Суть и особенности этики государственной и муниципальной службы

Этика как теория морали

Развитие учения о морали

Структура морали

Функции морали

Суть и особенности этики государственной и муниципальной службы

Предмет, задачи и структура административной этики

Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе

Коррупция как социальная и этическая проблема

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе и механизм их урегулирования

Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления

Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя

Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений

Этикет: происхождение и нравственные основы

Речевой этикет управленческих взаимодействий

Невербальные средства делового общения и этикет

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ

Проблемы современной культуры управления на ГМС

Общие этические закономерности межличностных отношений и их влияние на поведение в коллективе

Этика служебных отношений

Служебный этикет как элемент духовной культуры служащего: нравственная основа, функции и принципы

21. Понятие «служебное поведение» и этические нормы

22. Зарубежный опыт введения нравственных принципов в деятельности государственных и муниципальных органов

Источники и литература, материалы

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/

Антипов Г.А., Крохина Н.Б. и др. Этика государственной и муниципальной службы. Учеб.пособие Новосибирск: изд-во СибАГС. 2012. 199с.

http://siu.ranepa.ru/UMM_1/3304/Et_GiMSl.pdf

Парфенова И.Ю. Этика деловых отношений: курс лекций. Новосибирск: Издательства СибАГС. 2015. 223 с. Текст уч. пособия

http://www.sapanet.ru/UMM_1/4608/edo_kl_15a.pdf

Профессиональная этика гражданского служащего. Справочник в структурно-логических схемах / Под общ.ред. П.А. Бакланова. М.: Издание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012. – 90 с.

http://council.gov.ru/media/files/41d44f2448099f0e2553.pdf

Этика как теория морали

Этическая регламентация общества в целом и управления в частности крайне необходима для полноценного стабильного развития.

Цель дисциплины — подготовить теоретически и методически в этическом отношении управленца к выполнению профессионального долга.

Задача дисциплины:

1) дать необходимый минимум общетеоретических знаний об этике и морали;

2) раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в экономике и бизнесе;

3) проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;

4) сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Предмет дисциплины-система знаний о профессиональной этике, включающей в себя этические нормы, принципы, ценностные ориентации, с позиций которых осуществляется предпринимательство в современном российском обществе.

Изучение дисциплины начинается с рассмотрения исходных понятий «этика» и «мораль», их сущности, содержания, особенностей, соотношения и функций.

Этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также определяет то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за скверный поступок, осознание вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство и расхлябанность, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом.

Сегодня мораль и нравственность это мощный ресурс развития российского общества.

Этика - важнейшим элемент человеческой культуры. Ее изучение закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности.

Этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Так как каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Это имеет прямое отношение к деловому общению. Оно - сердцевина управленческой, экономической, финансовой и бизнес-деятельности, страны. Но деловое общение ничто без ее главного действующего лица — человека, который только и способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Этика(от др. -греч. — изначально «гнездо», позже «обычай») - (теория морали) — научная отрасль и философская наука, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции и развитие, роль в обществе..

Аристотель образовал прилагательное «этический» для обозначения человеческих качеств характера, назвад их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, — этикой.

Цицеронобразовал от греческого слова «этос» латинское mos,от которого прилагательное moralis(относящееся к нравам), а затем возникло и слово moralitas — мораль. Итаки, первоначально термины «этика» и «мораль» по смыслу совпадали.

Развитие учения о морали

Структура морали

История развития человечествапоказывает, что общечеловеческая мораль это одно из основных достижений человеческой цивилизации,важнейшая социальная ценность.

Осознание приоритета общечеловеческих ценностей приходит вместе с острой необходимостью разрешения глобальных проблем в форме опасностей планетарного характера.

Достижения НТП актуализировали проблему моральной ответственности перед человечеством за возможные социальные последствия их внедрения и использования, за безнравственные, некомпетентно принимаемые политические и управленческие решения, которые могут нести угрозу здоровью, благополучию и жизни целых регионов, стран, материков и человечества в целом.

Возрастающее загрязнение среды и истощение важнейших ресурсов жизнеобеспечения несут в себе угрозу экологической катастрофы, а за этим также стоят непродуманные, а то и преступные решения должностных лиц, способные нанести невосполнимый вред жизни и здоровью людей.

Развитие технических средств передачи информации, позволяющее манипулировать массовым сознанием, формировать интересы, вкусы, образ жизни и даже мировоззрение почти неограниченной аудитории радиослушателей, телезрителей, пользователей сети «Интернет», свидетельствует о росте интернационализации современной жизни, и о формировании новых представлений о роли морали в жизни человека, общества, человечества.

В процессе становления и развития общества формируется его ценностно-нормативная система, которая отражает степень реального соотношения идеалов и интересов всех социальных слоев и групп общества. Все исторически общественные формы характеризуются специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции.

В качестве высших ценностей в нашем обществе в условиях становления правового, социального, демократического государства выступают социально-политические и этические принципы, вытекающие из содержания Конституции РФ и разделяемые большинством граждан — мир, патриотизм, приверженность общественному интересу, законность, социальная справедливость, долг и ответственность, человеческое достоинство.

Моральные ценности— высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и в виде требований, принципов, норм и правил, и как критерии оценки; одна из форм проявления моральных отношений общества.

Полифункциональный и фундаментальный характер моральных ценностейобществав том, что они выступают в единстве универсальных ценностей(смысл жизни, свобода, счастье, человечность, долг, ответственность),демократических(общественное служение, законность, лояльность),профессиональных(профессионализм, ответственность, инновационность) иморальных ценностей(честность, порядочность, справедливость, ответственность, неподкупность), неразделимо связанных между собой.

Моральные ценности всегда возникают для удовлетворения потребностей, обусловленных стремлением человека к добру, справедливости, честности, благополучию общества в целом, выступая тем высшим ориентиром и тем содержанием, которое утверждается в любой без исключения норме.

В персонифицированном виде они предстают в виде идеалов - благо, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Они всегда абсолютны, надличностны и объективны, составляя основу мотивации поведения и действий человека, нравственный фундамент его жизненной позиции.

Конкретизированное выражение моральные ценности находят в содержании принципов, норм и правил, регулирующих поведение личности, социальных групп, общее гни.

Этический принцип— одна из форм нравственного сознания. Внем моральные требования выражаются в наиболее общей форме, отражают выработанные в моральном сознании общества или определенных социальных групп требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла сто деятельности, характера его взаимоотношений с людьми.

Нравственные требования, выраженные в этическом принципе в наиболее общей форме, конкретизируются в моральной норме.

Моральная норма(лат. - правило, образец) — одна из простых форм нравственного требования; элемент моральных отношений, обычай, воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека; форма морального сознания, в виде заповедей и выраженная в форме повеления, обращенного ко всем людям, а также самоповеление.

Этические нормыоформились в ходе развития человечества, облекаясь в формы общечеловеческих ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческойспецифике, отдельными группами и каждой личностью.

По принадлежности кносителям ценностейвыделяют:

· всеобщие;

· общественные;

· групповые;

· личностные нормы.

Всеобщие моральные нормывыражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни. История развития человечества показывает, что общечеловеческая мораль принадлежит к числу основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью.

Общечеловеческие ценности - фундамент морали каждого общества. Стихийно складывающиеся на их основе в общественном сознании, формируемые в практике массового поведения, в процессе взаимодействия людейнормы общественной моралислужат средством организации жизни их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.

Оформляясь в форме заповедей, правил, нормы общественной морали обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Их регулирующее действие повседневно обеспечивается, с одной стороны, силой массовых привычек, требований и оценок общественного мнения, с другой, — велениями «внутреннего голоса» индивида, основанного на его личном убеждении.

При первичной социализации и расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, в том числе профессиональные, обеспечивающие условия для проявления личности, развертывания ее поведения, формирования социально значимых качеств.

В ходе профессиональной деятельности человек включается в сложную систему формальных и неформальных отношений, становится членом предписанных и самовозникающих групп. Каждая из них вырабатывает своюсистемуценностей игрупповых норм,между которыми всегда есть большая или меньшая степень несоответствия, а подчас и противоречивости.

Главный регулятор внутриорганизационных отношений - принятые в группе нормы поведения. Чтобы они действовали, вырабатывается механизм социально-психологического контроля группы за каждым ее членом в виде позитивных санкций (удовлетворение потребности в признании, уважении, принадлежности) или негативных (осуждение, остракизм).

Групповые нормы - стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы. Подкрепляемые системой неформальных санкций, они являются одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, средством «внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Этому способствует уже сам факт признания принадлежности к группе, общих групповых интересов, целей и ценностей, находящий отражение в сознании и чувстве «мы».

Это усиливает «моральную плотность» (Э. Дюркгейм)государственных служащих и чувство их групповой идентификации.

В морально здоровых коллективах групповые нормы, не игнорируя общечеловеческие ценности и не вступая в противоречие с требованиями общественной морали, играют положительную роль, поддерживая в своих членах чувство профессионального патриотизма, «командной сплоченности», социальной ответственности за свои действия и поступки, отвечающие требованиям профессиональной этики.

В группах с отклоняющимися целями, обслуживающих ведомственные или личные интересы своих членов, пренебрегающих интересами общества, государства и даже своей организации, действуют свои, «волчьи» моральные законы, давление которых на членов группы, подкрепляемое системой неформальных санкций, как известно, является одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, понуждая ее совершать анормальные поступки, противоречащие разделяемым или признаваемым законными в обществе нормам, правилам, установкам, ценностям.

Такая группа способна подчинить человека, заставить его поступать вопреки своим убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем верность собственным принципам, или если отторжение от группы или уход из нее ставит под угрозу материальное благополучие, статус, здоровье или даже жизнь.

Занимая определенную позицию в обществе, социальной группе и выполняя ту или иную социальную роль, человек усваивает заданные и вырабатываетличностные нормы,предписывает себе личностную позицию и формы социального поведения, в которых осуществляется процесс его существования как личности. Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе, поэтому они не нуждаются в интериоризации, «усвоении». Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности.

Этические принципы и нормы содержат требования к поведениюи действиям личности, указывая, что надо делать,чтобы быть нравственным человеком, аправила поведения предписывают,как это надо делать.

Правило поведения — конкретное предписание, устанавливающее порядок поступков и действий человека, алгоритм его поведения в соответствии с установленными принципами и нормами.

Функции морали

Реальная роль морали как важнейшего регулятора общественной жизни отражена в ее социальных функциях, основных ролях, которая она выполняет в жизни человечества, общества и каждого человека в отдельности. Своеобразие воздействия морали на человека в многогранности, целостности ее функционирования и неразделенность ее функций.

Основные функции морали:

· регулятивная;

· ценностно-ориентационная;

· социализирующая.

Регулятивная функция.Мораль - одно из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества, утверждая властный характер морали как вида социального управления. Ее нормы и принципы определяют характер отношений между людьми, их отношения к выполняемому долгу, профессии, семье, коллективу.Одновременноисполняетсясаморегуляция личности и социальной среды в целом.

Ценностно-ориентационнаяфункция (аксиологическая).Любой поступок человека оценивается через сравнение должного и сущего, реального поведения и ценностей и идеалов.Они формируютсякак в общественном мнении, так и в структуре личных моральных убеждений индивида, осуществляющего оценку событий и явлений окружающего мира, поступков других людей, а также самооценку в соответствии с ориентацией на представления о чести, добре, справедливости, составляющие в качестве моральных ценностей фундамент морали.Моральные нормы относятся к разряду духовных ценностей и являются критериями построения ценностных систем во многих сферах человеческой деятельности;

Нравственные знания, нормы, принципы, убеждения это важнейшие элементы взглядов человека на мир и понимание своего места и поведения в нем.

В ходе моральной саморегуляции личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям - жизненно важным для человека ориентирам, заложенным в морали. Профессиональная мораль дает человеку ориентиры, касающиеся нравственного смысла его поступков.

Социализирующаяфункция - обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие и усвоение норм общественной, профессиональной или групповой морали, способствующее гармонизации взаимоотношений в социальной среде.

Выделяют итакие функции морали:

— воспитательную;

— познавательную;

— коммуникативную;

— интегративную;

— социального контроля и др.

Воспитательная функция- «научиться быть человеком». Э. Фромм - «человек — не то, что он есть, он таков, каким может стать. Он может обрести себя, обогатить свое существование или самоутратиться».

Воспитание, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, бережном отношении к личному достоинству человека, эмпатии, составляет фундамент культуры нравственного сознания и поведения личности, формирование которой продолжается всю жизнь и на всех этапах ее социализации в процессе этического и этико-профессионального развития, самовоспитания.

Познавательная функция.Через оценку своих и чужих поступков человек приобретает знания о должном, усваивает их, познает необходимость следования установленным требованиям. В этом процессе усвоения знаний о должном, осознания их глубинного смысла и формирования готовности следовать им в своей жизни происходит становление культуры нравственного сознания личности.

Коммуникативная функция -в сплачивающей, объединяющей способностиУсвоение знаний о должном происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, оценки их реальных поступков на основе соотнесения их с установленными требованиями общественной морали, профессиональной этики, правил общепринятого этикета.

Функция социального контроля.Для устранения социальных отклонений в целях обеспечения устойчивости и интегрированность социальной системы мораль выполняет функцию социального контроля, обеспечивая управление социальными процессами и поведением людей.

Интегративная функция.Благодаря ей члены социальной группы обретают «чувство общности», сопричастности к общему делу, формирующей понятие «мы».

Компенсаторская функция.Формируя культуру нравственных чувств, мораль посредством выступает в роли своеобразной «отдушины» в условиях безличных отношений, способствуя сближению людей, созданию атмосферы доверительности, чувства психологического комфорта и личной защищенности.

Выделение определенных функций морали достаточно условно, так как в реальности они тесно переплетены между собой.В этой целостности функционирования проявляется своеобразие воздействия морали на человека

Таблица. Принципы служебного поведения госслужащих РФ

1.исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
2.исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
3.осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
4.не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5.исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6.уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7.соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
8.соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.
9.соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
10.проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
11.проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
12.воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
13.принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
14.не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
15.воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
16.соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
17.уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
18.воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.

Кодекс - свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим РФ, независимо от замещаемой должности.

Гражданин, поступающий на госслужбу РФ, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

Ст. 2. «Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения госслужащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения госслужащими своих должностных обязанностей».

Кодекс- основа для формирования должной морали и уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании; инструмент общественного контроля за нравственностью госслужащих.

Знание и выполнение госслужащим положений Кодекса - критерий оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих РФ» Кодекс - расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем 10 базовых взаимосвязанных разделов-статей, конкретизированных в параграфах.

В Типовом кодексе этические нормы и правила служебного поведения получили более развернутое и углубленное толкование. Этические проблемы сгруппированы по тематикам. Предлагается использование мер морального и дисциплинарного характера, для наказания и поощрения служащих.

Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Так, при исполнении должностных обязанностей они не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственные служащие должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознагражденияот физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта России, органа местного самоуправления и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Ст. 6. о правилах обращения со служебной информацией. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством РФ. Он обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей».

Ст.7о поведении; повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. «Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по их предотвращению».

Ст. 8 «Служебное общение».В служебном поведении служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В служебном поведении служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Ст. 9«Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Ст. 10. - о моральной ответственности (и иной в соответствии с законодательством РФ) государственного служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение служащим норм Кодекса учитывается, при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности и при наложении дисциплинарных взысканий.

Типовой Кодекс - начало формирования этического режима в РФ. Ранее приняты: «Кодекс профессиональной этики адвоката» (31.12. 2003 г.); «Кодекс судейской этики» (2.12.2004 г.); «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов Внутренних дел РФ» (24.12.2008 г.) и др.

На основе Типового кодекса принят «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов РФ» (23 марта 2011 г.). Затем этические кодексы разработали и приняли почти все министерства РФ.

Для развития этического режима важны предложенияСовета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ:

· представление в декларации дополнительных сведений - о доходах членов семей и несовершеннолетних детей государственных служащих, занимающих высокие должности, а также сталкивающихся с коррупционными рисками;

· введение ответственности за представление недостоверных данных по декларациям государственных служащих;

· проверка деклараций государственных служащих о доходах;

· введение контроля за крупными покупками государственных чиновников и др.

Значим и указ о формировании комиссий по служебному поведению федеральных государственных служащих (Указ Президента РФот 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»). В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию обращалось внимание на важность дальнейшей разработки документов и осуществления необходимых мер по вопросам административной этики.

Итак, в РФ формируется этико-правовая база для совершенствования государственной службы, закладываются правовые основы этического режима. Пока понятие «этический режим» мало используется в российской научной литературе и публицистике. Необходима его теоретико-методологическая и методическая разработка и апробация.

Этика служебных отношений

Научно доказано, что в основе большинства конфликтных ситуаций в организациях лежат три основных группы причин.

1) Недостатки, организации труда (нормирования труда, начисления заработной платы, морального и материального стимулирования).

2) Недостатки в управлении.

3) Недостатки, связанные с межличностными отношениями в коллективе.

Третья группа причин имеет не меньшее значение, чем первые две и на нее приходится не менее 1/3 конфликтов в организациях.

Отсюда важнейшая задача любого коллектива – поддержание здоровой морально-психологической атмосферы внутри себя, создание обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания.

От здорового психологического климата в организации, взаимного уважения, равно как и от строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе) зависит не только работоспособность сотрудников, но и стабильность организации в целом, моральная устойчивость ее коллектива.

Созданию такой атмосферы во многом способствует знание и соблюдение норм служебной этики, правил служебного поведения. Как и при любом человеческом общении, главное назначение этих норм и правил – гуманизировать и облагородить отношения между членами коллектива, коллегами и сотрудниками.

По общему мнению, нормы служебной этики облегчают и упрощают взаимоотношения между членами организации, служат определенной гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга. Это объясняется тем, что, предписывая определенный стиль поведения и взаимоотношений, нормы служебной этики позволяют человеку правильно ориентироваться в обстановке и, зная как поведет себя тот или другой коллега в данной ситуации, вести себя соответственно и чувствовать себя комфортно. В отличие от норм, регулирующих отношения людей в частной жизни, нормы служебной этики требуют от людей, занимающих то или иное положение в обществе, вести себя адекватно этому положению.

В данном случае речь о служебной этике(этике служебных отношений), а не о служебном этикете.Эти понятия не следует смешивать и отождествлять.

Служебный этикет - внешнее соблюдение норм служ<

Наши рекомендации