими, обезличенными, применимыми ко всем без всяких различий и привилегий;
3) “рекрутированием” на государственные посты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.

44.Кризис политического участия, способы и пути его преодоления. Абсентеизм

Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Конкретных теоретиков нет, но если спросит: М. Вайнер, «Политическое участие: кризис политического процесса» , Г. Моска

Кризис полит.участия (КПУ) характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную полит. жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, Считается, что кризисы политического участия возникают в тех случа­ях, когда правящая элита считает нелегитимными требования и поведение отдельных новых социальных групп, стремящихся к активному включению в политический процесс.

Чаще всего КПУ усугубляется слабой развитостью системы представительства соц. интересов, несоответствием полит.структур и институтов запросам населения а также нерешительностью властей в пресечении деятельности полит. радикалов и террористов.

А)Полит. отчуждение – (один из кризисов КПУ) разрываются связи с полит. сферой => частный интерес:1) утрачивается единство аспектов чел. существования; 2) в связи с разделением на частный интерес и общий появляется конкуренция; 4)дезинтеграция соц. связей, индивид замыкается. Отчуждение => импульс к мятежу.

Б)Растворение личности в пол-ке – в этом случае потеря власти сравнима со смертью, т.к. доминируют зависимость от проф. обязанностей и подчинение пол-ке.

Чтобы преодолеть КПУ, правящий режим должен стараться не форсировать преобразования, вызывающие взрывные реакции больших групп населения, придерживаться принципов равенства полит.участия различных групп населения и в то же время стараться не доводить соц. или идеологические разногласия граждан до полит.форм их разрешения. Власти обязаны строго следовать предложенным ими правилам полит.игры, создавать прецеденты правового выхода из ситуаций, связанных с их нарушением, всемерно поддерживать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и гос-во.

Разрешение кризиса участия предполагает взаимодействие всех политических значимых сил, и в первую очередь взаимодействие власти и общества. Диалог власти и общества обеспечивается наличием разветвленной системы политической коммуникации, через каналы которой граждане получают возможность участвовать в политической жизни.

Абсентеизм политический (лат. absentia — отсутствие) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

45.Политические доктрины социал-демократии (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Лассаль, Э.Бернштейн, К.Каутский)Маркса и Энгельса не нашла

Фердинанд Лассаль(Брошюры «О сущности конституции» и «Программа работников»)

Выступая против буржуазной идеи, ограничивающей цель и назначение государства только охраной личной свободы и собственности, Лассаль утверждает, что «истинной целью и назначением государства является до 90-х годов идеи программы Лассаля составляли основную часть программы социал-демократии.

Политические идеи Лассаля, вместе с его знаменитым положением о всеобщем избирательном праве, как универсальном политическом средстве освобождения работников от произвола системы, глубоко интегрированы в идейно-политические основы современной социал-демократии и социально-экономическую, политическую жизнь современных демократических обществ.

Карл Каутский— один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и II Интернационала. В домарксистский период Каутский находился под влиянием дарвинизма, лассальянства, неомальтузианства и анархизма. Каутский всегда стремился увязать теорию марксизма с практическими задачами социал-демократической партии.способствование осознанию революционными массами исторической необходимости и пассивному следованию непреодолимым законам истории должно стать основным принципом политической деятельности социал-демократии. Этим принципом Каутский руководствовался при решении всех важнейших политических проблем.Путь к политической власти; к социализму, по его концепции, может быть проложен через активную деятельность парламента.

Эдуард Бернштейн(«Предпосылки социализма и задачи социал-демократии»).В отличие от Маркса, Бернштейн развивает либеральную концепцию защиты личности, выступая против ее подавления большинством, к чему неизбежно может привести марксистская идея диктатуры пролетариата. Он четко и подробно обосновывает свое видение социал-демократической позиции, исключающей революцию и ломку существующих государственных институтов власти. Выступая против марксистской идеи диктатуры пролетариата как важнейшей формы классовой борьбы, как главного средства завоевания социализма, Бернштейн противопоставляет ей идею совершенной демократии, которая, по его мнению, больше, чем политическое средство: Она определяет пределы властных полномочий политических партий, классов.

Идеи Бернштейна оказали огромное влияние на представителей той части социал-демократии, которая искала мирные пути к социализму (без гражданских войн и насилия, через осуществление серии больших и малых реформ).

46.Источники, основания, ресурсы и уровни власти

Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Источники и основания:.Физическаясила.Этот источник власти опирается на страх как фактор достижения желаемого поведения.

Богатство. Владельцы богатством могут обеспечить людям средства существования.

Знания, информация, опыт. Значение знаний, практического опыта как источника власти особенно возрастает в условиях развитых цивилизаций, жизнь которых требует владения самой разнообразной и обширной информацией, а также множеством всевозможных умений и навыков.

Занимаемое положение. В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти.

Организация. - Она издавна служила не только мобилизации людей и материальных ресурсов, но и претворению в жизнь принимаемых властных решений.

В политической науке принято выделять экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы.

Экономические ресурсы – материальные ценности, деньги, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы – это повышение (или снижение) социального статуса или ранга.

Культурно-информационные: ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и т.д.

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами.

Политическая власть организуется и функционирует в обществе на трех взаимосвязанных уровнях:

• макроуровень — это верховная власть центральных государственных учреждений;

• мезоуровень — так называемое среднее звено управления, образуемое региональными, областными властными структурами

• мини-уровень — это местные выборные власти районов, райцентров. Они выполняют команды центральных и региональных органов, но имеют и свой бюджет и решают проблемы своего уровня.

47.Конфликт как социальное явление. Теории конфликта: Э. Дюркгейм, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Поппер («Открытое общество и его враги»)

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

Согласно Дарендорфу, социальный конфликт – результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, то есть источником конфликта являются отношения по поводу власти. Считал что Конфликт вездесущ.выдвинул 5 основных тезисов:

1. Общество конфликтно, а не равновесно. 2. Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.

3. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы. 4. Изучение взаимоотношений группы и индивида.

5. Конфликты в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и ожиданий.

Л. Козер считает, что основу конфликта составляет борьба за власть, изменение статуса, перераспределение ценностей и т. д. Считал что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Для Эмиля Дюркгейма свойствен другой подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности.целые поколения людей могут сменять друг друга, а система общественных институтов (родственные связи, семья, культы и обряды, государство с его установлениями, нравственные требования) остается при этом неизменной. Вся совокупность общественных связей и институтов скрепляется коллективным сознанием, существует независимо от индивидуального и не может быть сведена к сумме отдельных сознаний и представлений. Противоречие индивидуального и коллективного сознания служит источником социального конфликта.

Карл Попперв своем труде «Открытое общество и его враги» писал, что Государство должно существовать ради свободного общества, он требовал чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, следить за тем чтобы гоударство не преступало пределов своих законных функций. (Поппер считал Политологию лженаукой).

48. Социально-политические идеи либерализма и неолиберализма

Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (соц. сфера), а также с системой частной собственности, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства (экономич. Сфера), призыв признать права всех индивидов и групп на управление общ. Процессами (полит.сфера)

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей во второй половины XX в., заставило говорить о исторически обновлен­ной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятель­ности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опас­ность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

49. Критерии эффективности власти. Кризис власти: причины и пути преодоления

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками.

Критериями эффективности являются:

1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов.

2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти. Вертикальная структура обеспечивает единство власти сверху вниз, горизонтальная структура отражает координацию примерно равноправных субъектов власти.

3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений. Главное в его налаживании – организационное, кадровое, техническое обеспечение.

4. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. Применение санкций и их действенность зависят от всех звеньев, однако наибольшую опасность несут отсутствие законодательной базы, корыстная избирательность в применении законов, неэффективная работа правоохранительных органов.

5. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет). Опираясь на прошлые

Преодоление кризиса власти – результат длительной созидательной деятельности всего общества. В связи с проблемой кризиса наибольший интерес представляет аспект власти, называемый в науке легитимностью.

Признается ли власть подчиняющейся своду законов, существующих в государстве (т.н. правовое государство); или соответствующей мнению народа (идея народовластия) – все это основания легитимности.

Легитимность предполагает длительное единодушное согласие общества по отношению к власти и ее институтам. Легитимность обращает на себя внимание тогда, когда возникает ее кризис. Кризис легитимности выражается, со стороны народа, в сопротивлении власти, массовой оппозиции, и даже, в конце концов, в попытке свержения власти. Со стороны представителей власти кризис легитимности проявляется в усилении принуждения, в потере у представителя власти веры в правомерность реализации своих властных полномочий. Разрешение кризиса легитимности в каждом конкретном случае, безусловно, индивидуально. Но задача всегда стоит одна и та же. Это восстановление основания легитимности.

50.Политическое сознание: уровни, функции и формы

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Функции: регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и эмпирический.

1.Теоретический уровень политического сознания - это самая высокая ступень познания политической действительности.На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. 2.Эмпирический (по-гречески "опыт") уровень политического сознания - это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества.
3. Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

51. Этнополитические конфликты – понятие, сущность, механизмы разрешения

Теоретики конфликта: Козер, Дарендорф

Этнополитический конфликт – форма межгруппового политического действия, участники которого

выступают как противоборствующие этнические общности

Этнополитический конфликт может развиваться, когда этничность является основой конфликта. Второй вариант – формирование конфликта на экономической, социально-политической основе, который в последующем приобретает этнический, национальный характер.

Основные типы этнополитических конфликтов:

– конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы;

– территориальные конфликты, часто связанные с воссоединением разъединенных в прошлом этносов;

– конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений;

– конфликты, порожденные стремлением этнической группы реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государства;

– конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства;

– конфликты, в которых за культурно-лингвистическими проблемами (о государственном языке в многонациональном государстве, статусе языков и культур национальных меньшинств и др.) скрываются глубокие разногласия и острые противоречия между различными национальными общинами.

К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести:

Ø передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям;

Ø принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры;

Ø создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.

Обычно исследователи предлагают три основных пути урегулиро­вания этнополитических проблем:

Ø консоциация — т. е. инкорпорация этнических групп, и прежде всего их элит, в политическую и административную структуру госу­дарства;

Ø синкретизм — культурное представительство этнического разно­образия (предоставление права на «национально-культурную автоно­мию») при фактической деполитизации этничности;

Ø федерализация — децентрализация и разделение власти по вер­тикали, предполагающие передачу части властных полномочий регио­нальным (т.е. территориальным), а фактически — этническим общно­стям.

Однако для того чтобы добиться успеха в урегулировании этнопо­литических конфликтов, «этничность должна быть максимально деполитизирована, подчинена приоритету прав человека и свободы лич­ности.

Пример: Межэтнические столкновения между казахами и турками. В феврале 2016 года в селе БурылЖамбыльской области 17-летний подросток турецкой национальности убил 5-летнего мальчика казахской национальности, нанеся ему 11 ножевых ранений. Дома турков в селе были закиданы камнями.

52. Сущность, структура и функции политических систем

Теоретики: Истон «Теория входа и выхода», Алмонд

Политическая система – это комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система общества», ввел в научный оборот в середине XX в. известный американский политолог Дэвид Истон.

Главным институтом политической системы является государство, так как организует, направляет и контролирует совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

1 уровень - это возможности системы. Причем, под возможностью он понимал власть правительства над общественными массами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей.

2 уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие).

3 уровень - функции поддержания модели и адаптации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации.

Механизм функционирования политической системы (по Д. Истону)

“Вход” – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить. (требования, предложения)

“Выход” – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между “входом” и “выходом” осуществляется через окружающую среду. Это так называемая «петля обратной связи».

Политическая система осуществляет следующие функции:

конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

53.Политические кризисы: понятие, стадии и типы

Политический кризис – состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции.

Как правило, политические кризисы проходят 3 основных этапа:

1. Скрытая стадия накопления противоречий. Здесь идёт объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко может зайти дело

2. Стадия эскалации (нарастания) кризиса. Здесь наблюдается поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления

3. Стадия разрешения кризиса. Это самый острый этап, схватка, результатом которого становится победа либо нового, либо старого.

Типы политических кризисов:

• внутриполитические (общенациональные и частные)

• межгосударственные

Виды частных внутриполитических кризисов:

• правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом

• парламентский кризисэто такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны

· конституционный кризисотражает несовершенство конституциональных норм государстваобщенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям

· . внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств.

54. Глобальные проблемы современности и политические пути их решения

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

Пути решения глобальных проблем современности

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерног

Наши рекомендации