Политические изменения как фактор общественного развития.
Ф. Гённис, Т. Парсонс
Развитие стало толковаться как переход от традиционного общества(аграрного) к современному.
Традиционное общество – преимущественно аграрное, основанное на простом воспроизводстве, характеризуется замкнутой соц. структурой(т.е переход от одной социальной структуры к другой затруднен), низким индивидуальным статусом граждан, жесткий контроль над обществом.
Современное общ-во рассматривалось как индустриальное с открытой соц. структурой, рациональной организацией власти(не на традициях а на законах), развитым гражданским обществом.
Основные цели преобразования общ-ва:
- индустриализация и инорматизация
- расширение свободы человека(независимость от соц. традиций, возможность выбора)
- демократизация общ-ва
- расширенное участие масс в управлении обществом
- подконтрольность полит. элиты
- повыш. благосостояния осн. массы нас.(преодол. разрыва между богатыми и бедными)
- формирование эконом. общ-ва, основанное на внедрении природосберегающих технолог.
Политическое развитие- процесс становления современной эффективной полит. системы
и её дальнейшего развития и соответствия.
Критерии полит. развития
1.Структурная дифференциация- специализ. полит. стр. на выполнение специфич.ф-ций 2. Возрастание способности полит. системы вести общественные дела и урегулировать конфликты (способность к инновациям, приспосабливается к мобилизации для решения общественных проблем, способность к выживанию, сохранять и воспроизводить полит. нормы, обеспечивающие порядок, традиции) 3. Тенденции к равновесию.
Предполагает участие народа в полит. деятельности, равенство всех перед законом, отбор элиты на основе свободных и всеобщих выборов (не по знатности и традициям)
Т.О полит. развитие интерпретируется как нарастание способности полит системы приспосабливаться к изменяющимся полит. условиям. Поэтому полит. развитие связывается с наличием инструментальных возможностей для артикуляции(выражения) групповых интересов. Наличие законодательной базы, способность обеспечивать равенство полит. участия традиционных и новых соц. групп, усиление влияния ценностей предполагаемых интеграцию социума, предоставление человеку получения образования которое позволяет быстро интегрироваться.
Политическая мод-ция.
ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ(с 50-60гг 20в)-совокупн разл схем и моделей анализа, позвол описывать и раскрывать динамику преодоления отсталых трад гос-в. Этапы развития модернизации: 1)Сначала ТМ восприним как копирование западных устоев во всех сферах жизни. Считалось нужным перенять цен-ти свободы, индивидуализма, также способы легитимизации власти. М рассм-сь как предварит условие соц-эконом и полит развития страны. Помощь запада счит главным средством преобразования. 2)70-1пол80хгг стали счит что переход к соврем об-ву во многом зависит от социо-культ факторов. Модерн может осуществ только при изменении цен-ых ориентаций широких соц слоёв. Перех к модерн стал рассм как переход при кот сохр приоритет универсальных критериев разв,но главн упор делается на нац форму их реализации. А)либеральное напр-е: для успешного разв страны важен значит слой среднего класса и выс ур обр-ия населения. Полит разв будет зависеть от диалога м-у полит элитой и населением. Варианты ПР: -приоритет полит д-ти элиты над полит активностью населения(самый оптимальный),-активность полит элиты-высокая, населения-низкая нарастание таталитарных тенденций(часто),-высокая полит акт населения и пассивность элиты, часто приводит к власти толпы, затем ужесточение форм правления и замедление темпов демокр преобразований, -низкая полит акт и элиты и населения, ведёт к хаосу, приходу 3й силы и либо распаду социума либо установлению диктатуры. Б)консервативное напр-е: порядок-ведущий критерий для осущ преобразований. М может происх и при сохр автор режима, поддерживающего порядок. Массы не готовы к управлению, но привлекаются к полит жизни-главное противоречие кот нужно было разрешить, т.к. это ведёт к дестабилизации об-ва. Варианты развития: -широкая либерализация-правящая элита в силу своих цен-ых ориентаций начинает широкие преобразования в об-ве, -частичная либерал-власть сохр за собой осн рычаги 33(продолж.)управления и частично перераспределяет власть в пользу оппозиции,- тупиковая модерниз-правит предлаг оппозиции начать диалог по интересующим проблемам,он начинается и на оппозицию обрушив репрессии, устанавл ещё более жесткий авторит режим, -революц вариант: народ не доволен, начинаются д-я и исход непредсказуем. 3)2пол80гг20в Модернизация=сохран трад-ти,самобытности, предполагает не искоренение трад-ти, а развитие с использ традиции, при кот именно трад предопределяет сам хар-р модернизац процесса и явл его стабилизирующим фактором. Эта концепция полит развития, основ на сохранении социо-культ традиций без навязывания чуждых западных образцов. В рамках данной концепции не отриц универсальность обществ и полит разв, но в ней принцип универсализма сочет с самобытностью,с необходим более внимательного отнош к традиц потенциалу восточных обществ,социокульт специфика кот имеет более глубокие цивилиз корни, чем Запад. Врез-те 3го этапа-критич переосмысление понятия «модернизация».М стала пониматься как процесс усложнения об-ва, дополняющийся интеграцией об-ва на основе как традиц так и новых цен-тей. Происх обновление понятийного аппарата теории модерниз. Вместо «модерниз» стали использ «трансформация». Теперь сформирована теория стр-ной модернизации, подразумев развитие на основе единства дифференциации и интеграции собственно модерниз процесса и поддержания самобытности об-ва. Структ М не противопоставл традиционность и современность, признаётся необходимость перехода к современности, сохраняя предел самобытности.
34. Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ
А. Пшеворский выделил 2 этапа преобразования:
1 этап: Этап либерализации – увеличение свободы в обществе без имения его структуры и институтов. Выражается в следующем: свобода слова, возможность действия аппозиции.
2 этап: Этап демократизации – правящие круги и демократическая контрэлита должны достичь согласия как минимум по 3-ем вопросам: 1) относительно прошлого развития общества («охота на ведьм»); 2) по поводу определения важнейших целей общественного развития; 3) по определению правил политической игры. Итоговый документ – это конституция.
3 этап (выделил Шмиттер): Этап консолидации – этап окончательного формирования и утверждения демократических политических институтов.
Ханценгер выделил волны демократизации, как мировой процесс:
- длинная волна (1828-1926гг) происходит становление демократии;
- первая откатная волна (1922-1942);
- короткая волна (1943 – нач 60-ых гг) на путь демократизации стали государства которые во время войны были под Америкой (ФРГ, Япония, Австрия и др всего 36 стран);
- 2-я откатная волна (1958-1975) затронула страны 3-го мира;
- 3-я волна (с сер. 70-ых – по наст. время);