Правовой статус личности в правовом государстве

1. Правовой статус личности в условиях формирования правового государства.

2. Обеспечение прав и свобод личности как главная функция правового государства.

3.Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что положение с правами человека, которое складывается в настоящее время в нашей стране, характеризуется чрезвычайной противоречивостью. С одной стороны, созданы благоприятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, проведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, расширения международного сотрудничества в области прав человека и гуманитарных проблем. С другой стороны, усиливающийся социальный и политический кризис, резкое социальное расслоение приводит к снижению уровня социальной защищенности человека. Вследствие противоречивости законодательства и связанной с ним юридической неопределенности в решении многих жизненных вопросов, появились признаки неустойчивости правового статуса граждан, снижается уровень гарантий прав и свобод личности.

Серьезным фактором, влияющим на правовую ситуацию в стране, стал национальный вопрос. Рост национального самосознания людей, новые подходы к решению проблем государственного устройства с учетом роли автономий создали совершенно иную ситуацию, поставили на повестку дня вопрос об обновлении федерации. Так что спектр проблемы, являющейся темой , довольно широк. Поэтому студенту следует ограничить круг вопросов. В частности, студенту следует подвергнуть анализу понятие «правового статуса личности». Эта категория не только многоаспектна, но и многоэлементна, поэтому не случайно различие подходов к анализу этой категории. Можно предложить для анализа понятие правового статуса личности как юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством. В этой связи автору следует раскрыть основные принципы правового статуса личности: это полнота прав и свобод, равенство прав и обязанностей, сочетание общественных и личных интересов, реальность, гарантированность прав и обязанностей, динамизм правового статуса личности.

Логичным продолжением первого вопроса является анализ проблемы обеспечения прав и свобод личности как основной функции правового государства. Здесь студент должен ориентировать внимание на то, что исходным пунктом и конечной целью формирования правового государства должно стать обеспечение прав и свобод человека, ибо гарантирование субъективных прав, их юридическое обеспечение имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правового статуса личности.

Завершается работа анализом путей совершенствования системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы. Здесь студенту следует обратить внимание на то, что переход государства к рынку ставит задачу по-новому рассматривать вопросы экономической свободы личности, создать новые правовые механизмы ее обеспечения. Это требование обусловлено подписанием Российским государством Итогового Венского документа и Парижской хартии для новой Европы, где наше государство взяло на себя обязательство приведения законодательства в соответствие с международными правилами, содержаниями основных принципов экономической свободы личности, осуществляемой в условиях демократии и защищаемой верховенством закона. Полагаю, что студенту следует проанализировать главу вторую Конституции России, закрепляющую права и свободы человека и гражданина. Наконец, предметом рассмотрения автором должны быть вопросы развития политических прав и свобод в условиях политической реформы.

ТЕМА 8.

Политический режим как элемент формы государства

1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти.

2. Типология политических режимов.

3. Сравнительная характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Методические указания

Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, своеобразным «барометром», определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.

Приступая к анализу первого вопроса, студенту следует иметь в виду, что политический режим отражает стратегию и тактику управляющих элит и ответную реакцию на нее управляемой части населения (иногда этот процесс происходит в обратном направлении) в управлении делами общества и государства.

Среди методов, реализуемых политическими режимами, в науке выделяют революционные, военные, реформаторские, «путчистские», консервативные способы властвования.

В качестве основных средств, используемых властью для упрочения своего политического режима, следует обратить внимание на средства, возникающие вне сферы политики, но активно используемые в интересах политического режима (культурные, этические, общественные нормы, традиции, идеология, доверие и др.); средства, возникающие в сфере политики, создаваемые самой властью (политическое знание, ораторское искусство, символика и ритуалы, СМИ, пропаганда, общественные движения, митинги, собрания, манифестации; принуждение, харизма и т.п.).

Принципиальное значение в сущности любого политического режима приобретает содержание метода принуждения (как одного из методов осуществления государственной власти). В условиях демократии принуждение всегда является правовым, т.к. компетенция государственных органов устанавливается правом, в праве закрепляется форма государства (в том числе политический режим), само же право соответствует естественным правам человека, принципам гуманизма, равенства всех перед законом.

Но прежде всего политический режим старается использовать метод убеждения. Однако в антидемократических режимах этот метод связан главным образом с принуждением и базируется на господствующей идеологии и на страхе за возможные принудительные санкции.

Напротив, в условиях демократии содержание данного метода составляет пропаганда общегуманитарных принципов, прав и свобод человека, их законодательная защита, широкая юридическая информированность населения, развитие правовой культуры и т.д.

Важную роль для ненасильственного разрешения противоречий, возникающих в государстве, играют выборы высших органов власти (президента, парламента), органов местного самоуправления. При этом выборы должны соответствовать ряду условий: альтернативность, периодичность, представительный характер, реальность (не номинальность) избираемых лидеров.

С практическим функционированием политического режима напрямую связан вопрос о централизованном и децентрализованном правовом регулировании. Разумеется, антидемократические режимы, характеризующиеся централизацией и концентрацией власти, стремятся преимущественно к централизованному правовому регулированию, охватывая им все сферы социальной жизнедеятельности. Однако, если государство использует в процессе управления либерально-демократические методы, в нем находит свое проявление сочетание централизованного и децентрализованного правового регулирования.

Органической частью государственного и политического режимов выступает правовой режим. В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в правовом режиме, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, второй ― нацелен на их сдерживание. Стимулирующие начала выступают более гибкими способами регулирования, являясь правовым выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению, средством укрепления демократических основ.

Общепризнанным средством утверждения демократического политического режима является развитая многопартийная система.

В настоящее время можно говорить о своего рода «всплеске» российской многопартийности, что закономерно вызывает острую необходимость в создании надлежащей правовой базы, чего до сих пор не наблюдается.

Многопартийность в условиях демократического политического режима не является самоцелью, а служит, прежде всего, способом формирования политических структур, участвуя в государственной власти в качестве средства ее демократической реализации.

Рассматривая соотношение целей и средств политической власти, следует отметить, что цель государственного развития должна быть реальной, соответствовать объективным потребностям общества, интересам граждан, не должна нарушать общепринятых моральных норм и принципов.

Максимальная польза, «отдача» политической власти достигаются лишь при условии совпадения целей используемых средств, а в конечном итоге ― полученного социального результата, что является надежным критерием эффективности данного политического режима.

Акцентируя внимание на категориях формы и содержания политической власти, ее функциях, формах их осуществления, уровнях реализации властных отношений, к основным функциям власти студенту следует отнести господство, руководство, управление и контроль.

Содержание власти многогранно, оно не исчерпывается господством, принуждением, насилием, с чем нередко власть ассоциируется. В основе властных отношений могут находиться культура, традиции, закон, национальные особенности, добровольное подчинение воле одного лица (объективная необходимость единоначалия, например, в условиях войны, чрезвычайных ситуациях или даже обычного производства).

Практическое выражение деятельности по реализации функций государства получило наименование форм осуществления государственной власти. С точки зрения специфики отдельных видов государственной деятельности принято различать в качестве основных форм осуществления функций государства законодательную, управленческую (исполнительно-распорядительную, административную, судебную, надзорную и др.).

Продолжая освещение вопроса, студенту следует обратить внимание на разграничение политической и государственной власти как принцип функционирования политического режима. В частности, в пользу разграничения политической и государственной власти свидетельствуют следующие аргументы:

¾ государственная власть, будучи публичной, выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части и социальной группы, являющейся субъектом политической власти), имеет «публичную» материальную основу (казенные имущества, налоги и т.д.);

¾ в отличие от политической власти, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви (законодательную, исполнительную, судебную) с соответствующими прерогативами;

¾ одним и субъектов политической власти выступают органы местного самоуправления, которые согласно ст. 3 п. 2. ст. 12 Конституции РФ являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.

Из данного различия политической и государственной власти вытекает несовпадение политического и государственного режимов, хотя они и тесно взаимосвязаны.

Государственный режим ― составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более емкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

Государственный режим реализуется через систему органов государственной власти, через их взаимодействие с гражданским обществом, закрепляется и охраняется правом, законами.

Поскольку государственный режим опирается на право, его нередко называют государственно-правовым. И в этом ― еще одно его отличие от политического режима, который основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах ― моральных, общественных, партийных, политических и других.

В итоге государственный режим можно определить как совокупность форм, методов, способов и средств властвования, через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование.

Приступая к рассмотрению вопроса о типологии политических режимов, студенту следует рассмотреть различные подходы к классификации политических режимов, выявить их основные отличительные признаки, определить общее и особенное в политических режимах, их «оттенки», специфику.

В настоящее время типология политических режимов разработана недостаточно полно и всесторонне.

Тоталитаризм как режим, сформированный на основе однопартийной системы и единой идеологии, характеризующейся предельной концентрацией власти в руках «вождя», отличающийся этатизмом, автаркией и нарушением прав человека.

Под авторитаризмом понимается политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая концентрируется в руках одного человека или в одном органе, снижая роль других (прежде всего, представительных) его институтов.

По мере эволюции в сторону демократии тоталитарный режим проходит стадию авторитаризма, в то же время возможна обратная эволюция демократии через авторитаризм в тоталитаризм.

Тесно примыкают к авторитарным режимам военные режимы. Их можно считать разновидностью авторитарных.

Прямую противоположность тоталитарному, авторитарному и военному режимам представляет демократический режим.

Демократия (от греч. demos ― народ и cratos ― власть, народовластие) ― одна из форм политической и социальной организации, представляющая гражданам реальные экономические, политические и иные права, обеспечивающая их участие в управлении государством и обществом.

Завершить рассмотрение этого вопроса следует анализом основных причин, оказывающих воздействие на политические режимы, детерминирующие разнообразие их типов.

Поскольку политический режим является составной частью формы государства, он подвержен воздействию со стороны двух других элементов (формы правления и формы национально-государственного устройства). Определенную роль играют обстановка как внутри государства, так и на международной арене, уровень экономического и культурного развития, территориальный размер государства, его этнический состав.

Нельзя не отметить также влияния на тип политического режима национальных особенностей той или иной страны, ее менталитета, религии, исторических традиций. Велико значение демографического и природно-географического факторов.

Определенное значение могут иметь личностные качества лидера, его способность принимать оптимальные решения, не ущемляющие интересов отдельных социальных групп. Наиболее ярко «субъективный фактор» проявил себя, в частности, в период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, когда было найдено два пути выхода из него. Один из них связан с именем Ф. Рузвельта, его «новым курсом», второй ― с именем Гитлера, его национал-социализмом.

ТЕМА 9.

Наши рекомендации