Определение содержания работы

Для обеспечения понимания того, какое содержание самостоятельной работы предполагалось, ответьте на следующий вопрос: «Какие важные вопросы должны быть освоены и решены в процессе самостоятельной работы?» Также рекомендуется ответить на следующие вопросы: Что вы знаете по теме? Что вы планируете узнать?

ü Какие способы решения вы будете использовать?

ü Какие дополнительные ресурсы вам понадобятся?

Анализ заданной самостоятельной работы

Для достижения высоких результатов в выполнении самостоятельной работы и для более полного осознания работы необходимо провести поиск ответов на следующие вопросы:

Почему выполняется данное задание? Что именно необходимо сделать?

На какие более простые задачи можно разделить поставленное задание?

Какая помощь преподавателя может потребоваться?

Оценивание выполненной работы

Оценивание выполненной самостоятельной работы может осуществляться с учетом следующих показателей:

ü Полнота ответов на вопросы;

ü Анализ данных;

ü Количество использованных источников;

ü Подготовка отчета по проделанной работе;

ü Организация презентации результатов самостоятельной учебной деятельности.

Этапы работы над темой:

1. Подготовка: определение значимой в исследовательском, творческом плане темы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; целей проекта; выдвижение идеи преподавателем на занятии.

2. Планирование: формулируются задачи; вырабатывается план действия; создаются группы или микрогруппы; определяются источники, способы сбора, анализа информации; оговариваются способы представления результатов; устанавливаются критерии оценки результата и процесса.

3. Сбор информации: наблюдение, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент.

4. Анализ: анализ информации, формулирование выводов.

5. Документирование: оформление результатов работы.

6. Презентация результатов: представление и оценка устного и письменного отчета и оценка результатов процесса исследования по критериям.

Основные требования при подготовке темы к защите:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на занятиях или во внеаудиторное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

5. Использование исследовательских методов.

В помощь студенту

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью в новых методах; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Цель исследования - это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:

* определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

* выявление взаимосвязи явлений;

* изучение динамики явлений;

* описание нового эффекта, явления;

* открытие новой природы явления;

* обобщение, выявление общих закономерностей;

* создание классификаций, типологий.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причине явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Методы - основные способы, с помощью которых проводится исследование.

Этапы исследования - основные периоды работы исследователя.

Структура исследования - количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

Научная новизна - впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.

Теоретическая значимость - на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Критерии оценки защиты темы.

Соответствие содержания заявленной теме.

Практическая значимость и актуальность выдвинутых проблем.

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

Логика изложения.

Активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей.

Коллективный характер решений.

Творческая самостоятельность авторов проекта

Соблюдение требований к избранному жанру.

Использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу) информации.

Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

Оформление результатов проекта. Форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Владение материалом, грамотность, эмоциональность.

Требования к результатам:

Результаты работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

· представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма, презентации и др.)

· выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)

· содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации

· содержат обзор литературы и электронных источников;

· предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;

· рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

· защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

· должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

· создание презентации (как правило, с применением программы Power point);

· демонстрация и защита.


Структура темы включает следующие элементы:


Титульный лист

1.Полное наименование

образовательного учреждения

2.Предмет

3.Название

4.Автор(ы)

5.Руководитель

6.Год

Второй лист

Развернутый план проекта

Третий лист

1) Краткое обоснование актуальности выбранной темы

2) Цель, задачи, объект, предмет, направления исследования

3) Гипотеза

4) Методы исследования

5) Практическая значимость

Текст

Оформляется как курсовая/дипломная работа

Литература/библиография

Приложение(я)

Презентация

Могут быть представлены:

- текст презентации, - тезисы ыступления, - ключевые понятия

- краткое изложение содержания каждой главы с обязательным указанием ее названия

- основные выводы по работе.

Темы практикоориентированных работ проектного характера:

Предлагаются только ПРИМЕРНЫЕ направления работы, поиска, студенты могут и должны в ходе работы уточнять и конкретизировать их.

Особенности «застоя»
Андропов Ю.В.
Горбачев М.С.
Ельцин Б.Н.
Путин В.В.
Экономические этапы перестройки
Восточная Европа – распад соцлагеря
Реформы Гайдара
Бурный 93 год
Внешняя политика России – успехи и неудачи
90-е годы становление рыночной экономики
Становление Российской государственности в 90 годы
Россия в XXI веке – внутренняя политика
Россия в XXI веке - экономика
Россия в XXI веке – внешнеполитические удачи и промахи
Причины перестройки
Политические преобразования – путь к краху СССР
Основные параметры современного российского политического процесса.
Президентство как политическое лидерство: российский и мировой опыт.
Направления социальной мобильности в современном российском обществе.
Современное российское государство и бизнес: история отношений
Гражданское общество в современной России
Политические партии как субъект российского политического процесса
Особенности эволюции, ключевые характеристики и функции современной российской политической культуры
Политическая партия (по выбору): анализ программных документов и публичной риторики Или Партии и их роль в современном мире (на примере…).
«Цветные революции» и перспективы политического развития постсоветских государств.
Молодежные политические движения в современной России
Россия в XXI веке – внутренняя политика
Россия в XXI веке - экономика
Россия в XXI веке – внешнеполитические удачи и промахи
Восточная Европа – распад соцлагеря
Российское государство в 90 г
Внутренняя политика России на Северном Кавказе.(Чечня)
Место России в современной системе международных отношений и перспективы российской внешней политики.
Терроризм в современном мире.
Харизматическое лидерство в мировой и российской политике.
Переходы от авторитаризма к демократии (на примере…).
Страны БРИКС в современном мире.
ЕС вчера и сегодня.
ООН вчера и сегодня.

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебные пособия:

История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.

История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.

Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. полиграфия, 7 пособие по отечественной истории современного периода. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

http://vk.com/club44899640 - группа изучения истории современной России.

Дополнительная литература.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.

Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб

Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.

Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.

Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.

Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.

Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.

Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.

Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.

Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.

Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.

Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.

Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.

Преподаватель истории и обществознания Васильев В.В.

Наши рекомендации