Тема 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 945-972 гг.

План

1. Правление княгини Ольги.

2. Походы князя Святослава.

Правление княгини Ольги

Жена князя Игоря Старого княгиня Ольга (Хельга) – христианское имя Елена, называлась ещё Хитрою, Святой, Мудрой – правила в 945-969 гг. Была родом из города Пскова, но по происхождению она, вероятнее всего, из Скандинавии, о чём говорит норманнское имя – Хельга.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась административ­но-экономической реформой в своем государстве и укреплением княжеской власти. Древлянское восстание 945 г. послужило уро­ком, который она хорошо усвоила и сделала необходимые выво­ды. «И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов». То же самое было сделано и в других землях государства: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге - оброки и дани». Погосты - бывшие села-стали административны­ми центрами княжеского управления, местом сбора дани. Втече­ние ряда лет, примерно до 954 г., княгиня Ольга занималась воп­росами экономического обустройства своего государства: объез­жала владения, расставляя на местах доверенных лиц- «тиунов» (управителей) и всемерно укрепляя великокняжескую власть.

Укрепив власть, Ольга приступила к решению внешнеполи­тических задач. Стала христианкой (неизвестно, правда, где именно - в Киеве или Константинополе - она приняла крещение). Ольга была хорошо знакома с христианской верой. В Киеве было достаточно христиан из числа варягов и славян, часть дружины ее мужа Игоря тоже являлись христианами. Были в городе и христианские церкви, например церковь св. Ильи, которая считалась соборной, т. е. главной, а значит, можно предполо­жить, что были и другие церкви.

В 955 г. согласно «Повести временных лет», Ольга с большим посольством отправляется в город Константинополь и там прини­мает христианскую веру. Византийский император, по летописи, был удивлен ее красотой и предложил Ольге стать его женой. Од­нако она, проявив хитрость и мудрость, попросила императора стать крестным отцом. Он согласился и стал им, а это, по церков­ным канонам, исключало брак между ними. История крещения княгини Ольги имела важное политическое значение. То, что им­ператор был ее крестным отцом, сразу выделило ее из среды других правителей и государей и значительно повысило ее пре­стиж, а также престиж великокняжеской власти в целом в глазах Европы и Азии.

Однако Ольга осталась недовольна приемом, который был оказан ей в Константинополе (посольство долго ждало аудиенции у императора, находясь на кораблях в бухте Золотой Рог, а на це­ремонии у императора Ольге было предложено занять место в ря­ду других придворных женщин империи). О ее недовольстве сви­детельствует письмо императору, написанное после возвращения в Киев.

Укрепляя дружественные отношения с западными соседями, Ольга в 959 г. направила к германскому королю Оттону I посоль­ство с просьбой прислать в Киев миссию для пропаганды хрис­тианской веры. Оттон I, являясь ревностным христианином, от­правил группу монахов во главе с Адальбертом. Однако пропаган­да новой веры натолкнулась на сопротивление киевлян-язычни­ков и не увенчалась успехом. Адальберт и его спутники были вынуждены бежать из города, при этом некоторые погибли. Немец­кий хронист отмечает, что миссия Адальберта провалилась «не по его вине».

Принятие княгиней Ольгой христианства не способствовало распространению веры в государстве. Ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим за­конам». Он говорил: «Как мне одному принять иную веру? Дру­жина моя станет надо мной смеяться». До конца жизни Свято­слав оставался сторонником язычества. А Ольга строила церкви и везде пропагандировала христианство. Умерла она в 969 г. и была похоронена по христианскому обряду.

Походы князя Святослава

Князь Святослав правил в 964-972 гг. Однако слово «правил» к нему не имеет прямого отношения, так как он не хотел жить в Киеве и управлять государством, а был князем-воином, князем-язычником. Начиная с 964 г. и до самой смерти, Святослав посто­янно находился в походах далеко от Киева, управлением занима­лась Ольга, а затем Ярополк, его старший сын.

В походах Святослава сопровождала сравнительно небольшая конная дружина воинов-профессионалов из различных племен. Его постоянными союзниками были венгерские конные отряды, так как одной из его жен была дочь венгерского князя Ильдико (Предслава). В летописи так говорится о нем: «...легко ходил в по­ходах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав ко­нину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, а спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины... И посылал в иные зем­ли со словами: "Хочу на вы идти"».

Первый поход на князя Святослава был организован на славянское племя вятичей, проживавшее на Оке. Это племя в X века зависело от Хазарского каганата и платило ему дань. Святослав присоединил вятичей к Киевскому государству, а затем пошёл на Волгу на прикамских и волжских булгар. В ожесточённых сражениях он победил и их.

Следующий удар Святослав нанес по могущественному Хазар­скому каганату. Хазары издавна брали дань с южных славян­ских племен и контролировали волжский торговый путь. Славян­ские купцы были недовольны огромными пошлинами хазар за проход торговых караванов по Волге в Хазарское (Каспийское) море. Войска князя взяли столицу каганата - город Итиль, а за­тем крепость Саркел (Белый Город или Белая Вежа) на реке Дон.

Саркел был важным опорным пунктом хазар на караванных путях и не раз отбивал вторжения кочевников-мадьяр. Его возве­ли византийские строители в IX века по самым современным для то­го времени технологиям, он считался неприступным. Славяне взяли Саркел, когда он обессилел от голода, жажды и болезней. Падение крепости особо отмечено в «Повести временных лет».

Далее Святослав направился на Северный Кавказ, где нанес поражение племенам ясов и касогов и закончил военные действия у Азовского моря. В Приазовье, по некоторым источникам, им было создано Тмутараканское княжество.

Византийская империя не осталась равнодушной к разгрому Хазарского каганата. Она опасалась, что следующий удар Свято­слав нанесет по ее владениям в Крыму. В Киев на переговоры с князем был направлен из Крыма патриций Калокир. В истори­ческой науке это посольство известно как миссия Калокира. Цель посольства - направить дружину Святослава (за деньги) против Болгарии. Однако Калокир вел с князем переговоры и о том, что­бы Святослав помог ему после завоевания Болгарии стать визан­тийским императором. Взамен, в случае успеха, обещал отдать князю во владение Болгарию и богатства из казны империи. Свя­тослав принял предложение Калокира, и в 966 г. захватил Болга­рию. Он с дружиной обосновался в городе Переяславце на реке Дунай.

В то время из Киева от княгини Ольги пришло известие об осаде города печенегами, и Святослав поспешил на помощь. Он снял осаду и отбросил печенегов. В ответ на упреки матери по по­воду его постоянного отсутствия Святослав заявил: «Не нравится мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там сере­дина моей земли, туда стекаются все богатства: из Византии - зо­лото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - се­ребро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рабы». Вскоре княгиня Ольга умерла, и Святослав оставил в Киеве княжить своего стар­шего сына Ярополка, в древлянскую землю направил сына Олега, в Новгород по просьбе жителей - Владимира, внебрачного сына от ключницы - рабыни Малуши.

В Болгарии тем временем жители восстали и выгнали воинов Святослава из Переяславца. Вернувшись, князь вновь взял город. Он покорил всю страну, а некоторые князья перешли на его сто­рону. Укрепившись в Болгарии, Святослав начал завоевание земель Византийской империи. Военные действия шли с переменным ус­пехом. Воспользовавшись сложной ситуацией в империи (мятеж в Малой Азии), он разбил войска Византии и был остановлен только у стен Царьграда. Заключили перемирие, и князь вернул­ся в Болгарию с богатыми трофеями.

Император Византии Иоанн Цимиехий (Маленький), собрав войска, флот и подавив мятеж, внезапно вторгся в Болгарию. Святослав, видимо, успокоенный перемирием, не охранял бал­канские перевалы и устье Дуная. Поэтому византийские войска незаметно прошли, напали на славянские отряды и уничтожили их. Под стенами Доростола Святослав с частью дружины потер­пел поражение и был осажден византийцами. Князь был вынужден начать переговоры о мире. Ход переговоров Святослава дает византийский историк и хронист Лев Диакон, который был очевидцем этого события. Итогом переговоров было следующее:

1) Святослав пообещал навсегда уйти из Болгарии, не напа­дать на византийские владения в Крыму и на Балканах и оказы­вать Византии необходимую военную помощь;

2) император Византии обязался выплачивать князю ежегод­ную дань, дать возможность дружине князя выйти из Доростола, снабдив продовольствием, и беспрепятственно покинуть пределы империи.

Святослав с дружиной отправился домой. В пути разведка со­общила, что у днепровских порогов их ждет засада печенегов. Весной 972 г. на войско напали печенеги. Святослав с дружинни­ками погибли в бою. Князь печенегов Куря приказал сделать из черепов убитых врагов чаши для пиров.

Наши рекомендации